Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миноносцы






 

Развитие миноносцев в России изложено в главе о влиянии появления торпеды на этот класс кораблей. В дополнение следует сказать нижеследующее. С появлением торпеды Уайтхеда были сделаны в 1876 г. попытки самостоятельной разработки этого нового вида оружия. Дело было поручено изобретателю Александровскому, предложившему проект подводной лодки, но вследствие конструктивных несовершенств оно было оставлено и приобретен патент Уайтхеда с заказом ему торпед и командировкой к нему на завод торпедистов для обучения. В 1877 г. заложено 90 миноносок на русских верфях и 10 заказано в Германии. При водоизмещении 23 т и мощности механизмов 200—250 лс они развивали скорость хода 16 узлов. Эти миноноски имели легкую палубу и разделение корпуса водонепроницаемыми переборками, вооружение состояло из одного торпедного аппарата в носу. В Черном море было заказано на частных заводах еще 6 таких миноносок и 8 отправлено из Балтики. Немореходность этих судов побудила в виде опыта построить более крупное судно. Таковым был миноносец Взрыв с одним подводным торпедным аппаратом в носу. При водоизмещении его в 134 т и мощности механизмов 800 лс он развивал скорость хода около 15 узлов. Построен он был на заводе Берда в 1878 г.

 

Миноно́ сец «Взрыв» — первый миноносец российской постройки, первый в мире мореходный миноносец

Спущен на воду 14 августа 1877 года. Введён в эксплуатацию 1877 г. Выведен из состава флота 8 августа 1907 года.

Водоизмещение, т 134, 3 (160)
Длина Ширина Осадка 39, 62 4, 9 3, 1
Скорость хода, узлы 13, 5
Бронирование нет
Тип СЭУ 1 паровая машина, 2 котла, 1 винт
Мощность СЭУ, л.с. кВт  
Экипаж, чел  
Дальность плавания, миль 600 миль (на 10 узлах)
Вооружение 4 пятиствольных 37мм орудия, 1 носовой ПТА, 2 установки метательных мин

 

Малая скорость хода указанных выше судов привела к заказу в 1880 г. в Англии на заводе Ярроу 22-узлового миноносца Батум.

В период до 1886 г. как на русских, так и на заграничных заводах строится ряд миноносцев водоизмещением 70—100 т, со скоростью хода 18—20 узлов, с подобным же вооружением.

В 1884 г. заводу Нормана во Франции был заказан миноносец Поти для Черного моря водоизмещением 73 т, со скоростью хода 18, 5 узла. По этому типу было построено для Балтийского моря четыре миноносца — в Новом адмиралтействе три — Лахта, Луга и Нарва и на Балтийском заводе — Котлин; в Николаеве — миноносец Измаил. Тому же заводу в 1886 г. было заказано еще два миноносца Свеаборг и Ревель водоизмещением 100 т, со скоростью хода около 19 узлов, а заводу Шихау в Германии — девять миноносцев типа Або водоизмещением 86 т, со скоростью хода около 20 узлов. Несколько подобных же миноносцев было заказано также в Англии (на заводе Торникрофта), во Франции, а также построено у себя. В дальнейшем до 1898 г. как на русских заводах (Невский, Путиловский, Ижорский, завод Крейтона в Або), так и по заказу на заграничных, строится большое количество миноносцев водоизмещением 90—150 т, со скоростью хода 20—25 узлов. Эти миноносцы имели один носовой неподвижный торпедный аппарат, один или два однотрубных поворотных на верхней палубе в диаметральной плоскости и две 37-мм пушки. На более крупные ставился один двухтрубный торпедный аппарат и 2—47-мм пушки.

Так как миноносцы в 100 т и даже более могут считаться мореходными лишь условно, понимая под этим способность держаться в море при свежем ветре лишь непродолжительное время (учитывая изнурительность такого плавания для команды, малый запас топлива для котлов и снабжения), то уже после постройки Батума возникла идея миноносцев-крейсеров. Она получила осуществление в 1886 г., когда был построен минный крейсер Лейтенант Ильин для Балтийского моря, а в 1889 г. Капитан Сакен для Черного моря. Оба корабля имели легкую 20-мм покатую броневую палубу над машинным и котельным отделениями, а выше ее, вдоль бортов, — коффердамы, набитые целлюлозой. Затем в Германии был заказан для Черного моря минный крейсер Капитан-лейтенант Казарский, а по его типу построено еще пять кораблей. В 1896 г. был построен Абрек. Абрек по своей артиллерии считался первым истребителем миноносцев.

Эти крейсера не имели броневой палубы. Защита осуществлялась углем в бортовых угольных ямах.

