Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

На подготовительном этапе преподавателю может быть рекомендовано ознакомиться с общей структурой модуля и данных смежных дисциплин, входящих в его состав. Особое внимание следует обратить на целевые ориентиры (задачи) модуля, их соотнесение с квалификационными требованиями. На следующем этапе (этапе целеполагания) необходимо согласовать цели обучения и цели преподавания. Это особенно важно в условиях перехода к инновационным формам обучения.

Во-первых, необходимо помочь студенту оценить возможности в рамках конкретной модульной системы, степень полезности ее освоения для профессионального роста студента. Во-вторых, через целеполагание должны быть созданы условия для развития креативных возможностей студентов.

В процессе изучения курса необходимо различными приемами и методами стимулировать исследовательскую активность обучающихся, знакомить их с современными научными разработками в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, предлагать для анализа проблемные технологии, апробация которых на данный момент не является успешной в связи с негативными проявлениями или избыточными рисками. При проектировании студентами планов организации обучения и воспитания «аномальных» детей важно сориентировать их на определенный уровень социального и образовательного пространств и типологию конкретной целевой группы (детей с ограниченными возможностями здоровья). Без знаний психологических особенностей групп детей с аномалиями в развитии невозможно даже грамотно осуществить анализ существующих воспитательно-образовательных технологий, не говоря уже о проектировании новых. На последнем, рефлексивном, этапе студентам можно предложить самим оценить результаты, которых они достигли в процессе изучения курса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В целях оптимизации образовательного процесса в рамках изучения

дисциплины «Основы дефектологии» студентам предлагается следующая тактика:

• внимательно изучите программу дисциплины;

• оцените степень полезности освоения данной учебной дисциплины для своего профессионального роста;

• изучите материалы для аудиторной работы по дисциплине (тематическое содержание лекций, планы семинарских занятий, сопровождение занятий) и составьте индивидуальный план выполнения различных видов работы по каждому учебному элементу (примите во внимание тот факт, что каждый учебный элемент оценивается отдельно);

• изучите материалы для самостоятельной работы и сопоставьте предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами (выполненные ранее работы по близкой теме, знакомство с конкретной технологией во время практики, наличие литературы по проблеме, предложенной в качестве предмета исследования, и т. д.);

• заведите электронную папку для Интернет-ресурсов, найденных Вами при подготовке к занятиям, соотнесите темы электронных материалов с вопросами контрольных работ и зачета;

• выберите из проблемного поля курса интересующую вас тему для углубленного изучения (она может быть связана с вашей исследовательской деятельностью);

• найдите партнеров из числа сокурсников для выполнения групповых учебных заданий (организуйте малую референтную группу);

• в конце изучения каждого учебного элемента курса постарайтесь оценить результаты своей деятельности и сформулировать пожелания преподавателю по совершенствованию образовательного процесса.

При подготовке к тестовой контрольной работе по учебным элементам дисциплины желательно придерживаться следующих рекомендаций: 1. Когда анализируешь русский текст международного документа, встречаешь много трудностей, противоречий, непривычен язык, не всегда сразу понятен смысл статьи. Необходимо вычленить те ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества. 2. Читая статью того или иного закона, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях ее реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных сведений для конкретных лиц, возрастных групп. 3. Важно не только знать, в каком нормативном документе дано разъяснение по тому или иному вопросу, но и как использовать эти знания при проектировании технологий социальной работы разного уровня. Самостоятельная разработка глоссария предполагает использование разнообразных источников информации, однако следует учесть, что некоторые понятия раскрыты в законах (например, понятие «реабилитация инвалидов» - в ст. 9 гл. III Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») и их формулировки в глоссарии не должны противоречить формулировкам, данным в нормативно-правовых документах. Анализ Интернет-источников может быть проведен по следующей схеме: - название Интернет-ресурса; - уровень источника (ИР – информационный ресурс, ЭОРЭ- электронный информационный ресурс, ЭИУН- электронное издание учебного назначения или ЭСУН – электронное средство учебного назначения);

- с какой целью может быть использован;

- краткая аннотация источника;

- связь с другими источниками (есть ли ссылки);

- краткий электронный конспект. Составление конспектов-схем как один из вариантов учебной деятельности предполагает графическое отражение взаимосвязей понятий, а также выделение разных уровней того или иного процесса или явления. Конспект-схема должен быть кратким и отражать суть обозначенной темы. Написание реферата-резюме предполагает:

· обоснование выбора темы,

· анализ не менее 8 источников по выбранной теме,

· обнаружение противоречий или различий в трактовке тех или иных понятий,

· выявление их сущности на основе проведенного анализа,

· предложение (вывод, резюме) об использовании различных подходов к исследованию выбранного процесса или явления.

Для получения консультации при выполнении того или иного задания студент может лично обратиться к преподавателю во время проведения практического (семинарского) занятия или отсроченной консультации. Выбор этого пути предполагает использование письменной речи, а значит, требует от студента повышенного внимания к стилю речи, ее грамотности и т. п., это рассматривается как особый вид учебной деятельности. Методические рекомендации по составлению тезисов сводятся к следующим действиям:

· ознакомьтесь с содержанием материала (статьи, параграфа, учебника, Интернет-ресурса и пр.);

· обратите внимание на шрифтовые выделения (если таковые имеются в тексте материала);

· составьте план текста (разбив его на смысловые части);

· сформулируйте суть (главную мысль) каждого пункта плана (смысловой части);

· проследите за тем, чтобы логика авторских рассуждений была соблюдена (укажите автора и источник).

В связи с ограниченным количеством часов и фундаментальным значением данного курса существенная нагрузка выпадает на самостоятельную работу студента. Эта работа выполняется в произвольном

временном режиме без непосредственного участия преподавателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.