Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В «Одиссее» тень Ахилла в Аиде произнесёт свою знаменитую жалобу, что лучше быть на земле батраком у самого бедного крестьянина, чем с царственным видом – в обители мёртвых.






14 Последняя фраза примечательна тем, что её интонация позволяет услышать отзвуки споров, связанных не с теорией риторики, а с пониманием мотивировки поведения Ахилла. Нам остаётся лишь сожалеть об утраченной, видимо, безвозвратно книге Аристотеля «Гомеровские вопросы».

Таким образом, Ахиллу свойственна не только стихийность, спонтанность, но и мудрость, и – как ни странно – что-то вроде самодисциплины, что особенно поразительно перед лицом того обстоятельства, что он предстаёт, может быть, самым свободным героем в мировой литературе: сын богини и царя. Гегель точно подметил, зачем нужны Гомеру эти характеристики: они дают представление о силе и свободе. Тем более значимыми оказываются решения Ахилла.

Отчётливое присутствие этой темы в списке кораблей не случайно – она проходит через всю поэму. Удивительно ярко она звучит в самом, может быть, неожиданном месте – в описании щита, создаваемого богом Гефестом для Ахилла в песни восемнадцатой. На этом чудесном щите уместилось изображение двух городов. Один из них живёт мирной жизнью, другой же окружён врагами и участвует в войне. Спокойные картины сельских работ соседствуют с изображением львов, напавших на стадо и терзающих быка. Жизнь и смерть рядом. И в списке кораблей приготовления к битве неотделимы от упоминания жизненных истоков людей, готовых идти на смертный бой, и по мере разворачивания списка тема смерти звучит всё более отчётливо. Сопоставив различные «задерживающие» эпизоды, можно увидеть, что у Гомера они всегда тематически связаны с основным смыслом поэмы. Размышления о сути и трагичности бытия, возможно, начинаются в европейской культуре отсюда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель Поэтика. Риторика. / Пер. с греческого В. Аппельрота, Н. Платоновой. Вступит. статья и комментарии С. Ю. Трохачёва. – СПб.: Азбука, 2000. – 352 с.

2. Брагинская Н. В. Кто такие мирмидонцы? // От мифа к литературе. Сборник в честь семидесятипятилетия Е. М. Мелетинского. – М.: Российский университет, 1993. – С. 231 – 256.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т. / Пер. с франц. О. В. Волкова. Т.1 От Илиады до Парфенона. – М.: Искусство, 1992.

4. Виппер Р. Лекции по истории Греции. Избранные сочинения в 2 т. Т. 1.- Ростов н./Д.: Феникс, 1995.

5. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. – М: Искусство, 1968-1973.

6. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.

7. Гомер. Илиада. – Л.: Наука, Ленингр. отд., 1990.

8. Гордезиани Р. В. «Илиада» и «Одиссея» - памятники письменности. // Античность как тип культуры. / А. Ф. Лосев, Н. А. Чистякова, Т. Ю. Бородай и др. / М.: Наука, 1988. – С. 146 – 166.

9. Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. – Тбилиси, 1978.

10. Джеймсон М. Г. Мифология древней Греции. // Мифологии древнего мира. / Пер. с англ. – М.: Наука, 1977. – С. 233-282.

11. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. – 620 с.

12. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера. // Гомер. Илиада. – Л.: Наука, Ленингр. отд., 1990. – С. 395-416.

13. Зайцев А. И. Древнегреческий топоним Этеонос и метрическое удлинение в микенскую эпоху. // Классические языки и индоевропейское языкознание. Материалы чтений, посвящённых 100-летию со дня рождения профессора Иосифа Моисеевича Тронского. – СПб, 1997. - С. 19-21.

14. Казанский Н. Н. Язык диктует. // Материалы XXVI Межвузовской конференции преподавателей и аспирантов СПбГУ 11-14 марта 1997 г. Вып. 3.

15. Кессиди Ф. Х. Образ эпического героя. Проблема судьбы и свободы у Гомера. // Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). – М.: Мысль, 1972. – С. 81-86.

16. Лосев А. Ф. Гомер. – М., 1960. с. 168-171.

17. Лосев А. Ф. Античная философия и общественно-исторические формации. // Античность как тип культуры. / А. Ф. Лосев, Н. А. Чистякова, Т. Ю. Бородай и др. / М.: Наука, 1988. – С. 6 – 77.

18. Платон. Избранные диалоги. – М.: Худож. лит., 1965.

19. Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. – М., 1976.

20. Тахо-Годи А. А. Мифологическое происхождение поэтического языка «Илиады» Гомера. // Античность и современность. К 80-лети. Ф. А. Петровского. – М.: Наука, 1972. - С. 196-215 с.204.

21. Толстой И. И. Аэды: античные творцы и носители древнего эпоса. – М., 1958.

22. Тронский И. М. «Илиада» // Гомер. Илиада – М.– Л.: Academia, 1935. – С. 88–100. Комментарии – с. 611-614.

23. Химмель Х. Ахилл – бог. // Вестник Древней истории. № 1 – М.: Наука, 1981. – С. 53 - 76.

24. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.

25. Ярхо В. Н. Эпос. Ранняя лирика // Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие»). – М.: Лабиринт, 2001.

/82/ 26. Ярхо В. Н. Гомеровский эпос // История всемирной литературы. В 9 т. – М.: Наука, 1983. – С. 316-328.

27. Kirk G. S. The Iliad: A Commentary. Vol.1: Books 1-4. – New York: Cambridge Univ. Press, 1985.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.