Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двухуровневая система высшего профессионального образования






В настоящее время в стране идет интенсивный процесс перехода высших учебных заведений на двухуровневую систему высшего профессионального образования. В соответствии с принятыми законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)» от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ выделяются два основных уровня высшего профессионального образования:

1) бакалавриат – срок обучения не менее четырех лет;

2) магистратура – на базе бакалавриата и специалитета – срок обучения не менее двух лет.

По ряду специальностей, преимущественно оборонного назначения, обеспечивающих безопасность страны и человека, сохраняется специалитет – срок обучения не менее 5 лет.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. № 377 конкретизирован перечень направлений высшего профессионального образования.

В рамках направления высшего профессионального образования (далее – ВПО) ведется подготовка бакалавров (первый уровень) и магистрантов (второй уровень).

Бакалавриат – самодостаточное высшее образование, обеспечивающее фундаментальную подготовку специалистов по избранному направлению. В рамках бакалавриата создаются профили конкретной специализации, которые в соответствии с утвержденными государственными стандартами формируют компетенции, необходимые для выполнения соответствующих профессиональных функций.

На экономическом факультете Кубанского государственного университета открыты и работают 38 магистерских программ в рамках направлений:

- экономика;

- менеджмент;

- бизнес-информатика;

- управление персоналом;

- финансы и кредит;

- торговое дело.

В магистратуре открывается возможность расширить профессиональную подготовку путем перехода с профиля бакалавриата одного направления на магистерские программы другого направления. Например, после получения диплома бакалавра по одному из профилей направления менеджмента имеет смысл обрести компетенции и квалификацию по какой-либо программе направлений: экономика, бизнес-информатика, торговое дело и наоборот. В этом случае необходимо сдать междисциплинарный экзамен по дисциплинам избранного направления подготовки.

Введенные образовательные стандарты позволяют в соответствии с реальными запросами более гибко формировать программы подготовки выпускников высших учебных заведений. На уровне бакалавриата вуз формирует самостоятельно не менее 50 % образовательной программы. Еще большая гибкость предусмотрена при формировании магистерских программ, не менее 70 % которых определяется вузом самостоятельно. В результате создается возможность у обучающихся, и в первую очередь у магистрантов, самостоятельно определять индивидуальную образовательную траекторию, учитывая, с одной стороны, запросы рынка труда, конкретных работодателей, с другой – научно-образовательную спецификацию вуза.

Заказчики-работодатели – лица по своему составу и образовательной подготовке разноуровневые, и многие из них слабо воспринимают образовательные новшества.

Бакалавр (от лат. boccalarius – подвассал) – это первая ученая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях Европы и США. Она присваивается обычно после завершения четырехлетнего образования в университете, сдачи экзаменов, в ряде случаев – защиты диссертации реферативного типа. В соответствии с Болонским соглашением бакалавриат – первый уровень высшего профессионального образования, который вполне достаточен для выполнения основных функций профессиональной деятельности соответствующего профиля. Он открывает возможности для приобретения высшего уровня квалификации – магистра, а также ученых степеней, имеющих у нас в стране два уровня: кандидат и доктор наук.

Магистр – академическая степень второго уровня, распространенная в США, Европе. В настоящее время степень магистра присваивается в зарубежных вузах и в России после успешного завершения обучения на втором уровне высшего профессионального образования (2 года) после сдачи экзаменов и защиты диссертации.

Таким образом, магистратура – это:

- следующая за бакалавриатом ступень образования (после окончания вуза, как правило, студент получает степень бакалавра (undergraduate) и возможность работать по выбранному направлению);

- самая высокая ступень высшего профессионального образования в России и Европе, которая становится все более востребованной на внутреннем и международном рынках труда благодаря наличию у магистров фундаментальных знаний на стыке наук, что гарантирует профессиональную мобильность в современном мире, востребованность дипломов российских вузов, в том числе КубГУ, в странах, присоединившихся к Болонскому соглашению о едином образовательном пространстве в Европе;

- достижение углубленной специализации в одной из отраслей знания, основанной на прочном фундаменте общетеоретической подготовки; по сравнению с квалификацией специалиста степень магистра выглядит убедительнее, так как открывает более широкие возможности для занятий научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью, в том числе и для преподавания в высшей школе;

- форма подготовки для поступления в аспирантуру; студенты-магистранты к моменту защиты диссертации имеют научные публикации;

- овладение управленческими умениями и навыками, приемами аналитической, консультативной деятельности, освоение наиболее важных и устойчивых знаний, обеспечивающих целостное восприятие научной картины мира;

- развитие творческого потенциала для решения нестандартных задач, умение быстро перестраивать свою деятельность в связи с изменением ситуации, способность к саморазвитию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.