Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 13. Зарождения общественных отношений.






Вопросы социогенеза. Групповое поведение обезьян и проблема зарождения общественных отношений. Принципиальные отличия сообществ животных от человеческого общества.

 

Тема № 14. Биологические предпосылки зарождения социального сознания и человеческой речи.

Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи. Возможности и пределы общения человека с антропоидами и другими высшими позвоночными при помощи искусственных коммуникативных систем.

Интеллект антропоидов и человеческое сознание, их коренные различия. Определяющая роль трудовой деятельности и общественно-исторического развития в зарождении и формировании человеческого сознания.

Тема № 15. Проблема биологического и социального в поведении человека.

Современные подходы к соотношению биологического и социального в поведении человека. Сравнительно-психологические аспекты развития психики на ранних этапах онтогенеза человека. Значение процессов запечатления для формирования ребенка и взрослого. Сравнительно-психологический анализ игр животных и детей.

 


III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия экзамен
               
2 семестр
Тема № 1. Общая характеристика психической активности животных              
Тема № 2. Сущность и особенности инстинктивного поведения животных              
Тема № 2а. Сущность и особенности инстинктивного поведения животных              
Тема № 3. Процесс научения у животных              
Тема № 4. Онтогенетическое в психической деятельности животных              
Тема № 5. Концепции игрового поведения              
Тема № 5а. Концепции игрового поведения              
Тема № 6. Эволюция психического отражения              
Тема № 7. Проблема интеллекта животных              
Тема № 8. Предмет, задачи и методы прикладной зоопсихологии              
Тема № 9. Прикладная зоопсихология и защита окружающего мира              
Тема № 10. Зоопсихологические аспекты поведения животных              
Тема № 10а. Зоопсихологические аспекты поведения животных              
Тема № 11. Предмет и история сравнительной психологии              
Тема № 12. Генетическое родство психики животных и человека              
Тема № 12а. Генетическое родство психики животных и человека              
               
Тема № 13. Зарождение общественных отношений              
Тема № 14. Биологические предпосылки зарождения социального сознания и человеческой речи              
Тема № 14а. Биологические предпосылки зарождения социального сознания и человеческой речи              
Тема № 15. Проблема биологического и социального в поведении человека              
Итого за 2 семестр:              
Всего по дисциплине              
Экзамен по дисциплине              

 

 

Семинар по теме № 2а. Сущность и особенности инстинктивного поведения животных.

Доклад: Этологический подход К.Лоренца, Н.Тинбергена к проблеме инстинктивного поведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Врожденное и приобретенное в поведении животных.

2. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении.

3. Проблемы инстинкта и научения в свете эволюционного учения.

4. Пластичность инстинктивного поведения.

Рекомендуемая литература:

1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: МГУ, 1976, 1992, 1999.

2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ.

3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985.

4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция. -М.: Мир, 1988.

 

Семинар по теме № 5а. Концепции игрового поведения.

Доклад: Сущность концепции игрового поведения, сформулированные Г.Спенсером, К.Гроосом, К.Фабри.

Содоклад: Виды игрового поведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика развития в ювенильном (игровом) периоде.

2. Познавательное значение игровой активности.

 

Рекомендуемая литература:

1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: МГУ, 1976, 1992, 1999.

2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ.

3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985.

4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция. -М.: Мир, 1988.

 

Практическое занятие по теме № 10а*. Зоопсихологические аспекты поведения животных.

Вопросы для отработки:

1. Наблюдение поведения животных в искусственных условиях.

2. Наблюдение социального поведения животных.

3. Наблюдение и анализ результатов влияния современных условий на поведение животных.

Рекомендуемая литература:

1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М.: МГУ, 1976, 1992, 1999.

2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ.

3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985.

4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция.-М.: Мир, 1988.

 

Семинар по теме № 12а**. Генетическое родство психики животных и человека.

Доклад: Биологические основания сравнительной психологии в подходе В.А. Вагнера.

Содоклад: Антропологический подход к проблеме развития психики человека.

Вопросы для обсуждения:

1.Родство и качественные различия психики животных и человека.

2.Особенности антропогенеза.

3.Гаптические и сенсорные предпосылки появления человека.

Рекомендуемая литература:

1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: МГУ, 1976, 1992, 1999.

2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ.

3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985.

4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция. -М.: Мир, 1988.

5. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. – М.: Наука, 1970.

6. Вагнер В.А. Сравнительная психология. Москва-Воронеж, 1998.

 

Семинар по теме № 14а. Биологические предпосылки зарождения социального сознания и человеческой речи.

Доклад: Современные подходы к проблеме зарождения социального сознания и человеческой речи.

Содоклад: Опыты по обучению обезьян разговаривать.

Вопросы для обсуждения:

1.Язык современных обезьян и его отличия от членораздельной речи.

2.Зарождение и формирование человеческого сознания.

Рекомендуемая литература:

1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологи. -М.: МГУ, 1976, 1992, 1999.

2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ.

3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985.

4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция. -М.: Мир, 1988.

5. Фишель.В. Думают ли животные (перевод с немецкого). - М.: Изд. Мир, 1973.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.