Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирующий эксперимент






Исходя из полученной информации об типологических программах, можно сделать вывод, что наши подростки подходят под 1 программу социально-пассивного типа. Поэтому при работе с этими подростками необходимо создать доброжелательный эмоциональный фон, необходимо расположить подростка к себе, попытаться вовлечь подростка в жизнедеятельность.

Особо важным в ходе формирующегося эксперимента являлось наблюдение за социальной ситуацией развития подростков, изменения их статуса в классном коллективе с учетом внедрения нашей системы профилактики, выявления причин, приведших подростков к трудному поведению. Доказательством успешного функционирования нашей модели является изменившийся уровень самооценки учащихся.

При изучении трудных подростков главное внимание в нашей работе было направлено на особенности их общения, положения в коллективе, направленности интересов и, что особенно важно, на особенности поведения. С этой целью нами разработана программа (примерная для изучения мотивов и установок поведения подростков, подверженных бродяжничеству).

Предполагаемая программа содержит 8 разделов. При разработке программы использованы методические рекомендации.

I. Состояние здоровья и развитие учащихся.

II. Сведения, полученные от родителей о жизни трудных учащихся.

III. Психолого-педагогическая атмосфера в семье и школе

IV. Данные непосредственного наблюдения. Особенности поведения; отношение к товарищам и взрослым; отношение к учебе; наличие конфликтов со сверстниками и их характер; участие в общественной деятельности; на воскресниках, на стройках, в трудовых бригадах.

V. Положение подростка в классном коллективе.

Какую роль стремится играть в коллективе. С кем из членов коллектива наиболее близок, причины близости. Каково общее положение подростка в классном коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый)

VI. Анализ индивидуальных бесед и сочинений: отношение учащихся к собственным достоинствам и недостаткам; доминирующие интересы в жизни подростка, удовлетворенность свои положением группе и взаимоотношениями с товарищами по группе.

VII. Особенности сферы свободного общения подростка. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение недели. Содержание общения в уличных группах (разговоры, курение, выпивка, игра на гитаре, азартные игры и т.д.)

VIII. Анализ экспериментальных результатов.

На основе этих материалов составлялась пробная характеристика учащегося, отражающая его личностные особенности.

С подростками были проведен комплекс бесед (6 часов) по профилактике асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества по темам: «Мода и здоровье», «Употребление наркотических веществ», «Табакокурение», «Влияние алкольной продукции на здоровье», «Побег из дома», «Институт семьи», «Взаимоотношения в школе».

На следующем этапе формирующего эксперимента мы попытались вовлечь подростков в жизнедеятельность школы.

1. Дежурство

Для этого назначили их ответственных на неделе дежурства в своем классе. В нашей школе еженедельно проходит дежурство. За каждую неделю отвечает определенный класс. В обязанности входит дежурство на этажах, в столовой. В первый день мы попросили их пройти во время 2 урока по кабинетам для сбора информации об отсутствующих. На следующий день они оценивали качество дежурства своих одноклассников, проходили по этажам и проверяли их наличие. В конце недели мы должны были сообщить по радио школы об итогах дежурства, для этого мы совместно составили речь и дали возможность произнести ее ребятам. В эту неделю не было не одного прогула среди этих подростков, т.к они чувствовали себя нужными в это время.

2. «День всех влюбленных»

Во время организации этого праздника в классах была поставлена почта, куда ребята могли опускать валентинки. Мы решили, что никто не должен остаться без письма и для этого провели фанты. Чью фамилию ученик достал на бумажке, тому в течение недели он должен писать письма с поздравлениями. Сколько радости было на лицах этих детей, когда они получили письма. Также мальчики решили преподнести сюрприз для девочек купив им статуэтки в форме сердечка. Покупку этих статуэток мы поручили Алексею и Леониду. Эти мальчике были пойманы в краже. Тем самым образом мы доказали доверие одноклассников к ним.

3. Также эти подростки были вовлечены в организацию спортивных зимних соревнований для начальной школы. Эти соревнования были по станциям. Каждый из подростков должен был придумать свою остановку и провести ее. Соревнования получились очень задорными и веселыми, все остались довольными.

Для создания успешной деятельности, совместно с психологом была проведена коррекционно-развивающая программа «Путь к вершине».(приложение)

Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и плодотворного взаимодействия с учителями и родителями, адаптация в системе общественных отношений на новой ступени развития и личностный рост.

Коррекционная программа очень удобна для работы в школе, поскольку позволяет успешно совмещать индивидуальную и групповую деятельность. Соответственно, можно охватить всех учащихся сразу, а не избранных 7—10 человек «особо нуждающихся» в коррекции, и создавать условия успешной адаптации и социализации для всего классного коллектива, не нарушая его целостности. При этом коррекция «особо нуждающихся» школьников будет, безусловно, более эффективна.

Программа включает 4 этапа коррекции:

I этап—ориентировочный (осознание себя и окружающей реальности) - занятия 1-2;

II этап—реконструктивный (осознание личных проблем и необходимости их решать) - занятия 3-5;

III этап — закрепляющий (разрушение стереотипов мышления и поведения и репетиция альтернативных способов поведения) - занятия 6-8;

IV этап — анализ и контроль (подведение итогов работы группы и выявление положительных личностных изменений) - занятия 9-10.

В каждом этапе всегда имеют место 3 основных фронта работ:

1) диагностика,

2) индивидуальная работа

3) групповая работа

После проведения данного комплекса мероприятий нами было проведено повторное диагностирование в 8 а и 8 б классах, в котором принимало участие 50 учащихся. Результаты позволили указать на эффективность предложенной нами системы профилактики. Так, удалось сократить время пребывания 5, 6% подростков на улице. При этом авторитет учителя повысился в глазах 3, 7% учащихся, родительский авторитет – у 8, 4% подростков. Подростки проявили интерес к внутришкольной жизни, стали более активны в проведении мероприятий (4, 9) и перестали прогуливать уроки и сбегать из дома. Главными участниками в проведении этих мероприятий выступали проблемные подростки. Следует сказать, что 3, 6% подростков записались в спортивные секции, в занятиях спортом видят возможность своего самоутверждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.