Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы субъектности в индивидуальном развитии личности






Примеры закономерного чередования четырех типов субъектности прослеживаются и в индивидуальном развитии личности. Например, в становлении личности индийских брахманов организовывались все психологические типы субъектности. В детстве юный представитель касты брахманов учился, подчиняясь жесткому порядку и дисциплине, усваивая ведические мифы и ритуалы без критического осмысления. По признакам субъектности этот период его жизни соответствует характеристикам активности «кшатриев», когда каждый человек должен подчиняться строгому порядку общества, принимая его ценности и мифы, не занимаясь их критическим осмыслением.

В возрасте около семнадцати лет брахман менял имя, женился, организовывал домашнее хозяйство, занимался экономическим благосостоянием своей семьи. Меняя имя, он становился как бы другой личностью. Новый период его жизни соответствует характеристикам субъектности «вайшья». В Индии представители сословия вайшья занимались хозяйственной деятельностью. Позже, обычно после рождения внука от старшего сына, брахман оставлял семью, принимал новое имя, становился отшельником, несколько лет одиноко жил в лесу, ощущая тесную связь с силами природы. Этот период жизни брахмана соответствует характеристикам субъектности «шудру». И лишь пройдя этот путь субъектных реформаций, брахман становился гуру, учителем, носителем высокого знания.

В современных европейских культурах формы субъектности в индивидуальном развитии ребенка не организуются со столь проработанной жесткостью, как у брахманов Индии. Однако возрастная периодизация развития личности содержит периоды и кризисы, воспроизводящие основные характеристики всех четырех типов субъектности. Известный психологам и родителям кризис 3-х лет связан с преодолением зависимости ребенка от матери и близких родственников, как организаторов его жизни. Это кризис выхода активности ребенка за пределы семейной жизни и включения его в большой социальный мир. От окружающего пространства родительской семьи, дети переходят к освоению ролевых функций в иерархической деятельности большого социума.

В возрасте 3-7 лет у детей формируются мотивы включения в социальную жизнь взрослых, стремление занять значимое место в социальной иерархии. В ролевых играх дети осваивают логику взаимоотношений в социальной деятельности, учатся подчиняться социальным формам поведения. Этот период в развитии субъектности соответствует изменению психологии людей при переходе от родового общества к жизни в государственных системах. Затем жизнь детей в школе опирается на мотивы социального включения.

Школьный период 7-10 лет соответствует более поздней фазе субъектности второго типа. В истории народов Европы, после включения родовых общин в систему государства, в эпоху Средневековья был период религиозного образования населения, реформирования сознания людей по логике религиозных мифов и ценностей. Этим занимались церковь и монашеские ордена. Главной задачей образования было не обучение техническим навыкам и ремеслам, а формирование мировоззрения, организация правильного понимания мира.

В подростковом возрасте у современных детей происходит кризис, который по основным признакам воспроизводит переход личности от второго к третьему типу субъектности. У детей 10-13 лет обостряется амбиция личностной независимости, стремление разрушать иерархические отношения со старшими, происходит критическая девальвация веры в социальные мифы, регулировавшие их жизнь в предшествующий возрастной период. Как и в истории общества, при переходе к третьему типу субъектности у подростков формируются автономные группы, лидеры которых наиболее ярко выражают критическое переосмысление и отрицание позиций взрослого мира. Эти феномены развития субъектности соответствуют в истории формированию политических партий и товарищеских группировок, боровшихся с господством церкви и аристократических сословий второго периода субъектности.

Важным фактом, подтверждающим историческую основу возрастных периодов развития личности, выступает проявление в возрастном развитии только тех форм субъектности, которые представлены в истории и культуре народа. Так, например, в этнических группах, находящихся еще на стадии первого или второго типа субъектности, у детей не проявляется подростковый кризис противостояния взрослым. В подростковом возрасте эти дети не выражают конфликтности по отношению к близким взрослым, не стремятся разорвать психологическую зависимость от родительской семьи и не предпочитают строить свою взрослую жизнь с опорой на типичные для европейской культуры группировки сверстников. Эти феномены подросткового взросления, столь распространенные в культуре западных стран, не наблюдаются у детей, живущих в традиционных этнических культурах.

А у детей, растущих в родовых системах, столь же сложно обнаружить и кризис трех лет. В больших родовых общинах нет психологического разрыва между материнской опекой ребенка и вешним социальным окружением, который существует в современных культурах. В возрасте трех лет современный городской ребенок должен входить в мир отношений, отделенный по его субъектной организации от мира семьи ребенка. Мир небольшой городской семьи окружает мир социальных ролей, отсутствующих в семейном мире. Освоение новых социальных отношений и субъектных позиций современный ребенок производит в ролевой игре. А в родовых системах мать является центральной фигурой большой социальной общины. В родовых общинах и больших родовых группах современных этносов, дети с самого начала являются частью того социума, в котором они уже имеют свое место. Не изолированная мать, а вся семья организует жизнь ребенка, и в три года ребенок живет в мире отношений, который окружает его с рождения. В системах родового типа дети не играют в ролевые игры, не осваивают культуру, отчужденную от культуры их семьи.

Время перехода к четвертому типу субъектности «шудру» в индивидуальном развитии человека зависит от состояния социума и характера культуры, к которой принадлежит человек. В начале критических фаз социума, при исчерпании функций ведущей социальной деятельности, многие люди довольно рано ощущают свою невключенность в социальную жизнь, занимают отчужденную позицию «шудру». При этом усиливается активность в виртуальной сфере, жизнь проходит в мире представлений и воображения. В то же время, в такие периоды в обществе возникает немало творческих людей.

В подростковом возрасте обычно формируются дружеские отношения со сверстниками, затем включение подростков и юношей во взрослую культуру и социальную жизнь связано с их отношениями в дружеских группировках. Но бывает так, что подросток не становится активным членом таких группировок, чувствует свою отчужденность от сверстников и от взрослых, занимает аутичную позицию, живет в воображаемом мире. В этих случаях тоже можно говорить о раннем переходе личности к четвертому типу субъектности.

Четвертый тип субъектности – это тип личностного развития, который может быть достигнут в любых социальных системах. Переход к субъектности «шудру» определяется общей логикой включенности человека в социальную жизнь. Практически во всех обществах наступает стадия жизни, когда человек перестает быть активным участником социальной деятельности. Выключение из активной деятельности в пожилом возрасте ведет к развитию душевного одиночества, провоцирует перенос субъектной энергии на духовное взаимодействие с внесоциальными силами и процессами, детерминирующими жизнь человека. Часто это связано с формированием мудрости, как особого состояния субъектности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.