Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 16. Средства и методы научного исследования






Вопросы для обсуждения

1. Основные методы эмпирического и теоретического исследования

(применительно к научной специальности аспиранта).

2. Общелогические методы в структуре научного исследования.

3. Проблема языка науки. Роль искусственных языков в современном

научном познании.

 

Основная литература

 

Барков Л.М. Роль эксперимента в современной физике // Философия науки. Новосибирск, 2001, № 3.

Воробьев А.Я., Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. Мн., 1989.

Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. Мн., 1999.

Методы научного познания / Нысынбаев А.Н. и др. Алматы. 1996.

Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Мн., 1974.

Дополнительная литература

 

Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1992.

Баранцев Р.Г. Методология современного естествознания. М., 2002.

Методы научного познания и физика. М., 1984.

Моделирование сложных систем и виртуальная реальность М., 1995.

Наука, технология, вычислительный эксперимент. М. Наука. 1993.

Никитин Е.П. Объяснение -- функция науки. М., 1970.

Сачков Ю.В. Проблемы методологии современного естествознания. М., 1998.

Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

Яблонский Л.И. Модели и методы исследования науки. М., 2001.

Язык и наука конца ХХ века. М., 1995.

 

Вопросы для самоконтроля по теме 12

 

1. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция

методологического знания.

2. Научное исследование как предмет методологического исследования.

Объект и предмет исследования.

3. Сущность системного подхода как общенаучной методологической

программы.

4. Плюрализм стратегий методологического анализа науки.

5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного

исследования.

6. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент,

измерение, описание.

7. Методологический инструментарий теоретического исследования.

8. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования.

9. Методы систематизации научных знаний.

10. Информационные технологии в современном научном познании.

 

Тема 13. Наука как социальный институт

(4 ч.)

Занятие 17. Основные формы организации научной деятельности

Вопросы для обсуждения

1. “Малая” и “большая” наука”.

2. Академическая, ведомственная и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития.

3. Ролевые отношения в науке: сущность и динамика.

Основная литература

 

Мертон Р. Амбивалентность ученого М., 1965.

Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1968.

Социальная динамика науки. М., 1996.

Философия науки: Учеб.пособие /Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.

Школы в науке. М., 1977.

 

Дополнительная литература

 

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные

произведения. М., 1990.

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1998.

Научная деятельность: структура и институты: Сб. переводов. М., 1980.

Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973.

Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Междунар. ежегодник. СПб., 1969-2002. Вып. 1-13.

Степин В.С. Наука и образование в контексте современных цивилизационных

изменений // Наука и образование на пороге третьего тысячелетия.

Мн., 2001.

Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М., 1983.

Храмов Ю.А. Научные школы в физике. Киев, 1987.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.