Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые аспекты регулирования предпринимательства в сфере туризма






 

Осуществление предпринимательской деятельности в сфере туризма основывается на ряде законодательных актов. Основными актами законодательства, регулирующими туристическую деятельность в Республике Беларусь, являются следующие:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изменениями и дополнениями.

2. О туризме. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. N 326-З (в ред. Закона РБ от 09.01.2007 N 206-З).

3. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г.

4. О лицензировании отдельных видов деятельности. Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17

5. Положение о лицензировании туристской деятельности. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1377 (в ред. постановлений Совмина от 12.07.2007 N 899, от 29.12.2007 N 1913).

6. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства. Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255.

7. О государственной программе поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.

8. О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371

9. О туристском ваучере. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 августа 2005 г. № 23.

10. Об утверждении национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы. Постановление Совмина РБ от 24 августа 2005 г. N 927

11. О предпринимательстве в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. N 813-XII с последующими изменениями и дополнениями.

12. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г.

Кроме указанных основных актов существуют также специальные законы и акты Президента и правительства, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, в т.ч. туристскую. Предпринимателю необходимо изучить налоговый кодекс и законодательство о налогах, закон об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь, а также акты законодательства, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, порядок заключения договоров, порядок расчетов и другие правовые отношения.

Консультации и определенную помощь по вопросам предпринимательской деятельности могут оказать:

· отделы местных исполкомов и администраций, которые занимаются вопросами развития и поддержки предпринимательства;

· налоговые инспекции, оказывающие консультации по проблемам, связанным с налогообложением;

· центры поддержки предпринимательства, которые оказывают содействие субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материальных ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных объектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности;

· инкубаторы малого предпринимательства, которые могут предоставлять специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретении ими финансовой самостоятельности;

· центры занятости, которые информируют безработных о порядке и условиях организационного и финансового содействия предпринимательской деятельности с использованием средств Фонда содействия занятости; изучают деловые качества безработных и перспективы избранного ими вида предпринимательской деятельности и оказывают практическую помощь в подготовке необходимых для получения финансовой помощи документов; определяют соответствие профессиональных качеств безработных требованиям конкретных видов предпринимательской деятельности; предоставляют (в рамках средств, предусмотренных бюджетом) безработным субсидии (ссуды) для организации предпринимательской деятельности; при необходимости за счет Государственной службы занятости Республики Беларусь направляют безработных на обучение основам предпринимательства (с выплатой стипендии), а также могут в зависимости от социальной значимости избранного вида деятельности компенсировать полностью либо частично расходы по регистрации, получению лицензии, открытию счета, изготовлению печати и оплате нотариальных услуг, связанных с перечисленными действиями.

Существует также достаточное количество консультационных (консалтинговых) и юридических фирм, которые оказывают консультации, готовят учредительные документы, а также проводят организационную работу по регистрации юридических лиц.

Предпринимателю необходимо ознакомиться с направлениями деятельности Министерства спорта и туризма, Национального агентства по туризму, Управления спорта и туризма Витебского облисполкома (или других регионов), чтобы получить актуальную и объективную информацию о состоянии и перспективах развития туризма, о новостях в законодательстве по туризму, планируемых мероприятиях и другое.

Для повышения информированности о проблемах и направлениях развития предпринимательства в Беларуси, стоит ознакомиться с деятельностью республиканского и областных бизнес-союзов, которые представляют интересы предпринимателей. Так, основной целью Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского является координация предпринимательской деятельности и защита имущественных интересов членов данного союза. Среди задач можно выделить содействие рыночным реформам, становлению и развитию негосударственного сектора экономики; помощь членам союза в развитии их бизнеса, решении кредитных, юридических, финансовых, коммерческих и производственных проблем, нормализации социальных и трудовых отношений; деятельность по совершенствованию законодательства в области экономического (коммерческого) и трудового права; содействие развитию международных отношений между представителями бизнеса в Беларуси и за рубежом и др. Общественное объединение «Ассоциация нанимателей и предпринимателей» (АНП) приоритетной считает работу по повышению значимости и роли частного бизнеса в решение социально-экономических проблем Витебской области и Республики Беларусь. АНП объединяет более ста представителей малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей из 4 городов и 13 районов Витебской области, имеющих большой опыт работы в бизнесе. В числе задач ставит оказание помощи начинающим предпринимателям, участие в реализации областных, республиканских и международных программ и проектов по развитию предпринимательства в области и республике и т.п. Необходимую информацию можно получить на сайтах соответствующих ведомств и организаций во всемирной глобальной сети Интернет (адреса сайтов приведены в Приложении 7).

