Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 3. «Богородице Дево, радуйся »






«Богородице Дево, радуйся…»

(о молитвах к Пречистой Богородице)

 

Владыка, сегодня, про­должая наш разговор о почитании Пресвятой Богородицы, хотелось бы, чтобы вы рассказа­ли о молитвах к Ней. В прошлых номерах мы уже писали о том, что молитва «Богородице Дево, радуйся...» состоит из слов Архангела Гавриила и праведной Елисаветы, исполнив­шейся Духа Святого. То есть эта молитва при­шла к нам из мира горнего, и каждый раз, по­вторяя ее, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были ниспосланы. Но, кроме этого ангельского приветствия, Богородице написа­но много других молитв — они входят и в утрен­нее молитвенное правило, и в вечернее. Влады­ка, кем и когда написаны эти молитвы и вооб­ще, как они пишутся?

— Существуют специальные сборники, которые содержат более пятисот молитв Пресвятой Богородице. Среди них есть молитвы фактически на каждый случай жизни. Например, есть молитва перед ико­ной, которая называется «Помощница в родах», или перед иконой «Прибавление ума», перед иконой «Скоропослушница», или перед иконой «Во скорбях и печалях утешение».

Пресвятая Богородица усыновила весь род человеческий, а душа человека, по словам Тертуллиана, христианка, поэтому она и об­ращается к Божьей Матери, «теплой Заступ­нице мира холодного». В нашей духовной жизни мы подражаем миру небесному, а сло­ва почитания Пресвятой Богородицы даны в Евангелии, поэтому это Евангельское вели­чание Богородицы стало образцом для дру­гих молитв.

И тут мне хотелось бы отметить, на­сколько важно правильно назвать что-либо или кого-либо, потому что правильно на­звать — это значит определить сущность. Мы говорим: «Царица Преблагая», «Все­милостивая», «Милосердная», «Предста­тельница», «Ходатаица», «Покровительни­ца», и мы обозначаем Кто Она нам. Кроме того, каждое наше обращение к Богороди­це соизмеряет небо и землю, поэтому в каждом обращении к Богородице есть что-то очень высокое, возвышенное: «Царица Небесная», «Пресвятая», «Пречистая». «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим» (т.е. достойная почи­тания больше херувимов и по славе Своей, несравненно, выше серафимов) - здесь уже идет обозначение места Богородицы в небесной иерархии.

Кстати, по преданию, древнее величание Богородицы «Честнейшую херувим и Слав­нейшую без сравнения серафим, без нетле­ния Бога Слова рождшую, сущую Богороди­цу Тя величаем» было сложено песнопевцем св. Космой Маиумским в VIII веке. И уже позже, в X веке, к этому величанию были до­бавлены слова «Достойно есть яко воистин-ну блажити Тя Богородицу, Присноблажен-ную и Пренепорочную и Матерь Бога наше­го». Церковь хранит предание о том, что это­му молитвословию научил инока Афонского монастыря сам Архангел Гавриил, и с тех пор молитва «Достойно есть...» вошла в церков­ный обиход. Она еще называется «Хвалебная песнь Богородице». А икона, перед которой впервые прозвучала эта молитва, так и стала называться: «Достойно есть...»

То есть даже и в послеевангельские времена возникновение молитвы — это не просто акт творчества человека?

— Молитва пишется Духом Святым. Написание молитвы — это не какое-то рационалистическое действие. Это происходит по вдохновению. Но всякое творчество, если оно истинно, направляется и вдохновением, которое совершается Духом Святым и, безусловно, человеческим началом. Тут такая синергия. Дух Святой действует через людей, и уже индивидуальность самого человека тоже накладывает свой отпечаток. Поэтому-то каждое песнопение, молитвословие имеет свои особенности, в зависимости от того, кем был автор.

Да, например, в молитвах на сон гряду­щим есть молитва святого Иоанна Дамаскина к Спасителю, которая сразу начинается таким вопросом: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просвятиши днем?» Тут сразу чувст­вуешь характер того, кто это написал.

—Конечно. Со святым Иоанном Дамаскиным — защитником иконопочитания, авто­ром огромного количества служб, связана знаменитая история о чудесном исцелении.

В период иконоборчества (XIII в.) Иоанн Дамаскин был ревностным защитником икон, и тогда его враги подстроили, чтобы ему по клеветническому навету отсекли ру­ку... Жестоко страдающий и от физической боли, и от нанесенной обиды Иоанн взмо­лился Богородице. И произошло чудо: он был исцелен, отсеченная рука приросла. В память о чудесном исцелении Иоанн Дамаскин приделал к нижней части иконы Богороди­цы, перед которой он молился, серебряное изображение руки - отсюда и название ико­ны «Троеручица». А благодарность к Богоро­дице, его чудесной Исцелительнице, выли­лась в молитву, которая начинается словами: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...»

Значит, человек пишет молитву из благо­дарности, из любви, от полноты чувств?

