Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линейные корабли






РАЗВИТИЕ КЛАССОВ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ В РОССИИ 1905 – 1914 гг.

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ, КРЕЙСЕРА, МИНОНОСЦЫ И ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

 

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ

 

Русско-японская война застала на стапелях два однотипных эскадренных броненосца Андрей Первозванный (на Галерном островке) и Павел I (на Балтийском заводе). Эти корабли по первоначальному проекту представляли развитие броненосцев типа Бородино, заключавшееся в замене152-мм орудий на 203-мм и 15-мм пушек — на 120-мм. С использованием опыта войны они подверглись еще на стапеле коренной переделке: увеличена площадь бортового забронирования для обеспечения запаса боевой плавучести и остойчивости корабля, каземат с 120-мм орудиями поднят на верхнюю палубу и др. Поэтому их постройка продолжалась шесть лет (1903—1909 гг.). В результате получились корабли, по бронированию и артиллерии превосходящие английские типа King Edward VII, но несколько уступающие своим ровесникам — английским броненосцам типа Lord Nelson (см. таблицу). Водоизмещение броненосцев 17 400 т, скорость хода 18 узлов, вооружение 4—305-мм орудия, 14—203-мм (восемь в башнях, шесть в казематах), 20—120-мм и скорострельные мелкокалиберные пушки (рисунок).

Эскадренный броненосец Андрей Первозванный

 
 

 

 


Линейный корабль Андрей Первозванный на якорной стоянке в районе Ревеля, кампания 1912 года

Строительство начато 28 апреля 1905. Спущен на воду 7 октября 1906. Введён в эксплуатацию 30 апреля 1912. Выведен из состава флота 1924.

 

Корабль Эскадренный броненосец Андрей Первозванный Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII Броненосец Lord Nelson
Водоизмещение, т   15 630 т нормальное; 17 009 т полное 16 090 т нормальное; 17820 т полное
Длина Ширина Осадка 140, 2 24, 4 8, 5 138, 3 23, 77 7, 72 135, 18 24, 23 7, 92
Скорость хода, узлы 18, 5 18, 5  
Бронирование Пояс: 79 - 216 мм, казематы противомин. арт.: 127 мм, башни ГК: 63.5- 254 мм, башни СК: 50.8 - 177.8 мм, боевая рубка: 102-203 мм, нижняя броневая палуба: 39.6 мм, скосы: 38.1 мм, верхняя палуба: 31.7 мм Пояс: 76—229 мм; верхний пояс: 76—203 мм; траверсы: 203- 254 мм; палуба: 51-63 мм; башни ГК: 203-305 мм; башни СК: 102-178 мм; каземат СК: 178 мм; командирская рубка: 305 мм   Пояс: 203- 305 мм траверсы: 203 мм палуба: 25 -102 мм башни ГК: 305 мм барбеты ГК: 305 мм; башни СК: 178 -203 мм; каземат: 203 мм; командирская рубка: 305 мм  
Тип СЭУ 2 верт. машины тройного расширения, 25 котлов системы Бельвиля 4-цилиндровая паровая машина тройного расширения; 15 или 16 котлов 4-цилиндровая паровая машина тройного расширения; 15 котлов.
Мощность СЭУ, л.с. кВт       12 311
Экипаж, чел      
Вооружение 4 -305 мм 14 -203 мм 12 -120 мм 2- 63 мм 4- 37 мм 4 ТА 457 мм 2× 2-305-мм 4- 234-мм 10- 152-мм 14- 76-мм 14- 47-мм 4 × 450-мм ПТА 2× 2-305-мм; 4× 2, 2× 1- 234-мм; 24-76, 2 мм; 2- 47-мм; 5- 450 мм ПТА

Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» (King Edward VII class battleships)

 

 

Английский броненосец Lord Nelson.

 

Появление в Англии линейного корабля Dreadnought с его особенностями побудило морское ведомство к постройке кораблей подобного типа. Необходимость применения паровых турбинных механизмов, которые раньше в России не строились, привела к объявлению в 1908 г. международного конкурса на составление проекта линейного корабля по установленным техническим условиям, обусловливавшим артиллерийское и минное вооружение, бронирование, наличие паровых турбинных механизмов, скорость хода, конструкцию корпуса в отношении разделения его поперечными водонепроницаемыми переборками как по длине, так и по высоте (сохранение боевой плавучести и остойчивости), продольную крепость (не более 660 кг/см2 в наиболее напряженных верхних и нижних связях корпуса) и метацентрическую высоту (1, 7—2, 1 м). Приглашение к участию в конкурсе было послано 6 русским заводам, 4 французским, 2 итальянским, 6 английским, 4 германским, 4 американским и 1 австрийскому. К сроку 28 февраля 1908 г. поступило 18 предложений, составлявших по числу вариантов 51 эскизный

проект линейного корабля. Лучшими были признаны 9 проектов, в том числе итальянского инженера Куниберти, принимавшего личное участие в обсуждении проекта, германского завода Blohm und Voss, Балтийского завода и др.

