Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция в высшей школе.




Вопросы для обсуждения

1. Роль и место лекции в современном вузе.

2. Достоинства и недостатки лекционной формы обучения.

3. Основные требования к современной лекции.

4. Структура лекции. Характеристика основных структурных компонентов лекции.

5. Оценка качества лекции. Характеристика критериев оценивания лекции.

6. Классификация лекций. Характеристика различных типов лекций.

7. Роль лектора в современной высшей школе. Характеристика лекторских данных.

Задания для аудиторной работы

1. Подготовить лекцию по выбранной теме и дисциплине.

- составить развернутый конспект лекции (тема, план, составляющие элементы, вывод, наглядность и т.д.).

2. Проанализировать разработанную вами лекцию, оценить ее по пятибальной шкале, опираясь на узловые критерии оценки качества лекции:

- актуальность(раскрыта полностью, частично, не раскрыта);

- тип лекции(информационная лекция, проблемная лекция; лекция со встроенными паузами и т.д.)

- содержание (научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи).

- методика (четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции. Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.);

- руководство работой студентов (требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях. Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, шутки, ораторские приемы. Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме);

- лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт);



- результативность лекции (информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей).

Литература

а) основная литература:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004. – 345с.

Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2005. – 150 с.

Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. — К.; О.: Высш. шк., 1978.

Кузьмінський А. І. Педагогіка вищої школи : навч. посіб. / А. І. Кузьмінський. – 2-е вид., стер. – К. : Знання, 2011. – 486 с. – (Вища освіта XXI століття).

Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. ‒ Ростов н/д:феникс, 2002. ‒ 544 с.

Навчальний процес у вищій педагогічній школі / За ред. О.Г. Мороза. — К.: НПУ ім. М. Драгоманова, 2001.

б) дополнительная литература:

Бондарь А.Д. Вопросы дидактики высшей школы/ А.Д. Бондарь. – К.: Высшая школа, 1998. – 284с.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации./ Г.М. Коджаспирова. – М.: Сфера, 2003. – 192с.

Матросов В.Л. Интенсивные педагогические технологии./ В.Л. Матросов. – М.: Наука, 2001. – 390с.

Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Уч.пос./ под ред. В.Л. Матросова. – М.: Сфера, 2004. – 320с.

Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе./ Д.В. Чернилевский. – М.: Сфера, 2002. – 313с.



в) Интернет-ресурсы:

Педагогика – воспитание, дидактика, инновации, педагогическая деятельность [Электронный ресурс] : веб- сайт. – Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/tehpo.htm

Сазыкин, А. М. Особенности подготовки специалистов для туризма / А. М. Сазыкин, Е. Н. Рябинин, А. А. Глушко : веб-страница. – Режим доступа http://priroda.primorsky.ru/itog/6/sazikin.doc.

Технология проблемного обучения [Электронный ресурс] : интернет-сайт. – Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/tehpo.htm

 

Самостоятельная работа

Современная высшая школа в образовательной системе РФ. (Опорный конспект).

 

Вопросы для контрольной работы

Сущность, объект и предмет дидактики высшей школы.

История развития дидактики высшей школы.

Что такое принципы и как они классифицируются?

Педагогические правила и особенности их использовании в учебном процессе.

Что представляет собой учебный план? Обозначьте особенности его построения.

Назовите общие положения определение содержания и организации учебного процесса в современной высшей школе.

Дайте характеристику основных циклов учебных дисциплин высшей школы.

Что такое учебная программа и каковы требования к ее структурного построения?

Какой смысл вы вкладываете в понятие «методы обучения», «приемы обучения», «средства обучения»?

Перечислите известные вам организационные формы обучения.

Сущность педагогического мастерства и его структура

Элементы актерского и режиссерского мастерства в работе учителя

Педагогическая техника учителя и пути ее формирования

Речь учителя как основное средство его профессионального взаимодействия

Мастерство педагогического общения

Педагогический такт и мастерство учителя

Конфликты в педагогической деятельности, их сущность и разрешение.

Роль и место лекции в современном вузе.

Сущность и структура лекции. Основные требования к современной лекции.

Структура лекции. Характеристика основных структурных компонентов лекции.

Роль лектора в современной высшей школе. Характеристика лекторских данных.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал