Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 2. «Во скорбях и печалях утешение»






«Во скорбях и печалях утешение»

(об иконах Пресвятой Богородицы)

 

Владыка, в прошлом номере мы рассказали нашим читателям о зем­ной жизни Богородицы. «Теплой Заступницей мира холодного» назвал Божью Матерь М.Ю. Лермонтов в своем удивительном сти­хотворении «Молитва странника». Этот стих-молитва начинается такими словами:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом...»

И сегодня, вслед за поэтом, в минуты трево­ги и отчаяния мы встаем пред Ее образом, с тем, чтобы найти и защиту, и утешение. Вла­дыка, давайте сегодня поговорим об иконах Пресвятой Богородицы — они особо почитае­мы у верующих.

— По преданию, первая икона — а это была икона Божией Матери — была напи­сана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым происходила трапеза Святого Семейства. Предание доносит до нас слова Богородицы, Которая, увидев образ, сказала: «Благодать Сына Моего бу­дет с этою иконою». Св. Василий Великий уже в IV веке писал о почитании и поклонении иконам. Появление икон Пресвятой Богородицы — а часто уже оно само сопро­вождается чудесами — это зримый знак то­го, что Богородица, взятая при Своем Ус­пении в удел Божий, не оставила наш мир. Это знак Ее участия, Ее присутствия в на­шем мире. Ведь очень часто иконы были явлены людям в самые трудные, перелом­ные моменты истории нашего народа. Вспомним, например, Донскую икону Бо-жией Матери, или Тихвинскую икону, которая недавно была возвращена домой. Россию вообще называют домом Пресвя­той Богородицы — и это не просто поэти­ческое сравнение. Действительно, если по­смотреть на историю России, то получает­ся, что в самые тяжелые периоды, когда речь шла о том, быть России или не быть, в случаях вражеских нашествий, во времена смуты — всегда являлись иконы Божией Матери. И каждое такое явление запечат­лелось в истории и в православных празд­никах. В месяцеслове упоминается более двухсот чудотворных икон Пресвятой Бо­городицы, празднуемых Церковью в тече­ние года. Но милующее материнское учас­тие Богородицы не только в том, что Она спасала народы, страну. Мы говорим, что Матерь Божия — это Мать всех живущих на земле, и вот это усыновление Богородицей рода человеческого проявляется и в том, что каждый страждущий Ее помощи полу­чает Ее материнскую заботу.

Есть молитва, которая называется «Вопль к Богородице», и в ней такие слова: «Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с Материнской заботой».

—Да, милость Богородицы не обходит че­ловека, и мы знаем бесчисленные случаи то­го, когда люди и исцелялись, и спасались, и обращались к иной жизни после молитвы к иконам Пресвятой Богородицы.

Владыка, а как икона становится святой? Все ли иконы чудотворные?

— Существует особый чин освящения икон: один чин для освящения икон Спасителя, другой — для освящения икон Богородицы. И когда икону освящают, то благодать Божья отмечает ее, и образ становится иконой, на него уже можно молиться. Через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа.

А кому мы поклоняемся, когда молимся иконе?

—Первообразу, конечно. На VII Вселен­ском Соборе, который был в 787 г., опреде­лили, что «честь, воздаваемая иконе, отно­сится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются ипостаси изображенного на ней». На этом же Соборе было уста­новлено, что поклонение иконам происходит независимо от того, «будут ли они сделаны красками, или из мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были достойным обра­зом, и будут ли находиться во святых церк­вах Божьих, на священных сосудах и одеж­дах, на стенах или дощечках, или в домах и при дорогах...»

Значит, иконой может быть и фотографическое изображение образа?

— Литографическое. Не фотографическое, а литографическое. Да, это иконы, если они освящены, ведь мы почитаем не материал и способ, а сам образ. По сути своей всякая икона чудотворна, если она правильно, канонически написана и освящена. В иконографии очень важно следовать тем канонам и нормам, которые сложились. Православная иконопись подчиняется системе жестких правил написания икон, существуют специальные сборники иконописных подлинников, которые определяют детали канонических изображений и технических приемов. Иконе свойственна условность изображения и обратная перспектива — особая система изображения пространства. Есть очень интересные исследования академика Б.В. Раушенбаха, посвященные применению обратной перспективы в иконописи. Интересующимся я советую их прочитать. Фактически и обратная перспектива, и приемы условного письма под­черкивают инаковость икон, их принадлеж­ность к иному миру, нематериальному. Так, еще раз подчеркивается то, что в небесных чертогах свои законы, отличные от наших. Перспектива нашего видимого мира заме­нена перспективой мира иного, невидимо­го, мира горнего... Дело в том, что в нашем, земном мире, действуют законы прямой перспективы, которая зрительно удаляет предметы. И все художники, учитывая за­коны прямой перспективы, изображают предмет таким образом, что чем дальше он находится, тем меньше его изображение. А в обратной перспективе наоборот: чем дальше расположен предмет, тем ближе он к нам. Таким изобразительным приемом нам показывается сама возможность при­ближения неба к земле. Поэтому, когда мы говорим, что икона — это окно в небо, это не просто образное выражение. Весь строй иконы, сама иконография подчинены од­ной цели: тому, чтобы образ стал окном в мир иной, Божественный.

Владыка, а как пишутся иконы? И явля­ются ли, например, иконами гравюры Гюстава Доре к Библии?

—Написание иконы требует, прежде все­го, духовного зрения. Конечно, можно про­сто скопировать икону, но вообще икона пи­шется молитвою. Не навыком, не умением использовать какие-то приемы и каноны, а молитвою. Конечно, должен быть колос­сальный профессионализм с точки зрения художественного искусства, но вообще ико­на пишется молитвою. И чем молитвеннее она написана, тем больше возможностей для того, чтобы она стала чудотворной. Хотя бы­вают случаи, когда начинают мироточить иконы, хоть и освященные, но написанные в какой-то своей, особенной манере письма. Неканонические. Сказано же, что «Дух ды­шит, где хочет». Что касается Доре, то его гравюра «Христос в терновом венце. Страда­ния Христа» стала иконой, ее постоянно ко­пируют, и эти копии можно увидеть во мно­гих храмах.

Икона — это одна из форм откровения и Богопознания. У каждой иконы своя судьба, своя история. Есть иконы, отмеченные осо­бой благодатью, например, благодатью ис­целения или благодатью спасения, избавле­ния от какого-либо проявления зла (от по­жара, от вражеских нашествий и т.д.). Есть иконы, отмеченные особым даром, — даром мироточения, и когда образ начинает миро­точить — это чаще всего является преду­преждением перед какими-то трагическими событиями. Многие верующие помнят, как совсем недавно, в 1993 году, неожиданно на­чали мироточить иконы св. Пантелеймона и св. Иоасафа Белгородского — покровителя Курской и Белгородской земли. Это произошло незадолго до известных трагичес­ких событий осени 1993 года, и для людей, обладающих духовным видением жизни, это мироточение стало знаком того, что скоро придет скорбь, и они предсказывали, откуда она придет. И они оказались правы. А мироточение — это некий знак, знание, посылаемое нам предупреждение, и поэто­му к таким явлениям надо очень внима­тельно относиться.

Владыка, есть такое понятие, как «намо-ленность иконы». Что это такое?

—Икона после ее освящения становится окном в мир горний, которое открывается верующему, и тут очень важна устремлен­ность самого человека к небу, к Богу. Бывает, что эта устремленность проходит через по­коления. Так икона становится намоленной, причем необязательно это будет икона како­го-нибудь особенного письма, известного иконописца. Намоленными бывают семей­ные иконы, и в верующих семьях к ним очень трепетно относятся, такими иконами благословляют несколько поколений, и ес­тественно, что они становятся семейной святыней. Часто именно иконы Богородицы становятся такими хранительницами семьи, рода, городов и целых стран.

Владыка, а являются ли чудотворнымисписки с чудотворных икон?

— Конечно, известно много таких примеров. Вообще, каждая икона имеет свою историю. И историю появления — часто они бывают чудесные: икона появляется в нужном месте чудесным образом, как мы говорим, «является», — и историю того, как она помогает верующим, спасает их. Это житие иконы является отражением той исторической и духовной реальности, которая происходила. Об иконах Пресвятой Богородицы очень много написано, они очень почитаемы, и особенно в России, и сегодня мне бы хотелось рассказать об иконах Пресвятой Богородицы, написанных или просто связанных со святым местом — Горой Афон.

Ну да, ведь, насколько я знаю, это место, куда не ступает нога женщины, место много­численных монастырей...

—Православная святыня, место, которое называют «земным уделом Божией Матери», «земным жребием Пресвятой Богородицы». На Афоне появился и сформировался свой, особый, уникальный стиль письма. Напри­мер, все узнают особый стиль русского Пантелеимонова монастыря, и считается, если икона освящается у мощей святого великомученика Пантелеймона, то это означает особое благословение. Очень много про­славленных, чудотворных икон или были написаны там, или находятся там сейчас.

Это такие иконы, как «Скоропослушница», «Млекопитательница», икона «Достойно есть», «Троеручица», «Иверская» («Вратар-ница»).

Но это все иконы старого письма, а, скажите, после эпохи Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, на ваш взгляд, иконопись достигла тех же высот духа, которые были в тот период?

—Конечно. И первый признак этого в том, что знаменитая икона «Иверская» («Вратарница»), так называемая «Иверская - Монреальская», написанная в 1982 г., уже через короткий срок замироточила и была прославлена многочисленными чудесами. Правда, какие-то негодяи убили ее хозяина, православного испанца Иосифа Муньоза Кортеса, в 1997 году он принял мученическую смерть, и с тех пор судьба иконы неизвестна, но сам факт явления чудотворной иконы в наши дни, а список, повторяю, был сделан в 1982 году, говорит о многом.

Вообще, к иконам нельзя подходить с ка­кими-то антикварными мерками. Мол, если это XVI век, то все нормально, а если XX век, то это новодел. Для икон не существует та­ких мерок, они вне времени, так же как и об­раз самой Божьей Матери.

Владыка, вы сейчас упомянули об исчезновении чудотворной иконы «Иверской-Монреальской». Скажите, а кощунственное отношение к иконам — это, наверное, страшный грех? Я слышала, что те, кто позволяют непо­добающее отношение к иконам, предаются анафеме?

—ВНеделю Торжества Православия на службе читается чинопоследование с такими словами: «...ругающим и хулящим святые иконы... анафема», и вслед за этим все, стоя­щие в храме, хором повторяют: «Анафема». Ведь даже если икона состарилась, выбрасы­вать ее — грех, поэтому, если она от времени потемнела, то принято на нее наносить но­вое изображение.

А вообще, в истории человечества было несколько периодов иконоборчества. Уже на глазах старшего поколения была масса при­меров того, как кощунственно уничтожа­лись иконы. Была богоборческая власть, и иконы рубили, жгли, уничтожали, из них де­лали столы и стулья, отношение к иконам было, как к доскам. И вдруг, где-то в середи­не шестидесятых годов, возникает какой-то странный интерес к иконам. Иконы начина­ют рассматриваться как средство наживы. У Владимира Солоухина есть знаменитая по­весть «Черные доски», в которой прекрасно описан весь этот процесс. Каждое время яв­ляет своих негодяев, которые, пусть и по-разному по форме, но одинаково по сути от­носятся к святыне. Одни уничтожают ее фи­зически, другие уничтожают ее духовно, превращая в товар. Но ведь благодать все равно не уничтожишь, и даже остатки иконы несут ее с собой. Икона — это окно, и это ок­но невозможно закрыть, потому что откры­вает его Господь.