Бизнес-план туристского предприятия

 

Составление бизнес-плана является первым шагом начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, он дает характеристику процесса функционирования фирмы, отражая то, каким образом фирма собирается достичь поставленных целей. Бизнес-план помогает оценить собственные силы и предотвратить возможные негативные последствия, содержит контрольные показатели коммерческой деятельности и является экономическим обоснованием при получении финансовой поддержки со стороны государства, банков и других инвесторов.

Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.

Бизнес-план составляется для внешних и внутренних целей предприятия. К внешним целям относится привлечение инвестиций или заемных средств, привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, демонстрация возможностей предприятия, подтверждение эффективности инвестиционного проекта и высокого уровня менеджмента. Внутренние цели – это понимание стратегических целей бизнеса, сильных и слабых сторон, планирование бизнеса, понимание рыночной среды и реального положения предприятия, возможной эффективности при заданных условиях.

Бизнес-планы разрабатываются на различные инвестиционные и инновационные проекты, или процессы, связанные с созданием новых компаний или подразделений, разработку и поставку на рынок необходимых услуг или товаров, реконструкции предприятий, расширением производства, усовершенствованием технологий и производства, повышением производительности труда и качества производимой продукции.

Для создания турфирмы приоритетными являются бизнес-планы инвестиционных проектов. Разработка бизнес-планов осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами нашего государства:

1. Инвестиционным Кодексом Республики Беларусь.

2. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 № 186 «Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год».

3. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158 «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» (в ред. постановления Минэкономики от 07.12.2007 № 214).

4. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (в ред. постановлений Совмина от 28.08.2006 № 1091, от 28.10.2008 № 1602, от 29.09.2009 № 1258).

Так, постановлением № 158 установлены основные правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов, выделены ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определены единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов. В соответствии с этими правилами описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:

1) Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. В резюме целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости. Сводные показатели по проекту (отдельные исходные данные, выходные показатели экономической эффективности проекта) оформляются в таблицу. Раздел «Резюме» составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблицы) – 2-3 страницы.

2) Характеристика организации и стратегия его развития. В данном разделе даются описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и экономике страны в целом. Отражаются сильные и слабые места в производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, прочие особенности); сведения о правах на имеющиеся основные средства (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него; информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными требованиями. При описании стратегии развития организации раскрываются главные цели и задачи перспективного развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, внедрение новых и высоких технологий и иные цели); актуальность и новизна предлагаемого проекта; соответствие имеющихся производственных мощностей прогнозируемым объемам производственной программы; обоснование потребности в дополнительных, необходимых для выполнения производственной программы производственных мощностях на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда); обоснование объема инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства; конкретные мероприятия по достижению заданных целей; обоснование собственных источников финансирования проекта, которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации; потребность в долгосрочных кредитах, займах и других привлекаемых финансовых средствах на капитальные вложения по проекту.

3) Описание продукции (работ, услуг). В данном разделе представляется информация о предлагаемой продукции:

- область применения и основные характеристики;

- контроль качества и соответствие международным и национальным стандартам качества;

- обеспечение гарантийного и послегарантийного обслуживания;

- наличие патентов, лицензий, сертификатов;

- новизна потребительских свойств.

Приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.

4) Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга. В разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Анализ рынков должен включать:

· общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции организации, оценку их емкости, в том числе свободной;

· долю организации на разных рынках;

· динамику развития рынков за последние 3 - 5 лет и прогноз тенденций их изменения;

· основные факторы, влияющие на изменение рынков;

· основные требования потребителей к продукции;

· оценку возможностей конкурентов и основные данные о предлагаемой ими продукции;

· технологическое и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок данной продукции;

· преимущества организации перед конкурентами.

Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражаются: стратегия сбыта; расчет и обоснование цены с учетом действующего законодательства; обоснование стратегии ценообразования; тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка; оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе; затраты на маркетинг и рекламу; план мероприятий по продвижению продукции на рынки.

5) Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:

Ø программы производства и реализации продукции;

Ø материально-технического обеспечения;

Ø затраты на производство и реализацию продукции.

Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей. В подразделе «Материально-техническое обеспечение» производства излагаются перспективы обеспечения проекта требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, топливно-энергетическими и другими ресурсами. В подразделе «Затраты на производство и реализацию продукции» даются обоснования по каждому элементу затрат на производство и реализацию продукции, прогнозируются их изменения в перспективе.

6) Организационный план должен содержать комплексное обоснование организационных мероприятий. Также приводится обоснование штатной численности организации, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяются необходимая квалификация и численность специалистов.

7) Инвестиционный план. В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду затрат. Общие инвестиционные затраты определяются как сумма инвестиций в основной капитал с учетом налога на добавленную стоимость и затрат под прирост чистого оборотного капитала. Инвестиции в основной капитал представляют собой ресурсы, требуемые для строительства, реконструкции, приобретения и монтажа оборудования, осуществления иных предпроизводственных мероприятий, а прирост чистого оборотного капитала соответствует дополнительным ресурсам, необходимым для их эксплуатации. Сумма инвестиций в основной капитал по проекту без учета НДС определяет стоимость инвестиционного проекта.

8) Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности. Расчет прибыли от реализации продукции оформляется в таблице, где отражаются ежегодно образующаяся прибыль или убытки. В распределении прибыли показывается объем прибыли, который используется на выплату дивидендов, оплату труда, пополнение оборотных средств, поддержание социальной сферы и другие текущие выплаты обязательного характера. Также осуществляется расчет налогов, сборов и платежей. Прогнозирование потока денежных средств производится путем расчета притоков и оттоков денежных средств от текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации по периодам (годам) реализации проекта. Распределение во времени притока средств должно быть синхронизировано с его оттоком. При этом накопительный остаток денежных средств по периодам (годам) реализации проекта должен быть положительным. Проектно-балансовая ведомость содержит основные статьи, такие как внеоборотные и оборотные активы, капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства. В случае проведения расчетов по проекту с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в целом базовый период проектно-балансовой ведомости формируется на основании данных бухгалтерского баланса организации за соответствующий период (год), по периодам (годам) реализации проекта - с учетом изменений стоимости внеоборотных и оборотных активов и источников их финансирования, связанных с реализацией проекта. По мере реализации проекта финансово-экономическая часть бизнес-плана может пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта продукции, налогового окружения и иных факторов с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности реализуемого проекта.

9) Показатели эффективности проекта. Оценка эффективности инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемого чистого дохода от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между чистым доходом по проекту и суммой общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат по проекту. На основании чистого потока наличности рассчитываются основные показатели оценки эффективности инвестиций: чистый дисконтированный доход, индекс рентабельности (доходности), внутренняя норма доходности, динамический срок окупаемости.

10) Юридический план. В юридическом плане описывается организационно-правовая форма будущей организации, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности организации, особенности внешнеэкономической деятельности. В случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями отдельно указываются форма участия иностранного инвестора, доля иностранного инвестора в уставном фонде организации, порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, иные условия привлечения инвестиций.

Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц - при проведении расчетов в полном объеме. При проведении расчетов бизнес-плана инвестиционного проекта в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями - инвестиционное предложение (табл. 1).

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.