Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва 2012






Министерство образования и науки

Российской федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский государственный текстильный

университет имени А.Н. Косыгина»

Учебно-методический

Комплекс по направлениям

260700, 200500

 

Методические указания

к самостоятельной работе по курсу «органическая химия»

Ответственный редактор проф. К.И. Кобраков

Составители: доц. А.Г. Ручкина,

 

 

Москва 2012

 


I Алканы (предельные углеводороды)

При выполнении заданий по теме алканы обратите основное внимание на:

1) правила названия органических соединений с помощью международной номенклатуры IUPAC (ЮПАК);

2) написание структурных формул органических соединений по названию, написание формул структурных изомеров;

3) написание схем органических реакций, где ставится не знак равенства между правой и левой частями, а только стрелка, которая даёт право указывать справа только основной продукт реакции;

4) особенности выполнения цепочки последовательных превращений (задание 10):

Пример:

 


Общая формула СnH2n+2.Гомологическая разность -СН2.В молекулах алканов атомы углерода соединены в прямые или разветвленные цепи одинарными связями.

 

Гомологический ряд алканов
брутто-формула название брутто-формула название
метан гексан
этан гептан
пропан октан
бутан нонан
пентан декан

Номенклатура, изомерия. Каждый гомолог метана имеет название с суффиксом –ан. Корни слов, обозначающие названия первых членов гомологического ряда – мет-, эт-, проп-, бут-. Названия следующих гомологов образованы от корней греческих и латинских названий числительных.

Для алканов характерна изомерия углеродного скелета.

Соединения, имеющие характерное разветвление на конце углерод–углерод-ной цепи, называют, добавляя приставку изо-:

 

изобутан изопентан

 

изогексан

Согласно правилам номенклатуры IUPAC (ИЮПАК), при составлении названия сложного разветвленного углеводорода выбирают наиболее длинную цепь углеродных атомов (главная цепь) и нумеруют ее с того конца, ближе к которому находится большинство боковых ответвлений (заместителей). Основу названия составляет название алкана, соответствующего количеству атомов углерода главной цепи, боковые ответвления называют как радикалы с указанием (цифрой) номера углерода главной цепи, к которому они относятся:

2, 2, 4-триметил-3-этилгептан

 

Одинаковые радикалы группируются вместе, их общее количество указывают с помощью соответствующих префиксов: если их два – ди, три –три, четыре – тетра, пять – пента и так далее с использованием греческих числительных.

 

Структура радикала Название радикала
метил
этил
пропил
изопропил
  бутил
вторичный бутил
третичный бутил
    изобутил

 

Для алканов характерна структурная изомерия (пример – все изомеры пентана).

н-пентан 2-метилбутан 2, 2-диметилпропан (неопентан)

Изомеры – соединения, имеющие один и тот же брутто-состав, но разную структуру (разная последовательность соединения атомов в молекуле).

 


 

Задания для самостоятельной работы:

1. Назовите по номенклатуре ИЮПАК приведенные ниже соединения:

 

2. Напишите структурные формулы следующих углеводородов. Обозначьте римскими цифрами первичные, вторичные, третичные и четвертичные атомы углерода в этих соединениях:

 

а) 2-метил-3-этилпентан г) 4-изопропил-2-метилгептан

б) 2, 5-диметилгексан д) 3, 3-диэтилпентан

в) 3, 3, 4 – триметилгексан е) 2, 3 – диметил -3-этилпентан

 

3. Изобразите структурные формулы следующих радикалов:

а) изопропил г) трет-бутил

б) изобутил д) неопентил

в) втор-бутил е) н-гексил

 

4. Напишите структурные формулы двух изомеров для каждого из углеводородов, приведенных в задании 1. Назовите их по правилам номенклатуры ИЮПАК.