В результате был избран русский проект Балтийского завода и с некоторыми изменениями и дополнениями, главным образом, в отношении расположения бронирования и артиллерии. Проект осуществлен постройкой (1909—1914 гг.) четырех линейных кораблей Севастополь и Петропавловск (на Балтийском заводе), Полтава и Гангут на Галерном островке, который вместе с Новым адмиралтейством был соединен в общий казенный Адмиралтейский завод.

 

 

Рисунок – Линейный корабль Севастополь.

 

Строительство начато 3 июня 1909. Спущен на воду 16 июня 1911. Введён в эксплуатацию 1914. Выведен из состава флота 1956.

Водоизмещение, т 23 300 (нормальнае) 26 900 (максимальное)
Длина Ширина Осадка 181, 2 26, 9 9, 1
Скорость хода, узлы 24, 6
Бронирование Пояс: 79 - 216 мм, казематы противомин. арт.: 127 мм, башни ГК: 63.5- 254 мм, башни СК: 50.8 - 177.8 мм, боевая рубка: 102-203 мм, нижняя броневая палуба: 39.6 мм, скосы: 38.1 мм, верхняя палуба: 31.7 мм
Тип СЭУ 4 турбины Парсонса, 25 котлов. 4 винта
Мощность СЭУ, л.с./кВт   42 000/30870
Дальность плавания, миль  
Экипаж, чел  
Вооружение 12(4x3) - 305-мм; 16(16x1) - 120-мм; 4 ТА 450мм

Как видно на рисунка, на этих кораблях, при водоизмещении около 24000 т и скорости хода 25 узла, применено сплошное забронирование надводного борта, обеспечивающее его как от действия бронебойных, так и фугасных снарядов; также наиболее удачное линейное расположение 12—305-мм орудий в трехорудийных башнях. Средняя артиллерия состоит из 16—120-мм орудий в верхнем каземате, имеющем с внутренней стороны расположения орудий продольную 25 -мм броневую переборку и разделительные броневые переборки между орудиями. Корабли имеют четыре подводных торпедных аппарата. Паровые турбинные механизмы в 42000 л.с были спроектированы английским заводом Джон Броун в Кляйд-Банке, но построены для первых двух кораблей на Балтийском заводе, а для остальных — на Франко-русском заводе, русскими рабочими и из русских материалов. В конструкцию корпуса введена сталь повышенного сопротивления, а также усиление продольных связей.

Следующая серия линейных кораблей (вернее, линейных крейсеров) для Балтийского моря: Бородино, Наварин, Измаил и Кинбурн — была заложена в 1912 г. Водоизмещение их 32 500 т, скорость хода 26, 5 узла, артиллерия: 9—356-мм орудий и 20—130-мм. Расположение артиллерии и бронирования подобно тому, как у предыдущих. Корабли эти не были закончены, и после мировой войны корпуса их были проданы на слом.

Линейный крейсер «Бородино» после спуска на воду, 19 июля 1915 года

 

Линейный крейсер «Наварин» перед спуском в воду, 9 ноября 1916 года.

Верфь - Адмиралтейские верфи. Строительство начато 6 декабря 1912 года. Спущен на воду 9 ноября 1916 года. В строй не вводился.

Водоизмещение, т 32500 (полное)
Длина Ширина Осадка 223, 9 30, 5 8, 8
Скорость хода, узлы 28, 5
Бронирование Главный броневой пояс: 237 мм, оконечности: 125 мм; верхний пояс между средней и верхней палубами: 75-100 мм; траверзы: 100 мм; башни, рубка: 200-300 мм; крыша: 250 мм; казематы противомин. арт.: 127 мм; башни ГК: 63.5 - 254 мм, башни СК: 50.8 - 177.8 мм, боевая рубка: 102-203 мм, нижняя броневая палуба: 39.6 мм; верхняя палуба: 31.7 мм
Тип СЭУ 6 турбин Парсонса, 25 котлов. 4 винта
Мощность СЭУ, л.с./кВт   70000/52500
Экипаж, чел  
Вооружение 12 х 356-мм, 24 х 130-мм, 4 х 47-мм; 4 х 63-мм зенитных пушки; 6 ТА 456-мм

 

Спуск на воду линейного крейсера «Измаил», 9 июня 1915 года. Балтийский завод. Строительство начато 6 декабря 1912 года. Спущен на воду 9 июня 1915 года. В строй не вводился

 

С установлением в Балтийском море постройки линейных кораблей типа «дредноут» в Черном море были заложены (1911 г.) три линейных корабля: Императрица Мария, Александр III и Екатерина II.

