Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение.






СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по профилактике бродяжничества  
1.1. Бродяжничество как социально-педагогическое явление  
1.2. История социальной работы по профилактике бродяжничества в России  
1.3. Причины детского бродяжничества в современной России  
1.4 Проблемы профилактики безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально-реабилитационный аспекты)  
Выводы по первой главе  
Глава 2. Практика социальной и профилактической работы по решению проблемы беспризорности несовершеннолетних  
2.1 Описание методики экспериментального исследования на выявление склонности подростков к бродяжничеству  
2.2 Экспериментальное исследование на выявление подростками склонности к бродяжничеству  
2.3 Особенности взаимодействия семьи в преодолении склонности подростков к бродяжничеству  
2.4 Рекомендации по профилактике бродяжничества среди детей и подростков в условиях образовательного учреждения  
Выводы по второй главе  
Заключение  
Список литературы  
Приложение  

 


ВВЕДЕНИЕ

В России, переживающей в настоящее время глубокие социальные последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Их последствиями часто становятся попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. Эти социальные явления игнорировать чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия. Поэтому проблема эффективной организации социально-педагогической работы с подростками, склонными к бродяжничеству, особенно актуальна в сегодняшних условиях нестабильной и постоянно меняющейся жизни.

Проблема бродяжничества рассматривается современными исследователями (М.Н.Мирсагатова, В.С.Мухина, Е.Г.Слуцкий и др.) прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин " бродяжничество" часто выступает как рядоположенный с терминами " беспризорность" и " безнадзорность" и, более того, в неразрывной связке с последними (А. В. Глаголева).

Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно " бродяжничество" выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и, в то же время, выступающие в качестве одних из возможных его следствий.

Совершенно не случайно бродяжничество является актуальной проблемой и объектом социально-педагогических исследований во многих странах Западной Европы и в США, где в значительной степени отсутствуют или минимизированы социальные и экономические причины беспризорности и безнадзорности, актуальные для современной России.

Отсутствие должного ухода содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в достаточно большом количестве семей не только создает реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.

Среди многих неблагоприятных факторов, характеризующих положение семей группы риска, дающих наибольшее число беспризорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные.

Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире.

В этой связи наиболее востребованными являются превентивные меры в работе с данной категорией подростков. Особое значение в превентивной работе имеет профилактика – «комплекс мер, … направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонения в ее поведении»[1] […., с. 274].

Объект исследования: профилактическая деятельность социального педагога в условиях школы.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике бродяжничества подростков в условиях общеобразовательного учреждения.

Целью работы является разработка и обоснование комплекса превентивных мер по выявлению и профилактике бродяжничества подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая профилактика бродяжничества подростков будет наиболее эффективна, если разработан комплекс превентивных мер, который будет направлен:

§ на выявление подростков, склонных к бродяжничеству, конкретные причины;

§ на поддержку мотивации у детей и подростков, позволяющей вовлекать них в деятельность, интересную по содержанию и разнообразную по формам с учетом их способностей и возможностей;

§ на учет особенностей взаимодействия семьи и школы в решении проблемы;

§ на работу, в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем.

Задачи исследования:

- проанализировать научную литературу, результаты социально-педагогических опросов, публикаций в средствах массовой информации, посвященных проблеме профилактики бродяжничества несовершеннолетних;

- проанализировать причины, оказывающие наиболее существенное влияние на уровень подросткового бродяжничества;

-изучить историю социальной работы в этом направлении и проанализировать основные современные проблемы и пути решения в сфере профилактики бродяжничества;

-разработать и экспериментально проверить комплекс социально-педагогических мер по работе по профилактике бродяжничества подростков.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, статистическая обработка материалов исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложен и апробирован комплекс мер и разработаны рекомендации по профилактике бродяжничества в среде детей и подростков для организации соответствующей работы со школьниками в условиях общеобразовательного учреждения.

База исследования: МБОУ СОШ – № 1 г. Выборга Ленинградской области

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.