Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4.3. Методы групповой работы в психологическом исследовании






 

Групповые формы работы: peer-группа, номинальная группа, десантная группа, фокус-группа, мозговой штурм, синектика, дельфи-группа, конфликтная группа, группа модификации поведения, адаптационная группа, расширенная творческая (креативная) группа и др. Персонализация и ролевая игра.

Социально-психологический тренинг в психологическом исследовании и практической психологии: история, теоретико-методологические основания, функции.

Общая характеристика метода фокус-группы. Групповая дискуссия как ведущий механизм получения нового знания в фокус-группе. Модератор фокус-группы, его роль, функции и требования к подготовке. Процедура фокус-группы. Подготовка фокус-группы. Время и место проведения фокус-группы. Техническое обеспечение проведения фокус-группы. Комплектова-ние фокус-группы, состав группы и отбор участников. Сценарий работы и типы вопросов. Разработка плана группового фокусированного интервью (топик-гайда). Анализ данных фокус-группы.

 

I. Семинарское занятие 1 по теме 1.1. Этические проблемы психологических исследований.

1. Основные этические проблемы психологических исследований.

2. Этический кодекс Российского психологического общества: требования к профессиональной подготовке и результатам работы психолога, требования к заказчику услуг психолога; нормы отношений между психологом и клиентом; нормы отношений между психологом и заказчиком; нормы отношений между психологом и его коллегами; требования к хранению и применению психологом материалов и результатов исследования.

3. Анализ статьи С. Милграма «Исследование поведения подчинения»: анализ эксперимента с этической точки зрения (влияния экспериментальной процедуры на состояние испытуемых).

 

Литература:

 

1. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. С. 127-242.

2. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: учебное пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 254 с.: ил.

3. Этический кодекс Российского психологического общества // Российский психологический журнал. 2003. Т.1. № 1. С. 37-54.

 

 

II. Семинарское занятие 2 по теме 3.3. Метод социометрии в социально-психологическом исследовании.

 

1. История метода. Виды социометрических критериев.

2. Этапы социометрического исследования: а) подготовительный этап (разработка программы, пилотаж инструментария и процедуры социометрического исследования); б) этап оперативного сбора данных (установление контакта с респондентами, их мотивация на участие в исследовании, инструктирование респондентов, спонтанный выбор участниками относительно предложенного критерия); в) этап обработки и анализа данных (составление социоматриц опрошенных, расчет индивидуальных и групповых социометрических индексов, построение социограмм, анализ внутригрупповых отношений, написание отчета о результатах исследования).

3. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрического исследования.

4. Методы обработки данных социометрии: социоматрица, социограммы, социометрические индексы.

5. Эмоционально-психологические аспекты проведения социометрического исследования.

Литература:

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2009. С. 47-67.

2. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. / Пер. с англ. М.: Изд-во «Академический Проект», 2004. 320 с.

 

 

III. Семинарское занятие 3 по теме 3.5. Проблема статистического анализа данных в психологии.

 

1. Виды методов статистического анализа данных (частотный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, дискриминантный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и другие методы статистического анализа данных), их возможности и ограничения.

2. Выбор адекватных различным задачам исследования методов статистической обработки данных.

 

Литература:

 

1. Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб: Изд-во «Питер», 2005. 416 с.: ил.

2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во ООО «Речь», 2006. 350 с., ил.

 

 

IV. Семинарское занятие 4 по теме 4.3. Качественные методы прикладного психологического исследования.

 

1. Интерактивные вербальные техники в прикладном психологическом исследовании (персонализация, ролевая игра).

2. Невербальные техники в прикладном психологическом исследовании (завершение рисунка, коллаж, направленные мечты, манипуляции с предметами).

3. Виды групповой работы в прикладном психологическом исследовании (peer-группа, десантная группа, конфликтная группа, группа модификации поведения, расширенная творческая (креативная) группа и др.).

4. Фокус-группа в прикладном психологическом исследовании: подготовка, разработка топик-гайда, процедура, функции модератора.

5. Социально-психологический тренинг в психологическом исследовании и практической психологии.

 

 

Литература:

 

1. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Изд-во «Магистр», 2007. 80 с.

2. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Изд-во «Смысл», 2006. С. 230-364.

3. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: Избранные труды. М.: Изд-во «Смысл», 2007. С. 150-169, 209-281, 302-356, 380-573.

 

 

V. Практическое занятие 1 по теме 2.1. Программа психологического исследования.

 

Этап 1: студенты по очереди устно формулируют несколько проблем исследования, лежащих в сфере их научных интересов, затем формулируют теоретический объект, цель, предмет, задачи и гипотезы исследований, проводят операционализацию основных понятий, выбирают методический инструментарий исследований и определяют эмпирический объект исследований. Этап 2: обсуждение предложенных студентами программ исследований.

 

Литература:

 

1. Гудвин Дж. Исследование в психологии. Методы и планирование. СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 560 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 318 с., ил.

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теории и методы: учебник для вузов. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2005. 381 с., ил.

 

 

VI. Практическое занятие 2 по теме 3.1. Применение метода невключенного наблюдения психологом в супружеском конфликте. Деловая ролевая игра.

 

Этап 1: все студенты-участники определяют наблюдаемые социально-психологические явления и их эмпирические индикаторы. Далее участники разрабатывают признаковую систему фиксации показателей наблюдения, с целью диагностики ролевых позиций членов группы, участвующих в ролевой игре. Этап 2: Участники ролевой игры, после инструктирования их ведущим, приступают к ролевой игре (20 мин). Наблюдатели фиксируют наблюдаемые признаки «супружеского конфликта». Этап 3: некоторые члены группы наблюдателей меняются местами с участниками ролевой игры. Этап 4: анализ участниками результатов наблюдения.

 

Литература:

 

1. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. С. 15-34.

2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 656 с.: ил.

 

 

VII. Практическое занятие 3 по теме 3.2. Контент-аналитическое исследование.

 

Этап 1: разработка схемы контент-аналитического исследования для изучения заданных проблем в массиве текстов (научно-популярных и публицистических), подготовленном студентами. Этап 2: анализ и обсуждение предложенных студентами схем контент-аналитического исследования. Этап 3: применение разработанных студентами схем контент-аналитического исследования. Этап 4: анализ участниками результатов контент-аналитического исследования.

 

Литература:

 

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 318 с., ил.

2. Шлак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологии. М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. 272 с.

 

 

VIII. Практическое занятие 4 по теме 3.3. Методы исследования межличностных отношений

 

Этап 1: участники разбиваются на 2 подгруппы; далее в подгруппе 1, как и в подгруппе 2, участники разбиваются на «исследователей» и «респондентов». Далее одновременно в подгруппе 1 применяется «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» (К. Томас), «Шкала принятия других» (В. Фей), «Шкала доверия» (М. Розенберг); в подгруппе 2 применяется «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири), «Шкала враждебности» (В. Кук, Д. Медлей), «Кто я?» (Т. Кун, М. Макпартленд). Этап 3: анализ участниками результатов тестирования.

 

 

Литература:

 

1. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 98-115.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 2008. С. 408-418, 470-475.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.