История знает не только случаи трагического исчезновения икон, но и случаи обретения их, часто чудесного.

— Таких случаев много, и некоторые из них очень интересны. Например, знаменитая история спасения иконы «Троеручица» из турецкого плена. В свое время эта чудотворная икона была перенесена из Афона в Сербию. И во время нашествия на Сербию турок, православные, чтобы хоть как-то спасти икону, положили ее на осла, привязали ее и отпустили животное. И осел, без провожатых, один, дошел до Афонской Горы и остановился у ворот знаменитого Хилендарского монастыря. Иноки монастыря приняли икону как величайший дар, и в благодарность, на месте остановки осла был поставлен памятник, и сюда ежегодно совершается крестный ход.

Пути обретения чудотворных икон бывают удивительны, и иногда кажется, что образ только ждет нашего обращения к нему.

Однажды, почти сразу после поездки на Афон, я служил в храме святителя Николая Чудотворца в г. Грайвороне. Надо сказать, что это небольшой городок, в котором едва ли больше 6, 5 тысячи жителей, город в Бел­городской области, сравнительно молодой, основанный в 1678 г., и прославлен он, по­жалуй, только тем, что в 1868 г. там почил в бозе святитель Иоасаф Белгородский, ко­торого, кстати, очень почитают на Афоне. Храм свт. Николая Чудотворца, в котором я в тот день служил, не старый, он был пост­роен в 1988 г. на месте сгоревшей во время пожара деревянной церкви. И вот я, говоря профессиональным языком, «совершаю каждение в храме», и вдруг что-то как буд­то пронзило меня. Я остановился и увидел в темном углу икону, которую никогда раньше здесь не замечал. На меня смотрел удивительный лик Богородицы с образа, так почитаемого на Афоне, да и во всем православном мире. Это была икона «Во скорбях и печалях утешение», копия зна­менитой афонской иконы, прославленной многочисленными чудотворениями. Сама икона «Во скорбях и печалях утешение» принадлежала святителю Афанасию Лубенскому, называемому еще «Сидящим» (XVII в.). Эта икона была очень древнего письма и имела вид складня. В среднем створе был изображен лик Пресвятой Богородицы, по сторонам были изображены свв. Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а внизу — четыре фигуры преподобных свя­тых. Свт. Афанасий Лубенский, после оставления святительской кафедры в Константинополе, на Афоне основал келью, прожил там два года и потом уехал в Рос­сию. На обратном пути в 1654 г., в г. Лубны (Полтавская губерния), он скончался, и в 1662 г. его мощи были открыты. Сейчас они находятся в Харьковском кафедральном соборе. По восточному обычаю, святитель почивает в сидячей позе, поэтому его и на­зывают «Сидящий». Уже в XIX в. на месте кельи свт. Афанасия на Афоне возродился русский скит святого ап. Андрея Первозванного, и при основании этого скита чу­дотворная икона Афанасия Лубянского «Во скорбях и печалях утешение» была дана ему в благословение. Многими чудотворения­ми прославилась тогда икона, и в XIX в. ее несколько раз привозили с Афона в Рос­сию, где она являла различные знамения благодати Божьей. С нее стали делать спи­ски, и они тоже прославились чудотворе­ниями: в литературе описаны случаи исце­ления от немоты, паралича, излечения бес­новатых. Списков с этой иконы было не­много, все они известны, и вот один из них каким-то, пока нам неведомым способом, попал в Грайворон. Удивительные связи возникают иногда между совсем разными точками земли. Духовные связи. Ну вот, ес­ли вдуматься, знаменитый Афон — духов­ный центр всего Православия и тихий храм в заштатном райцентре. Мы не всегда мо­жем проследить эти связи, нам не всегда может быть явлен их глубинный смысл. Но главное, что в духовном мире нет под­чиненности времени и простран­ству, и в тихом храме свт. Нико­лая Чудотворца в центре России можно встать пе­ред иконой и сказать: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою пред Твоим образом...»

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.