Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: поэтика зимы в Русской лирике XIX века






Тема: «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» А. С. ПУШКИНА КАК НОВАЯ РУССКАЯ ПРОЗА

  1. Особенность движения Пушкина к новой прозе состоит в том, что он шел к ней от стиха. Это – черта новой эпохи (начало – 30-е гг. 19 в.): многие признанные прозаики начинали свое творчество стихами (Гоголь, Тургенев, Вельтман). Это достаточно исследовано в нашем литературоведении, но было бы хорошо, если бы студент попробовал провести самостоятельное изучение: как знать, не появятся ли новые мысли.
  2. Между стихами и прозой лежит «Евгений Онегин». Требуется показать:

а) где и почему Пушкин в «Онегине» говорит о прозе;

б) какие черты поэтической формы «Онегина» Пушкин использовал в прозе (в частности, фигура автора-повествователя, свободная композиция, напоминающая структуру разговора и др.).

3. Что из опыта Пушкина-поэта сохранилось в «Повестях Белкина»? Каковы особенности их построения? Рекомендуется обратить внимание на:

а) фигуры издателя (Пушкин или нет?), повествователя (сам Белкин) и рассказчиков (от которых Белкин узнал все истории); какова их роль в структуре повествования?

б) соотношение между всеми пятью повестями, играет ли роль (если да, то какую) порядок расположения повестей Пушкиным?

в) какова роль пародии в «Повестях Белкина»?

Сделать вывод: в чем же новизна прозы Пушкина в «Повестях Белкина»?

  1. Найти следы влияния «Повестей Белкина» в последующей русской литературе 19 века: Лермонтов, Достоевский, Лев Толстой.
  2. Отразились ли традиции «Повестей» в русской прозе ХХ века? Если да, в чем, как; если нет, почему?

 

Рекомендуемая литература

  1. Винокур Г. Пушкин-прозаик. – В кн.: Винокур Г. О языке художественной литературы. – М., 1991.
  2. Лотман Ю. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина». – В кн.: Лотман Ю. В школе поэтического слова. – М., 1998.
  3. Мильдон В. И. «Повести Белкина» в кино. – Киноведческие записки № 42, 1999.
  4. Тынянов Ю. О композиции «Евгения Онегина». – В кн.: Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
  5. Эйхенбаум Б. Путь Пушкина к прозе. – В кн.: Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. статей. – Л., 1969.

 

Тема: ПОЭТИКА ЗИМЫ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ XIX ВЕКА

Тексты для работ:

Вяземский П. А. Первый снег. Зимняя прогулка. Царскосельский сад зимой. Еще тройка. Метель и др.

Баратынский Е. А. Финляндия. Завыла буря…Эдда и др.

Пушкин А. С. Зимний вечер. Зимняя дорога. Зимнее утро. Зима. Что делать нам в деревне? Бесы. Фрагменты из романа «Евгений Онегин».

Тютчев Ф. И. Чародейкою зимою…

Некрасов Н. Мороз – Красный нос.

Фет А. А. «Учись у них – у дуба, у березы…», «Какая грусть! Конец аллеи», «Жизнь пронеслась без явного следа», «На пажитях немых люблю в мороз трескучий», «печальная береза», «Чудная картина», «Скрип шагов вдоль улиц белых», «Ночь светла, мороз сияет», «Щечки рдеют алым жаром», «На двойном стекле узоры», «Эх, шутка-молодость!..», «Ветер злой, ветер крутой в поле заливается…», «Есть ночи зимней блеск и сила», «Ночь крещенская морозна…»

 

Содержание работы:

 

Из всех времен года зима, наиболее близкая русскому сознанию, претендует на роль национального пейзажа. Раскрыть: мифологический смысл и философские концепции «зимнего состояния мира» у разных поэтов; различные грани образа зимы, запечатленные в творчестве русских поэтов (зима как праздник света, блистанья и сверканья в поэзии Вяземского и Баратынского; зима как сон природы, метафизическое состояние грезы и чистоты в лирике Тютчева и Некрасова; зима как условие активного действия и бодрствования у Вяземского и Пушкина; зима как губительная метельная стихия в творчестве Вяземского, Пушкина и др.) Сделать выводы: как через мотив зимы выражаются разные поэтические концепции бытия.

В работе не требуется обязательное использование творчества всех вышеназванных поэтов. Можно выбрать триаду имен: Пушкин-Тютчев-Некрасов, или: Тютчев-Фет-Некрасов, или Вяземский-Баратынский-Пушкин. Самостоятельный раздел работы может быть посвящен анализу одного стихотворения (автор и стихотворение по выбору студента).

 

Рекомендуемая литература

1. Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы. – Вопросы литературы, 1979, № 9.

2. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной…» - М., 1990.

(а также монографические исследования рекомендуемых авторов).

 

 

Тема: «ПОЕДИНОК РОКОВОЙ»

(тема любви у Тютчева и Некрасова)

 

Обязательные тексты:

 

Тютчев Ф. «О, не тревожь меня укорой справедливой», «Не говори, меня он, как и прежде, любит…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Она сидела на полу», «Весь день она лежала в забытьи», «Есть и в моем страдальческом застой», «Две силы есть, две роковые силы» и т.д. из «денисьевского цикла».

Некрасов Н. «Да, наша жизнь текла мятежно», «Так это шутка?», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди», «Зачем насмешливо ревнуешь», «Я сегодня так грустно настроен», «Тяжелый год – сломил меня недуг», «Прощанье», «Прости…» (стихотворения из несобранного «нанаевского цикла»)

 

Содержание работы:

1. Дать определение так называемого авторского цикла: указать его биографическую основу, состав, объяснить принципы «романной композиции» и др.

2. Обрисовать авторский образ мира в любовных циклах Тютчева и Некрасова (особенности конфликта; своеобразие женского характера и сложность внутреннего мира лирического героя; принципы диалогичности, драматизма и драматизации как главные особенности структуры; соотношение человека и природы; хронотоп, сквозные образы – мифогемы и др.)

3. Наряду с общей характеристикой циклов дать анализ одного стихотворения того и другого поэта (по выбору студента).

4. Сделать выводы о сходстве и различиях в любовных концепциях двух поэтов.

 

Рекомендуемая литература

1. Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980. – Смоленск, 1994.

2. Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев/Некрасов и русская литература. – М., 1971.

3. Корман Б. Некрасов и Тютчев/Некрасовский сборник. Вып. 3. – М.-Л., 1960.

4. Озеров Л. Поэзия Тютчева. – М., 1975.

5. Колосова М. П. «Я встретил Вас…» (О Тютчеве и Денисьевой) – М., 1983.

6. Бухаркин П. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Тютчева. – Русская литература, 1977, № 2.

7. Пицкель Ф. Поэт-диалектик. – Русская литература, 1986, № 2.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.