Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль и жанр






В литературе есть разделение на вокальную и инструментальную музыку, но есть романс-вальс и тому подобное. Музыкальным жанром мы называем разновидность какого-либо произведения.

Жанры могут классифицироваться по разным признакам, например по составу исполнителей, по характеру, обстоятельствам исполнения.

 

I. А.Н. Сохор предлагает классификацию по формам музицирования:

1) для массового исполнения, где нет разделения на исполнителя и слушателя (исполнение гимнов, хоралов, революционных песен и т.д.);

2) для слушания, с разделением на слушателей и исполнителей.



Эта классификация основана на классификации Бесселера, у которого есть музыка обиходная и музыка преподносимая.

 

II. Разграничение на первичные и вторичные жанры, предложенное В.А. Цуккерманом:

1) массово-бытовые (часто связанные с народной музыкой; хорал);

2) профессиональные (театральная и концертная музыка, в которой могут быть отражены первичные жанры).

Когда мы говорим о музыке быта, надо помнить, что исторически она первична. Различие первичных жанров между собой определяется практикой бытования (колыбельная предназначена для укачивания, поэтому для нее характерен определенный ритм), которая определяет музыкальные средства. Отсюда – своя ритмическая формула, определяющая жанр и стиль. В первичных жанрах происходит отражение жизненных явлений.

 

III. В связи с различными условиями исполнения:

1) театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл, музыка к драматическим спектаклям);

2) концертные (симфония, соната, квартет);

3) массово-бытовые (песня, танец, марш);

4) культовые (реквием, месса).

 

IV. По кругу образов (В.А. Цуккерман):

1) Лирические;

2) повествовательно-эпические;

3) моторные (куда включаются разновидности движения – танец, марш и т.д.);

4) картинно-живописные.

С.С. Скребков выделил жанры:

5) речь (декламационные);

6) моторность;

7) пение человека.

А.Н. Сохор добавил:

8) инструментальную сигнальность;

9) звукоизобразительность.

 

V. В конце концов жанры могут быть:

1) простые (фортепианная пьеса, романс);

2) сложные, включающие в себя простые (опера, балет, симфония и т.д.).

Музыкальный жанр привязан к практике бытования. Но иногда может быть перенос жанра из условий привычного бытования (например, месса исполняется не в храме, а в концерте). Это называется экстраполяцией жанра. Возможно и жанровое смешение (например, вальс-симфония, симфония-балет и т.д.).

 

Итак, жанр – разновидность музыкального произведения, которая определяется условием бытования произведения.

Музыкальный стиль – это система музыкального мышления; совокупность всех свойств музыки, определенная комплексом выразительных средств (авторский стиль, стиль эпохи, стиль отдельного произведения).

 

Стиль определяет художественное единство произведения. Элементы того или иного стиля могут существовать в другом стиле. Возможности стилистических связей внутри одного произведения наиболее ярки, когда есть цитата. Возможны два способа введения цитаты:

1. Возвышающее значение цитаты (Р. Щедрин, «Анна Каренина» - цитата из Чайковского).

2. Принижающее значение, создающее комический эффект («Романс» Д. Шостаковича из «Цикла на слова из журнала “Крокодил”» начинается с темы Dies irae).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.