 

«Императри́ ца Мари́ я» — линкор-дредноут российского флота, головной корабль одноименного типа.

Завод Руссуд, Николаев. Строительство начато 30 октября 1911 г. Спущен на воду 1 ноября 1913 г. Введён в эксплуатацию 6 июля 1915г. Выведен из состава флота 20 октября 1916 (взрыв корабля).

Водоизмещение, т 22600 25 465 (полное)
Длина Ширина Осадка 27.3
Скорость хода, узлы  
Бронирование Пояс: 262- 125 мм, верхний пояс: 100 мм, башни: до 250 мм, три палубы: 37 -25 мм, рубка: до 300 мм
Тип СЭУ 4 паровые турбины, 20 котлов. 4 винта
Мощность СЭУ, л.с./кВт   26 500/19 478
Экипаж, чел  
Дальность плавания, миль  
Вооружение 12 х 305-мм; 20 х 130-мм; 5 x 75-мм; 4 ТА 457-мм

 

Они однотипны балтийским линейным кораблям, но при том же водоизмещении немного короче и полнее. Скорость хода 21 узел (достаточная для Черноморского театра), боевые элементы те же, но вместо 16—120-мм орудий поставлено 20—130-мм и 8 (5)— 75-мм. Расположение брони показано на рисунке. Поясная броня состоит из плит, расположенных длинными сторонами вертикально (раньше наоборот) для увеличения высоты пояса. Стыки плит соединены стальными клиновидными полосами (шпонками), забиванием сверху в шпунтовые отверстия, сделанные соответственно в прилегающих торцах плит. Толстой деревянной подкладки позади брони нет, наложены лишь доски для удобства пригонки плит. Казематная броня прямо прилегает к обшивке. Броневых палуб две — верхняя и средняя, толщиною каждая 38 мм. Нижняя палуба забронирована только на скосах, средняя ее часть защищена 50 мм продольной переборкой между нижней и средней палубами. В трюме установлена 38 - мм бортовая переборка для обеспечения противоторпедной защиты. Ввиду большой длины корабля и сосредоточения тяжелых грузов в оконечностях его в конструкцию корпуса введено усиление продольных связей с целью обеспечения продольной крепости его. В днище (как видно на рисунке) стрингера имеют двухсторонние угольники вверху и внизу, а против них наружная обшивка и настилка двойного дна усилены постановкой накладных листов; под верхней палубой, в средней части корабля, поставлены продольные бимсы.

Линейный корабль Екатерина II (1911 г.). Бортовой набор и крепление брони

 

В 1914 г. в Николаеве был заложен четвертый линейный корабль Николай I водоизмещением 27 600 т. Артиллерия его, тип бронирования и скорость хода те же, но средняя палуба утолщена до 63 мм, нижняя в горизонтальной части — до 25 мм, а броневая переборка между ними — до 75 мм.

Восстановленная схема линкора «Император Николай I», 1914 год.

 

Водоизмещение, т 27 830
Длина Ширина Осадка 182, 4 м (188) 28, 9
Скорость хода, узлы  
Бронирование бронепояс: 102-262, 5 мм; палуба: 12, 5-25-37 мм; скосы: 75-мм; башни ГК: 127-254 мм; рубка: 102-264 мм; казематы: 100 мм
Тип СЭУ 4 паровые турбины, 20 котлов. 4 винта
Мощность СЭУ, л.с./кВт   27300/20065
Экипаж, чел  
Дальность плавания, миль  
Вооружение 4х3 305-мм орудия; 20 -130-мм; 4 -450-мм ТА; 4 102-мм зенитных орудий; 8 - 175-мм; 4x 7, 62-мм пулемёта

 

Строительство начато 9 июня 1914 г. Спущен на воду 5 октября 1916 г. Введён в эксплуатацию 2 июля 1915 (формально). Выведен из состава флота 1927 г.

Линейный корабль Императрица Мария в 1916 г. затонул в Севастополе от взрыва, Екатерина II затоплен в Новороссийске, а Aлeксандр III уведен союзниками в Бизерту после эвакуации Севастополя. Николай I не был закончен.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.