Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи сертификационных летных испытаний. Подготовка к ним.






Сертификационные летные испытания типа воздушного судна являются заключительным этапом комплекса работ, которые обеспечивают соответствие типа ВС требованиям сертификационного базиса и техническому заданию. Обычно на этапе СЗИ такое соответствие оказывается достигнутым, после чего доводимая типовая конструкция с внесенными изменениями получает название окончательной типовой конструкции.

Соответствие сертификационному базису обеспечивает безопасность полетов, а значит, доверие покупателей. Техническое задание разрабатывается на основе маркетинговых исследований рынка АТ мира и СНГ. Грамотно проведенные маркетинговые исследования, разумное сочетание традиционных и новых оригинальных проектных решений, успешные сертификационные испытания в сочетании с активной рекламой и работой с авиакомпаниями-потенциальными покупателями ВС нового типа, определяют конкурентоспособность, а следовательно, успех новой разработки.

Летные сертификационные испытания – это наиболее трудоемкий, продолжительный и дорогостоящий этап создания типа ВС. Например, для самолета транспортной категории в этих испытаниях оценивается выполнение требований почти 1000 пунктов сертификационного базиса во всех ожидаемых условиях эксплуатации.

Основная задача летных испытаний – отработка конструкции ВС и его компонентов. Обычно этот процесс называют доводкой конструкции. Осуществляется она согласно схеме, приведенной на рис. 5.3. В каждом полете проверяется выполнение требований одного или нескольких пунктов СБ. При обнаружении несоответствия (несоответствий) в испытываемую конструкцию вносятся коррективы. При соответствии переходят к следующим проверкам.

Поэтому основную задачу летных испытаний можно изложить также в виде: определить соответствие ВС требованиям сертификационного базиса.

Кроме того, следует решить такие задачи [7]:

– определить летно-эксплуатационные характеристики ВС (статический потолок, максимальные скорости на разных высотах, максимальную дальность, максимальную продолжительность полета, характеристики устойчивости и управляемости, показатели маневренности, взлетно-посадочные характеристики);

– выяснить особенности пилотирования, уточнить Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ).

Для проведения сертификационных испытаний подготавливают несколько опытных экземпляров ВС. Для ОЛС и СЛС целесообразно ограничиться тремя. Первые два экземпляра делают нелетными, предназначенными для статических и ресурсных испытаний [5]. Эти экземпляры не оснащаются двигателями, бортовым оборудованием и не окрашиваются. Они состоят только из несущих элементов. Третий экземпляр используют для различных видов летных испытаний.

 

 
 

 

 


Рисунок 6.3 − Укрупненная схема доводки опытного экземпляра.

После того, как на нем по результатам испытаний проведены все изменения и доработки, этот экземпляр утверждается как окончательная типовая конструкция ВС.

К началу летных испытаний микролайта должны быть завершены необходимые лабораторные и стендовые испытания ВС, квалификация его комплектующих изделий. Двигатель и воздушный винт должны иметь Сертификаты типа или пройти все виды сертификационных стендовых испытаний. На испытываемом экземпляре нужно установить регистрирующее оборудование. Летчик-испытатель проходят подготовку на пилотажном стенде или тренажере.

До начала проведения летных испытаний Разработчик и Независимая инспекция в его организации оформляют для каждого опытного экземпляра ВС формуляр. Этот документ удостоверяет, что данный экземпляр соответствует рабочей конструкторской документации. Формуляр – это учетная карточка (как у читателя в библиотеке) или послужной список (как у чиновников и государственных служащих в царской России). В него заносят все сведения об эксплуатации ВС.

Независимая инспекция у Разработчика ОЛС или СЛС обычно состоит из одного человека. Это сотрудник может выполнять обязанности независимого инспектора по совместительству. Понятно, что при этом он уже не является полностью независимым, но с этим приходится мириться. Это аналог представителя ГАСУ [11].

Изменения в ходе испытаний конструкции опытных экземпляров ВС должны сопровождаться соответствующими изменениями РКД.

Летные испытания требуют основательной наземной подготовки, основными задачами которой являются [6, 11]:

– дать возможность экипажу и обслуживающему персоналу изучить особенности ВС, подготовиться к выполнению программы летных испытаний;

– выявить возможные конструктивные и производственные дефекты конструкции, силовой установки, бортовых систем;

– осуществить контрольные проверки работоспособности силовой установки, бортовых систем и оборудования, соответствия их характеристик техническим требованиям, предварительно оценить их надежность и отказобезопасность;

– оценить безопасность выполнения испытательных полетов, включая парирование отказов функциональных систем, аварийное покидание ВС и его пожаробезопасность. Для ОЛС и СЛС их аварийное покидание летчиком с парашютом невозможно (см. ранее) и должно быть заменено спасением воздушного судна вместе с летчиком. О парировании у микролайтов отказов функциональных систем см. в § 5.4;

– спрогнозировать поведение ВС во время испытательных полетов;

– установить на ВС испытательное оборудование, в том числе датчики потребных параметров, бортовую аппаратуру информационно-измерительного комплекса, выполнить их проверку и тарировку. Для микролайтов указанное оборудование обычно не устанавливают, а осуществляют независимую от летчика регистрацию показаний высотомера и указателя скорости. Регистратор обычно располагается на месте второго летчика или пассажира;

– определить готовность ВС к проведению испытательных полетов;

– разработать методики летных испытаний, технической и организационной поддержки полетов;

– разработать задания на испытательные полеты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.