Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус сотрудника органа внутренних дел - основа антикоррупционного поведения.






 

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел законодательно закреплен и содержит правила антикоррупционного поведения.

Так, при приеме на службу в органы внутренних дел к кандидатам на статус сотрудника ОВД предъявляются следующие требования:

1) гражданство РФ;

2) возраст: не моложе 18 лет и не старше 35 лет. В учебные заведения МВД России могут приниматься лица, не достигшие 18 лет. На службу в полицию имеют право поступать граждане не моложе 18 лет и не старше 35 лет;

3) необходимые деловые, личные и нравственные качества;

4) достаточное образование для занятия соответствующей должности;

5) здоровье, позволяющее выполнять функциональные обязанности. Статья 9 Положения о службе в органах внутренних дел устанавливает ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении. В частности, гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он: вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным; имел или имеет судимость; не отвечает требованиям, предусмотренным в статье 8 Положения о службе в ОВД.

Сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Согласно статье 29 Закона «О полиции» на сотрудника полиции распространяются отграничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником полиции должностных инструкций по осуществлению оперативно-разыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников полиции, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К числу рассматриваемых категорий относятся следующие правила.

1. При исполнении служебных обязанностей сотрудник находится под защитой государства.

2. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. Сотрудник в своей деятельности руководствуется требованиями законов. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник обязан принять меры к исполнению закона.

3. Законные требования сотрудника обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником возложенных на него обязанностей влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.

4. Сотрудники не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причинённый правонарушителю применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причинённый вред соразмерен силе оказываемого сопротивления.

5. Сотруднику гарантируется судебная защита его прав и свобод.

6. Сотрудник органов внутренних дел, добросовестно выполняя служебные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на срыв оперативно-служебных задач. Защита сотрудника от противоправных действий дискредитирующего характера является моральным долгом руководства МВД России. Руководителю органа, подразделения, учреждения системы МВД России надлежит поддерживать и защищать сотрудница в случае его необоснованного обвинения. Сотрудник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.

7. Сотрудник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя и честь, дискредитирует своё подразделение и органы внутренних дел, лишается морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны граждан, коллег и сослуживцев.

8. Подача сведений о доходах, предусмотренных статьей 9.1 Положения службе в органах внутренних дел (впервые подаются в первом квартале 2010года (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ)).

9. Сотруднику органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД России, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Сотрудник органов внутренних дел не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

10. Статья 35 Положения о службе в органах внутренних дел устанавливает обязанности начальника органов внутренних дел по поддержанию служебной дисциплины. В частности, начальник несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Наряду с высокой требовательностью к ним он обязан:

- создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;

- воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;

- обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

- уважать честь и достоинство подчиненных;

- не допускать протекционизма в работе с личным составом, проследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел[1].

Первый шаг на пути исключения коррупционных проявлений сотрудников органов внутренних дел - это подбор кадров, исключающий коррупционную предрасположенность.

В кадровой политике должен быть обеспечен безусловный приоритет профессионализма, деловитости и нравственности[2].

Должна быть проведена тщательная проверка кандидатов на статус сотрудника органа внутренних дел. А. А. Прохожее предлагает разработать методы и процедуры оперативно-технической проверки неподкупности, честности и ответственности должностных лиц в Российской Федерации, предусмотрев применение этих методов и процедур федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции», как мероприятия, проводимые систематически в отношении каждого должностного лица в Российской Федерации[3].

Отслеживать отрицательно характеризующихся кандидатов на статус сотрудника органа внутренних дел или сотрудника внутренних дел возможно по единым системам учета.

На основе внедрения единого программного обеспечения создан и функционирует информационный массив, содержащий сведения обо всех правонарушениях сотрудников ОВД и ФМС России (Приказ МВД России от 21 декабря 2006 года № 1052 дсп «О ведомственном учете нарушений законности»).

Кроме того, необходимы информационные ресурсы, содержащие сведения об отказе в приеме на работу по отрицательным основаниям (употребление наркотических и психотропных средств). В 2009 году принято решение об использовании института личного поручительства при приеме на службу и перемещении на вышестоящие должности.

Кроме того, необходимы и способы стимулирования антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел. К ним можно отнести, во-первых, гарантированное продвижение по служебной лестнице, при наличии положительных результатов деятельности. Во-вторых, ротация руководящих кадров по истечении 5-летнего срока работы на одной должности. А. Ф. Ноздрачев отмечает, что принцип ротации в законодательстве закреплен, однако нет перечня должностей по видам государственной службы, по которым должны предусматриваться ротация государственных служащих и порядок ее проведения. Очевидно, ротация - предмет специального указа Президента РФ[4]. В-третьих, систему мер поощрений (материального, морального и иного характера) за добросовестное выполнение своих обязанностей.

Социальная защищенность крайне важна для сотрудников органов внутренних дел, о чем свидетельствуют и результаты их анкетирования. Так, на вопрос «Чувствуете ли Вы себя социально защищенными?» 34% из опрошенных ответили отрицательно, 38% указали на частичную защищенность, 14, 5% считают себя защищенными в полной мере. Удивляет тот факт, что 13, 5% сотрудников не смогли ответить на данный вопрос.

Итак, важнейшей профилактической составляющей антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел является определение его правового статуса как основы антикоррупционного поведения, включающего качественные характеристики кандидата на службу в органы внутренних дел, гарантированное стимулирование за добросовестную службу, неблагоприятные последствия при наличии коррупционных проявлений[5].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.