У первого крейсера было четыре бортовых торпедных аппарата и один кормовой. У второго — на два бортовых меньше, у последующих — один неподвижный в носу и один поворотный на палубе в диаметральной плоскости. Абрек имел два поворотных аппарата на палубе в диаметральной плоскости.

Крейсер Абрек как по своей величине, так и по скорости хода не мог удовлетворить требованиям «истребителя миноносцев», потребность которых во флоте была осознана. Поэтому в 1895 г. заводу Ярроу в Англии был заказан истребитель Сокол, вызвавший по своим качествам большой интерес в морских кругах как в России, так и за границей. Он впервые был построен из никелевой стали, благодаря чему получился выигрыш в весе корпуса. При водоизмещении 240 т (главные размеры: длина 58, 0 м, ширина 5, 64 м, осадка 2, 13 м) и мощности механизмов 4400 л.с. он на трехчасовом испытании развил скорость хода 29, 7 узла; запас угля для котлов 60 т. Вооружение: 1—75-мм орудие, 3—47-мм и два однотрубных торпедных аппарата. Общий вид этого миноносца на заводе Ярроу (без вооружения) перед отходом его в Россию показан на рисунке.

Миноносец Сокол.

 
 

 


Верфь з-д «Ярроу» (Великобритания). Спущен на воду 10 августа 1894г. Введён в эксплуатацию 31 января 1895 г. Выведен из состава флота 16 августа 1922 г.

Водоизмещение, т 220/241, 5
Длина Ширина Осадка 5, 6 2, 2
Скорость хода, узлы 29, 8
Тип СЭУ 2 вертикальных машины тройного расширения, 8 водотрубных котлов Ярроу, 2 винта
Мощность СЭУ, л.с./кВт   3800/2793
Экипаж, чел  
Дальность плавания, миль 600 миль (на 10 узлах)
Вооружение 1 x 75, 3 x 47, с 1912 2 x 75, 2 x 7, 62, 2 x 381-мм ТА

В 1899—1901 гг. заводу Нормана в Гавре было заказано пять миноносцев водоизмещением 312 т, со скоростью хода 26 узлов и таким же вооружением, как у предыдущего. По этим образцам строится в России ряд миноносцев и истребителей: на Невском заводе и в Николаеве 350-т, 26-узловые истребители, на Ижорском заводе - типа Сокол. Создается для постройки миноносцев новая Охтенская верфь (отделение завода Крейтон в Або). На ней, равно как и на Невском заводе, закладываются 240-т, 27-узловые и 150-т миноносцы типа Циклон (скорость хода 29—30 узлов, вооружение 2—47-мм пушки и один двухтрубный торпедный аппарат).

Общее число миноносцев (кроме устаревших и миноносок), числившихся к 1902 г. в списках флота – истребители - 55 и миноносцев - 86 ед. В 1905 г. находились в постройке еще 26 миноносцев.

 

Удачное использование японцами миноносцев во время морского боя при Цусиме, выразившееся в том, что беспрерывные торпедные атаки в последний период боя на корабли русской эскадры заставили их потерять связь между собою и повлекли гибель от торпедных пробоин ряда кораблей (броненосцы Сисой Великий и Наварин, крейсера Адмирал Нахимов и Владимир Мономах), создали коренной переворот в развитии типа миноносца. В связи с увеличением дальности торпедной стрельбы считается возможным более широкое использование миноносцев при боевой эскадре. После русско-японской войны идет быстрый рост скорости хода, вооружения, дальности плавания и, следовательно, водоизмещения и мореходности торпедных кораблей (эскадренные миноносцы).

 

Первые попытки в этом направлении были сделаны в 1905— 1906 гг. созданием особого типа увеличенных миноносцев, построенных на средства, собранные в народе путем «добровольных пожертвований». Это 570—640 -т корабли, со скоростью хода 25—27 узлов, вооруженные 2—75-мм орудиями и 4 -57 мм, одним двухтрубным и одним однотрубным торпедными аппаратами. К ним относятся 14 кораблей, зачисленных в эскадренные миноносцы, — Кондратенко, Украина, Московитянин, Сибирский Стрелок и др.

Эскадренные миноносцы типа «Охотник»

Государство флага Россия

РСФСР

СССР

Принадлежность ВМФ Российской империи

ВМФ СССР

Верфь Сандвикский корабельный док и механический завод («Генерал Кондратенко» и «Сибирский стрелок»),

Крейтон и К° («Охотник» и «Пограничник»).


Параметры

Водоизмещение 615 т (нормальное)

750 т (полное).