—Да нет, это не просто какие-то томле­ния или человеческие чувствования. Мо­литва пишется, когда Дух Божий нисходит на человека. И это уже призванность. Не просто ситуация, когда человек решил, что сегодня он напишет молитву, и он начина­ет искать способы написания, правила. Да, у каждого верующего есть свой личный опыт общения с Богом, и этот опыт может выразиться в том, что человек напишет свою молитву, но ведь это совсем не значит, что она станет достоянием всех. Ведь для того, чтобы это случилось, надо, чтобы она была написана человеком, укорененном в вере. Потому что эта укорененность озна­чает, что человек правильно исповедует свою веру и правильно ее излагает. И тут очень важно то, что молитвы пишутся те­ми, кто действительно призван Самим Бо­гом. Например, мы уже рассказывали про пятидесятый псалом. Ясно, что это был ка­кой-то величайший акт покаяния и что он был принят Богом именно как покаяние, и именно поэтому стал гимном для всех каю­щихся. Да, написанию этого псалма пред­шествовало падение, но не надо забывать о том, что царь Давид был избран Богом. И поэтому, когда он обращался к Богу, то он в какой-то момент становился, если хо тите, орудием Божьим, гласом Божьим. Тут, повторяю, была призванность Богом.

Поэтому отличительная черта молитвы святой, молитвы общецерковной от молит­вы индивидуальной, когда человек сам, сво­ими словами беседует с Богом, в том, что она написана Божьим вдохновением. И есть еще одно немаловажное обстоятельство: Цер­ковь всегда обращает внимание не только на то, что это за произведение, но и на то, кто его написал. Потому что мы знаем, что Свя­щенное Писание было написано не просто людьми, движимыми Духом Святым, но людьми святыми.

Кстати, подавляющее большинство мо­литв не имеет авторства. Почему?

—Многие молитвы переводились на цер-ковно-славянский с других языков, и не все­гда было важно, кто автор этих молитв. Глав­ным тут было то, что они уже утвердились в богослужении. Плюс ко всему, критерием их боговдохновенности являлась интуиция лю­дей, просвященных Духом, — и именно она и подсказывала, принимать ту или иную мо­литву, или нет. Со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия существовали специ­альные монастырские школы, которые за­нимались переводом богослужебных текс­тов, и в этом случае критерием был их авто­ритет.

А как молитва становится канонической?

Существует процедура принятия того или иного богослужебного текста Священным Синодом и специальной Богослужебной комиссией. Это если мы говорим о современной практике.

Владыка, молитва всегда имеет какую-то структуру, и если ты ее знаешь, то молитву легче понять. Сначала идет обращение к Бого­родице, потом рассказывается о том, что про­исходило с Божией Матерью или Ее иконой, а дальше идет прошение, которое заканчивается величанием. Может быть, вы сейчас поясните какую-нибудь общеупотребительную молитву Богородице.

—Ну, давайте рассмотрим одну из утрен­них молитв к Пресвятой Богородице. Она начинается так: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильны­ми мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лука­вая и хульная помышления...» Обратите внимание на то, как это прошение похоже на великопостную молитву преподобного Еф­рема Сирина «Владыко живота моего...» Сначала идет обращение, а дальше мы пере­числяем то, от чего просим уберечь нас. За­тем, и это очень важно, мы просим Богоро­дицу избавить нас «от многих и лютых вос­поминаний и предприятий» и освободить «от всех действ злых», то есть от тех поступков, которые были ранее, скажем, предыду­щим днем. И заканчивается молитва про­славлением Богородицы, которое взято из Евангелия. Эта молитва - прошение к Бого­родице, чтобы получить благословение на грядущий день. Если взять молитву из вечер­него правила, то и здесь мы увидим сначала обращение: «Благаго Царя благая Мати, Пре­чистая и Благословенная Богородице Ма-рие», затем идет просьба: «милость Сына Тво­его и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на дея­ния благая», и дальше испрашивается благо­словение на то, чтобы и ночное время жизни прейти «без порока» и обрести рай. Заверша­ется молитва прославлением Богородицы.

Владыка, а использование именно этих молитв в утреннем и вечернем правиле, наверное, не случайно?

—Конечно, это результат духовного опыта многих людей.

То есть они выверены этим духовным опы­том. Владыка, а что такое Богородичное пра­вило?

—Это правило, которое нам дал преподоб­ный Серафим Саровский. Оно заключается в том, что ежедневно сто пятьдесят раз чита­ется молитва «Богородице Дево, радуйся...» В Дивеевском монастыре, по указанию пре­подобного Серафима Саровского, была вы­рыта «святая канавка Царицы Небесной». «Кто канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, — говорил батюшка Серафим, — тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Находящаяся в центре монастырской территории канавка была ду­ховным и молитвенным сосредоточием святого места.

Святые отцы советовали в случае уныния и скорби «много раз» повторять молитву «Богородице Дево, радуйся...».

—Мы знаем бесчисленное множество примеров, когда молитвенное обращение к Богородице спасало в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Один участник Великой Отечественной войны, тогда еще врач, рассказывал мне, как однажды он вместе с ранеными выходил из окружения. Командир был убит, у них не было ни каких-либо запасов еды, ни карт, ни ориентиров, куда идти, а вокруг один лес. И он просто для того, чтобы хотя бы заглушить в себе чувство голода и страха, все время повторял: «Богородице Дево, радуйся...» Молился. И в конце концов, чудом они вышли на поляну, и здесь, на срубе дерева, он увидел стоящую икону Божьей Матери и вдруг понял, куда надо идти. Это чудо, явленное ему, он пронес через всю свою жизнь: после войны стал священником и был очень известным митрополитом. Богородица, усыновившая при Кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. И я бы хотел закон­чить наш разговор словами молитвы, которую ежедневно в конце вечерни поют на Афоне. Думаю, что эти слова понятны и без пере­вода: «Под Твою милость прите­каем к Тебе...». Аминь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.