Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Тема фуги и ее преобразование в проведениях






    Тема – музыкальная мысль, составляющая содержательную и конструктивную основу фуги, служащая исходным моментом и итогом формообразования.

    Жанровые основы тем зависят от природы:

    · вокальные: хоральные и песенные (отчасти декламационные);

    · инструментальные: танцевальные и моторные.

    Признаки жанровых основ тем:

    1. Хоральные темы:

    а) вокальный тип интонирования;

    б) мерный, но скрыто нерегулярный ритм;

    в) недетализированный мелодический рисунок;

    г) как правило, единого строения;

    д) начало на первой доле, окончание – на любой сильной.

    Примеры из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха[13]: cisI, EII, fI, HII.

    2. Песенные темы:

    а) вокальный тип интонирования;

    б) детализированный мелодический распев;

    в) разделение тонов мелодии на стержневые и опевающие;

    г) непериодичный ритм;

    д) тенденция к мотивному расчленению;

    е) начало – часто не с первой доли, часто – слабое окончание;

    ж) начало с I или V ступени, окончание – на любом тоне Т53.

    Примеры: cII, CI, esI, fisI.

    3. Декламационные темы:

    а) сочетание вокальных и речевых интонаций;

    б) резкий мотивный контраст;

    в) наличие остроэкспрессивного оборота;

    г) использование трудноинтонируемых скачков;

    д) наличие пауз;

    е) репетиция на одном тоне.

    Примеры: gI, gII, aII.

    4. Танцевальные темы:

    а) инструментальная природа;

    б) периодичность;

    в) повтор ритмоформулы;

    г) размашистый и детализированный мелодический рисунок;

    д) скрытое неодноголосие.

    Примеры: cI, GI, CisI, EsI.

    5. Моторные темы:

    а) инструментальная природа;

    б) равномерный ритм;

    в) периодичный детализированный музыкальный рисунок;

    г) репетиционные повторы.

    Примеры: GII, eI, cisII, gisII, BII.

    По диапазону тема может быть от уменьшенной кварты (cisI) до полутора октав (GII).

    По протяженности строение тем зависит от жанра (самые короткие – хоральные, самые длинные – моторные) и от мастерства автора (чем больше мастерство, тем темы короче. У раннего Баха много длинных тем). Общий принцип строения тем бывает двояким: это либо тематическое ядро с развертыванием, либо идея контрастов двух типов движения. По строению тема может представлять собой простую периодичность, пару периодичностей и даже модель строения фуги в целом[14].

    Ответ – второе проведение темы в фуге. Функция ответа двойственная:

    1. Повторение и утверждение темы.

    2. Перемещение самой темы в новый контекст (неодноголосие и другая тональность).

    Таким образом, основная идея ответа – самоутверждение и самоотрицание.

    Существуют 2 вида нормативных ответов:

    1. Реальный – точная транспозиция в тональность доминанты.

    2. Тональный – вариант темы, в которой ступень, соответствующая доминанте, заменяется субдоминантовой, а тональность D – тональностью S. Происходит спуск на секунду звука, мотива или фрагмента темы. Тональный ответ возможен тогда, когда D активизируется в начале или в конце темы.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.