Длина 75, 2 м (наибольшая), 73, 1 м (по КВЛ), 72, 4 м (между перпендикулярами)

Ширина 8, 2 м (наибольшая), 8, 05 м (по КВЛ)

Осадка 2, 6 м (проектная)

Технические данные

Мощность 7300 л. с. (проектная)

Скорость 25 узла (на испытаниях)

Дальность плавания 2200-2400 миль

на 15 узлах

800 миль на 25 узлах

Экипаж 95 человек, в том числе 5 офицеров и 4 кондуктора

Вооружение

Артиллерийское вооружение 2 75-мм пушки Канэ, 6 57-мм АУ, 4 7, 62-ммпулемёта

С 1910 года — 2 102-мм/60 пушки Обуховского завода и 2 47-мм пушки Гочкиса, 4 пулемёта

Торпедно-минное вооружение 3х1 457-мм ТА, до 41-42 мин заграждения


От этого промежуточного типа делается решительный переход к постройке крупных быстроходных миноносцев, используя все достижения техники того времени. Вводятся паровые турбинные механизмы, нефтяное отопление котлов, никелевая сталь для постройки корпуса, в носу для увеличения мореходности устраивается высокий полубак. Прежнее разнообразие типов заменяется одним, положившим начало дальнейшему развитию современных миноносцев.

 

В 1910 г. на новой Путиловской верфи, созданной при участии инженеров от германского завода «Blohm und Voss», заложен эскадренный миноносец Новик водоизмещением около 1300 т, со скоростью хода 35—36 узлов, при мощности механизмов 40 000 лс. Двигатели — паровые турбины. Вооружение: 4—100-мм 4 мелкокалиберных орудия и 2 двухтрубных 450-мм торпедных аппарата. Главные размеры: длина 102 м, ширина 9, 4 и осадка 3, 2 м. По этому типу в 1912—1914 гг. были заложены для Балтийского моря 36 миноносцев, вооруженные 4—100-мм орудиями и тремя трехтрубными торпедными аппаратами, а для Черного — 9 миноносцев (в 1915 г. заложено еще 8). Скорость хода первых 35 узлов, вторых 34 узлов, с сокращением одного 100-мм орудия и увеличением числа торпедных аппаратов до четырех. Мировая война 1914 г. прервала их постройку; треть миноносцев была закончена к 1917 г. Остальные остались на стапелях или на плаву в недостроенном виде; первые были разобраны, а вторые достроены уже после войны.

Эскадренный миноносец «Новик»

«Яков Свердлов» с 13 июля 1926 года

Тип Государство флага Россия

Порт приписки Петербург

Верфь Путиловский завод

Строительство начато 19 июля (1 августа) 1910 года

Спущен на воду 21 июня (4 июля) 1911 года

Введён в эксплуатацию 29 августа (11 сентября) 1913 года

Выведен из состава флота 28 августа 1941 года

Современный статус подорвался на мине и затонул у острова Мохни в Финском заливе Балтийского моря. Координаты: 59°42’с.ш., 25°45’в.д.


Водоизмещение Стандартное — 1280 т,

наибольшее — 1360 т;

В 1940 году:

стандартное — 1483 т,

нормальное — 1717 т,

наибольшее — 1951 т

Длина 102, 43 м

Ширина 9, 53 м

Осадка 3, 53 м

Технические данные

Силовая установка 3 паровых турбины «А. Е. Г. Кертис-Вулкан», 6 ПК «Вулкан»

Мощность 42 000 л. с. (29, 44 МВт)

Винты 3

Скорость Максимальная — 37, 3 узлов,

Полная — 36 узлов,

Экономическая — 21 узел;

 

В 1940 году:

Наибольшая — 32 узла,

Полная — 30, 5 узлов,

Экономическая — 16 узлов

Дальность плавания 740 миль (32 узла), 1800 миль (16 узлов) (в 1940 году)

Экипаж 117 (после модернизации 168) человек

Вооружение

Артиллерийское вооружение 4 × 102/60-мм; ПУС «Гейслера»

Зенитная артиллерия 4 × 7, 62-мм пулемёта системы «Максим» (после модернизации заменены на 4 × 12, 7-мм ДК), в 1915 году добавлено одно 76, 2/30-мм

 

На начало 1940-х: 2 × 76, 2/30-мм (неточная информация), 1 × 45/46-мм 21-К, 4 × 12, 7-мм ДШК[1]

Противолодочное вооружение 10 ГБ (после модернизации 28 - 8 ББ-1 и 20 БМ-1)

Торпедно-минное вооружение 4 двухтрубных 457-мм торпедных аппарата (после модернизации 3 трехтрубных), 50 морских якорных мин







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.