Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги






В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже невозможно представить без использования информационных технологий. В настоящее время, в условиях активного проникновения информационно-коммуникационных технологий в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса и процесса управления образованием. Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности.

Применение информационных средств обучения предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей и принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность педагога принципиально новым содержанием. Использование информационно-коммуникационных технологий призвано активизировать процесс преподавания, повысить интерес обучающихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса. Одним из элементов и средств информационного обучения являются электронные издания (учебники, пособия, книги). Применение электронных учебных изданий в процессе обучения, способствует повышению качества усвоения материала, развитию пространственного мышления у обучающихся, формируется потребность в творческой и активной деятельности.

 

Объект исследования: использование компьютерных технологий в образовательном процессе.



Предмет исследования: изучение культуры России средствами информационно- коммуникационных технологий.

Цель исследования: на основе теоретического изучения и систематизации материала в области применения компьютерных технологий, разработать электронное учебное пособие «История русской культуры» в программе eAuthor SBT.

Задачи исследования:

1) собрать и систематизировать материал по истории русской культуры с IX по начало XXI века.

2) изучить возможности программы eAuthor, от компании HyperMethod IBS, для оформления электронного пособия;

3) разработать электронное учебно-методическое пособие «История русской культуры» в программе eAuthor СBT.

Методологической основой проектной работы является концепция образовательных электронных изданий и ресурсов авторов С.Г. Григорьева,

В.В. Гриншкуна, Г.А. Красновой, И.В. Роберта.

Теоретические положения: технология на основе личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской; технология развивающего обучения Г.К. Селевко; концепция деятельностного подхода в образовании Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна.

Методы исследования:

· анализ литературы, электронных ресурсов;

· обобщение, систематизация;

· компьютерная верстка контента в программе eAuthor CBT.

Теоретическая и практическая значимость исследования: изучен и систематизирован материал по истории культуры России с древнейших времен до настоящего времени, который представлен 9 разделами. Разработанное электронное обучающее пособие может быть использовано студентами, преподавателями среднего профессионального образования в курсе изучения социально-гуманитарных дисциплин. Программа eAuthor CBT поможет разработчикам электронных обучающих средств в оформлении программных продуктов, повысить эффективность их работы, а также ее применение будет способствовать внедрению информационных технологий в активное пользование.

Структура работы: работа состоит из оглавления, пояснительной записки, списка использованных источников и электронного учебно-методического пособия «История русской культуры».

Электронное пособие – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети (26).

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить процесс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Также активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя.

 

Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Появление различных образовательных ресурсов, посвященных истории, существенно облегчило и разнообразило работу преподавателя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Поэтому истории русской культуры посвящено наше учебно-методическое пособие.

При создании электронных учебных пособий используется современная компьютерная информационная технология – мультимедиа, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Комплексные занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности обучающих, стимулируют их способности к образованию и самообразованию.

При создании электронного пособия необходимо соблюдать определённую структуру. Структура электронного пособия определяется тем, что, в основном, электронные пособия используются для организации самостоятельной работы обучаемых и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и взаимосвязаны между собой. Должны быть учтены последовательности изучаемого материала: теоретическая часть, практическая, контрольные задания, демонстрации и материалы для дополнительного образования ().

Любое электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты:

· средства изучения теоретических основ дисциплины;

· средства поддержки практических занятий;

· средства контроля знаний;

· средства взаимодействия между педагогом и обучающимися;

· методические рекомендации по изучению дисциплины.

При создании электронного пособия очень важно соблюдать определённые требования:

· на экране текст пособия располагается во фрейме. Вместо фреймов можно использовать всплывающие окна, где размещаются рисунки, списки определений, указатели, комментарии;

· для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Включение специальных фрагментов помогут смоделировать сложные физические и технические процессы;

· главы должны быть более короткими по сравнению с книжными, их необходимо разбивать на дискретные фрагменты, которые содержат один узкий вопрос;

· необходимо, чтобы в одном из фреймов постоянно было оглавление книги, что позволяет, не листая страницы, быстро переходить к нужному разделу или фрагменту и также быстро возвращаться назад;

· необходимо выделять ключевые слова, термины, имена, чтобы, щелкая по ним кнопкой мыши, вызывать гиперссылки с объяснениями значений этих слов или комментарием на экран компьютера;

· использовать колонтитулы или заголовки на каждой электронной странице, чтобы учащийся не терял ориентации в учебнике (14).

Разработка электронного пособия требует соблюдения основных этапов:

1. Выбор источников.

2. Разработка оглавления и передачи понятий.

3. Переработка текстов в модули по разделам.

4. Реализация гипертекста в электронной форме.

