Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры занятий






Родители говорят, что разбор конкретных примеров помогает лучше понять, что нужно делать на уроке. Поэтому мы включи­ли два кратких отчета об уроках, на которых использовались теперь уже знакомые вам принципы.

Сначала мы вернемся к Джейсону и Мэри Бет и посмот­рим, как Джейсон сумел подойти к обучению своей юной кузи­ны, взяв на вооружение изложенные в этой книге принципы.

 
 

 

 


Какими бы мы увидели Джейсона и Мэри Бет, если бы вер­нулись к ним еще через месяц? Может быть, они бросали бы мяч друг другу, может быть, забрасывали бы его в корзину для бумаг или катали бы его, стараясь попасть в цель, а может быть, мы увидели бы, что продвинулись они совсем немного. Мы не можем сказать, с какой скоростью Мэри Бет будет учиться, но мы знаем наверняка, что сейчас она учится.

 
 
Пошаговый принцип организации занятий Итак, в путь. Миссис Уоткинс решила научить своего 6-летнего сына Дэрила, мальчика с задержкой интеллектуального развития, играть с простыми иг­рушками. Сам он не слишком преуспел в этом деле, и миссис Уоткинс подумала, что в данном случае по­лезнее будут регулярные занятия. Выбор навыка. Она начала с головоломки. Она знала, что Дэрилу нравится это занятие и он может установить элемент головоломки, если она, миссис Уоткинс, помогает ему от начала до конца. Кроме то­го, в индивидуальной программе Дэрила в детском саду есть обучение навыкам тонкой моторики, так что она и педагог смогут работать над аналогичными задачами. Миссис Уоткинс понимает также, что если Дэрил научится собирать головоломки, у него появится занятие, за которым он сможет проводить время сам. Все это убеждает ее в том, что стоит заняться именно головоломкой. Определение шагов. Она достала головоломку, состоящую из четырех элементов, и записала шаги, которыми они будут продвигаться к цели. (Первый - вынуть один элемент и вместе с Дэрилом положить его на место...) Поощрение. Да, конечно, ей придется в качестве вознаграждения воспользоваться лакомством, по крайней мере, в первое время, и миссис Уоткинс бу­дет держать наготове шарики сухого завтрака, кото­рые Дэрил любит больше всего. Оборудование сцены. Пора начинать. Миссис Уоткинс внимательно осматривает кухню. Именно ее она решила использовать в качестве «классной ком­наты». - Собаку придется удалить, - думает она, - то, что на столе: счета, салфетки, солонку - тоже нужно уб­рать. Что ж, теперь все готово. О-ох, забыла отодви­нуть таймер. Дэрил очень любит слушать его звонок, и если оставить его на столе, он будет только отвле­кать. Дэрил сможет поиграть с ним после занятий. Она кладет на чистый стол головоломку, а немно­го поодаль ставит чашку с шариками сухого завтрака (чтобы Дэрил не набросился на них, как только вой­дет в кухню). Процесс обучения. Вот теперь все готово, и мис­сис Уоткинс сообщает домашним, что ближайшие 15 минут они с Дэрилом проведут на кухне, и просит не беспокоить их. Дэрил сидит в гостиной на «своем» стуле, крутя в пальцах ложку. - Дэрил, пойдем, соберем головоломку. Беря его за руку, она незаметно опускает ложку в карман. Когда они вошли в кухню и приблизились к сто­лу, миссис Уоткинс отпустила руку Дэрила, подошла к его стулу и жестом пригласила его сесть.  

 


- Дэрил, сядь сюда! Закрыв дверь, миссис Уоткинс взяла Дэрила за ру­ку и подвела его к стулу. - Молодец, Дэрил, ты сел, - похвалила она его и дала один шарик. Миссис Уоткинс положила перед Дэрилом голо­воломку и вынула почти до конца один из ее элемен­тов. - Дэрил, вложи его сюда! - она взяла его руку и помогла поставить этот элемент на место. - Хорошо, Дэрил! Еще один шарик. Они проделали один и тот же шаг четыре раза подряд, и каждый последующий раз она помогала ему чуть меньше предыдущего. Когда они дошли до четвертого раза, ей даже не пришлось дотрагиваться до его руки, чтобы направить ее. Он сам протянул руку к элементу и втолкнул его. Все это время миссис Уоткинс брала один и тот же элемент, давала его Дэрилу и говорила: «Вложи его!» Первое время ему нужно было немного помочь, но потом он уже смог сам класть его и зарабатывать шарик сухого завтрака и... мамину ласку. Следующий шаг программы - вынимать два эле­мента головоломки, затем по одному давать их Дэри­лу со словами: «Вложи его!» Дэрил берет первый эле­мент головоломки, нацеливается на нее и... промахи­вается. Его побег из-за стола столь стремителен, что стул опрокидывается. Наблюдение за прогрессом и преодоление труд­ностей. Такое случилось впервые, и миссис Уот­кинс понимает, что все дело в постигшей Дэрила не­удаче. Твердо, но спокойно она возвращает его за стол. Когда он садится, миссис Уоткинс предлагает ему вновь сделать первый шаг (она почти полностью вынимает элемент головоломки из его «гнезда» и по­могает Дэрилу вложить его на место). - Молодец, Дэрил, ты вложил его в головоломку. Она дает Дэрилу еще один шарик, крепко обнимает его и, отодвинув головоломку, пододвигает к нему таймер. - На сегодня хватит! Глядя на Дэрила, играющего с таймером, миссис Уоткинс с гордостью говорит: - Знаешь, Дэрил, мы оба просто молодцы!  

 


В приложении Г вы найдете наши предложения по составле­нию некоторых программ обучения. Там есть разделы «Навы­ки, необходимые, чтобы играть одному» и «Навыки, необходимые, чтобы играть с другими».

 

Глава 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.