Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Уровни и виды психологических исследований






Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника исследования». Понятия «подход», «парадигма». Индуктивный и дедуктивный методы создания теорий. Парадигматические циклы науки: подготовительная фаза, фаза нормальной науки, научная революция (Т. Кун). Критерии и принципы научного исследования.

Междисциплинарный статус методов научного психологического исследования. Специфика научного исследования в психологии. Сравнительная характеристика естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии. Уровни психологического исследования. Особенности психологического исследования на разных уровнях методологии. Классификации видов исследования в психологии по критериям «тип связей между переменными» (корреляционные, экспериментальные), «характер решаемых задач» (теоретические, прикладные), «особенности используемых методов и объем выборки» (количественные, качественные). Типы данных, получаемых в исследовании по критерию «этап исследования» (первичные, вторичные), «способ получения» (L-, T-, Q- (биографические, тестовые, опросные) (Р. Кеттелл).

Общий обзор методов исследования в психологии и их классификации по критериям «цель исследования» (методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы), «направленность деятельности, в результате которой методы реализуются» (методы сбора данных, методы обработки данных), «анализируемые переменные и воздействия, оказываемые на них» (экспериментальные, описательные, исторические). Проблема разделения методов психологического исследования на количественные и качественные. Особенности количественных методов исследования в психологии: опора на естественнонаучную парадигму, большой объем выборки, стандартизация процедуры исследования, статистические методы обработки данных, обеспечение надежности (валидности, устойчивости, точности) данных, фрагментарность изучения объекта. Особенности качественных методов исследования в психологии: опора на гуманитарную парадигму, малый объем выборки и использование единичного уникального объекта, отсутствие строго формализованной процедуры исследования, «гибкость», «субъективность», «свобода от оценок», стремление к целостному, углубленному описанию объекта исследования, заимствование методов обработки данных из гуманитарных наук. Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании. Этические стандарты проведения исследований. Этические проблемы психологических исследований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.