Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии






Известный исследователь Я.Дембовский не без основания утверждает, что зоопсихологу постоянно угрожает двоякая опасность, с одной стороны, механицизм, а, с другой стороны, антропоморфизм. В истории развития представлений о психике животных можно выделить закономерные, периодические переходы от антропоморфических к механистическим взглядам и обратно. Показателен в этом плане период времени, который начался с работ Ч.Дарвина. Ученые дарвиновской эпохи совершили вполне понятную ошибку. Они рассуждали так: поскольку мы наследники животных, то и животные должны быть похожи на нас. Они должны думать так же, как и мы, и иметь те же нравственные категории. Например, все еноты – воры, так как они воруют зерно у фермеров; птицы – невинные существа, за исключением сойки, которая совершает набеги на чужие гнезда и, следовательно, может считаться убийцей. Антропоморфизм подразумевает не обдуманное приписывание животному качеств человека. Такой подход, в частности, ярко проявился у Брэма в его знаменитой “Жизни животных”, а также у ученика Ч.Дарвина Дж.Романеса в его книге “Разум животных”. Конечно, человек произошел от животных и поэтому сохранил в поведении много общих со своими предками черт. Однако надо признать и то, что он в процессе своей биологической и культурной эволюции приобрел многое, что отличают его от животных. Это несомненно. Таким образом, недопустимым является приписывание животному переживаний и мыслей, которые у человека становятся возможными только в результате его общественного воспитания, его речи и культуры.

Механицизм предлагает рассматривать животное как некий механизм, который лишен психики, эмоций, субъективных ощущений и т.д. Яркими представителями механицизма были бихевиористы, которые полагали, что животное представляет собой весьма сложную машину, действия которой в любом случае можно свести к законам физики, химии и механики. Другими словами, поведение такого механизма, также как действия робота или автомобиля, можно объяснить без привлечения субъективных понятий цели, разума, сознания и т.д.

Механистический подход к поведению животных организмов при всех своих доводах и убедительных аналогиях, на самом деле, не является правомерным, так он не учитывает специфику живых систем, которая появляется в результате развития материи на нашей планете. Современные машины, на самом деле, только в какой-то степени повторяют некоторые особенности поведения и психики животных организмов. Но это не значит, что их можно отождествлять.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.