5. Разработка компьютерной поддержки.

6. Отбор материала для мультимедийного воплощения.

7. Разработка звукового сопровождения.

8. Реализация звукового сопровождения.

9. Подготовка материала для визуализации.

10. Визуализация материала.

Кроме этого, в электронное издание могут входить следующие элементы:

1. Атрибуты поиска в сети Интернет.

2. Знак авторского права.

3. Основа издания.

4. Дополнительный текст.

5. Справочный аппарат.

6. Дидактический аппарат.

7. Поисковый аппарат издания.

8. Иллюстрации.

9. Анимация.

10. Звук.

11. Видео.

При разработке электронного пособия целесообразно подбирать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые

· наиболее полно соответствуют стандартной программе;

· лаконичны и удобны для создания гипертекстов;

· содержат большое количество примеров;

· имеются в удобных форматах (принцип собираемости) (14).

Таким образом, электронное учебное пособие должно отвечать следующим требованиям:

· четкая структуризация предметного материала;

· компактность представленного информационного материала;

· графическое оформление и наличие иллюстративного материала;

· включение промежуточного и текущего контроля знаний.

Российская компания ГиперМетод разрабатывает и реализует целый комплекс программных средств для организации и сопровождения системы дистанционного, интерактивного и электронного обучения в образовательных учреждениях. Одним из продуктов компании является программа eAuthor CBT, на основе которой наш проект.

Программное обеспечение eAuthor CBT — это средство разработки электронных изданий учебного назначения (электронных учебников, гипертекстовых или мультимедийных курсов, тестовых заданий, симуляционных упражнений) для CD-ROM, Internet, Intranet, а также для использования в центрах дистанционного обучения, например, eLearning Server.(1). Для работы в среде eAuthor от пользователя не требуется никаких специальных знаний или навыков, кроме опыта работы с простыми программными средствами в среде Windows. Тем не менее, работая в eAuthor, пользователь может создать готовое привлекательное и удобное электронное приложение. Для этого от пользователя потребуется кроме вставки информационных элементов определять связи элементов друг с другом, установить их свойства, расставить элементы в их в нужном порядке – т.е. создать сценарий электронного обучающего средства.

Для функционирования eAuthor необходим компьютер со следующей конфигурацией:

· процессор – рекомендуется Pentium с тактовой частотой 1 ГГц и выше;

· оперативная память – рекомендуется 512 Мб;

· свободное место на жестком диске – не менее 40 Мб для размещения самой программы, рабочих проектов и публикаций;

· дисковод CD-ROM/DVD-ROM;

· манипулятор типа мышь;

· операционная система Microsoft® Windows® /XP/2003/Vista/Win 7;

· Один из Интернет-браузеров: Microsoft Internet Explorer 6.0 и выше; MozillaFirefox 2.0 и выше (рекомендуется); Opera 9.6 и выше; Safari 3.0 и выше; GoogleChrome 2.0 и выше;

· Flash Player версии 9.0 и выше (рекомендуется Adobe Flash Player 10.0).

Данная программа eAuthor CBT имеет ряд преимуществ в использовании:

· ускорение разработки: встроенные в программу инструменты позволяют автоматически разбить длинные тексты на смысловые части, сформировать словарь, автоматически связать гипертекстовыми ссылками учебные материалы. Используя эти инструменты, разработка простого, но полноценного учебного курса из исходных материалов займет несколько часов.

· удобные инструменты разработки: программа предлагает на выбор типовые педагогические шаблоны: УМК, слайд-курс, тренинг, тест, кейс. Шаблоны позволяют создавать электронные курсы с соблюдением дидактических правил построения учебного материала.

· широкие возможности организации тестов: программа позволяет создавать традиционные виды тестовых вопросов: одиночный выбор, множественный выбор, ввод значений, заполнение бланков, психологические тесты.

Данное электронное пособие состоит из 9 разделов. Раздел 1 содержит 4 темы и приложение. (Рисунок 1).

Раздел 2 содержит 4 темы и приложение

 

Данное учебно-методическое пособие освещает историю культуры России с древнейших времен до начала XXI века. Электронное пособие представлено 9 разделами, в которых содержатся разнообразный материал по истории русской культуры. Учебно-методическое пособие включает лекционный материал, иллюстрации, фотодокументы, мультимедийные презентации, видеофильмы, аудиозаписи, схемы, таблицы. Также в пособие вошли конспекты уроков, разработки классных часов и внеклассных мероприятий и исследовательские работы учащихся школ северо-востока РБ.

Работа адресована преподавателям социально-гуманитарных дисциплин, обучающимся образовательных учреждений, а также будет полезно всем, кто интересуется русской культурой на грани веков и тысячелетий.

Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.