Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 20. Этические проблемы современной науки






Вопросы для обсуждения

 

1. Возможности и границы науки.

2. Объективная логика развития науки и моральная ответственность ученого.

 

Основная литература

 

Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

Гачев Т.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. М., 2003.

Проблема гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М., 1991.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986.

Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992.

 

Дополнительная литература

 

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.

Гуманитаризация науки и образования в переходный период. Мн., 2000.

Динамика научного знания и гуманистические параметры современной науки. М., 1994.

Естествознание в гуманитарном контексте. М., 1999.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.

Порус В.Н. Парадоксы научной рациональности и этики: попытка аналогии //

Философия и социологическая мысль. Киев.1992. № 3.

Человеческое измерение науки. Воронеж., 1995.

Юдин Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек.2000. № 5.

 

 

Вопросы для самоконтроля по теме 14

 

1. Наука как ценность в культуре модерного общества.

2. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки.

3. Сциентизм и антисциентизм в оценке будущего науки.

4. Социальные ценности и нормы научного этоса.

5. Проблемы мотивации и признания в науке.

6. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

7. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности.

8. Проблемы гуманизации современной науки.

9. Социальный контроль над наукой.

10. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки. Темы для докладов и дискуссий

 

 

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ

 

Тема 15. Основные парадигмы в развитии естествознания

(6 ч.)

 

Занятие 21. Особенности классического естествознания

Вопросы для обсуждения

 

1. Классическая модель науки как системы достоверного знания.

2. Статус механической картины мира в тематическом пространстве классической науки.

3. Специфические особенности методологического инструментария классического естествознания.

 

Основная литература

 

Горбачев В. Концепции современного естествознания. М., 2003.

Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-н/Д., 1999.

Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-н/Д., 1998.

Соломатин В.А. История науки. М., 2003.

Философия науки/ под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.

 

Дополнительная литература

 

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М., 2000.

Взаимодействие наук как фактор их развития. Новосибирск, 1988.

Глебкин В.В. Наука в контексте культуры. М., 1994.

История науки в контексте культуры. М., 1990.

Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М., 1985.

Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

Лось В.А. История и философия науки. М., 2004.

Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985.

Романовская Т.Б. Наука XIX-XX вв в контексте истории культуры. М., 1995.

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.