 

5. Напишите схемы реакций взаимодействия указанных галогенопроизводных с металлическим натрием (реакция Вюрца):

а) 2-бром-3-метилгексан г) 1-хлор-2-метилбутан

б) 2-хлор-3-метилпентан д) 1-иодпропан

в) 2-хлорбутан е) 2-бромпентан

 

6. Реакцией Вюрца получите следующие углеводороды:

а) октан г) 3, 4-диметилгексан

б) 2, 3-диметилбутан д) 2, 5-диметилгексан

в) 4, 5-диметилоктан е) 2, 2, 5, 5-тетраметилгексан

 

7. Напишите схемы реакций взаимодействия нижеприведенных алканов с хлором (Сl2) при ультрафиолетовом облучении. Мольное соотношение реагентов 1: 1.

а) бутан г) изопентан

б) 2-метилпропан д) 2, 2, 3-триметилбутан

в) 3-этилпентан е) 2-метилгексан

 

8. Какие соединения образуются при нитровании (реакция Коновалова) следующих алканов? Приведите схемы реакций. Мольное соотношение реагентов 1: 1.

а) 2, 4-диметилпентан г) 3-метилпентан

б) бутан д) 2-метилбутан

в) пропан е) 2-метилпентан

 

9. Из каких алканов могут быть получены следующие нитропроизводные? Напишите схемы реакций.

а) 2-нитро-2-метилпентан г) 2-нитро-2-метилпропан

б) 3-нитро-3-этилпентан д) 3-нитропентан

в) 3-нитро-2, 3-диметилпентан е) 2-нитро-2-метилгексан


 

10. Напишите формулы промежуточных и конечных продуктов в следующих реакциях. Дайте названия всем соединениям.

 

 

 


 

II Алкены (непредельные углеводороды)

При выполнении заданий по теме алкены обратите основное внимание на:

1) возможность существования для некоторых из них геометрических изомеров. Геометрическая изомерия наблюдается только в случае наличия разных (отличных друг от друга) заместителей у каждого атома углерода при двойной связи (в приведённом примере это группы: CH3 и H)

 

(Z)-бутен-2 (Е) -бутен-2

(цис- изомер) (транс - изомер)

Z-изомер – пространственный изомер, в котором старшие заместители расположены по одну сторону от плоскости двойной (π) связи; Е-изомер –пространственный изомер, в котором старшие заместители расположены по разные стороны от плоскости двойной (π) связи. Старшинство заместителей определяется по их молекулярной массе.

2) способ получения алкенов путём отщепления несимметричной молекулы происходит в соответствии с эмпирическим правилом Зайцева.

Правило А.М.Зайцева: отщепление ННal (HCl, HBr, HI) осуществляется от соседних атомов углерода таким образом, что водород отнимается от того из них, при котором водородов меньше (от наименее гидрогенизированного атома углерода), в результате реакции между этими атомами углерода замыкается кратная связь.

2-метил-3-хлорпентан 2-метилпентен-2

бутанол-2 бутен-2

3) Присоединение несимметричных молекул к несимметрично расположенной двойной связи происходит в соответствии с правилом Марковникова..

Правило В.В. Марковникова: присоединение полярных молекул типа НХ (Х= Hal, OH) к несимметричным алкенам происходит к атомам углерода при двойной связи с разрывом кратной связи, причем водород, преимущественно, присоединяется к более гидрогенизированному атому углерода.

пропен 2-бромпропан

2-метилпропен 2-метилпропанол-2

4) Для алкенов характерна реакция полимеризации, протекающая с разрывом двойной связи и с сохранением элементного состава исходного мономера

Полимеризация

бутен-2 полибутен-2 (полибутилен)

нитрил акриловой кислоты полиакрилонитрил

(акрилонитрил)

2, 4-диметилпентен-2 поли -2, 4-диметилпентен-2


 

Задания для самостоятельной работы:

1. Назовите по номенклатуре ИЮПАК приведенные ниже соединения:

2. Напишите структурные формулы следующих алкенов:

а) 3-хлор-2-метилбутен-1 г) 4-метилгексен-2

б) 2, 3, 4-триметилгексен-3 д) 2-метилпентен-2

в) 2, 3-диметилпентен-1 е) 2, 4, 4-триметилпентен-2

 

3. Изобразите геометрические изомеры для нижеприведенных соединений. Приведите пример алкена, для которого невозможна геометрическая изомерия.

а) 2, 5-диметилгексен-3 г) гексен-2

б) пентен-2 д) бутен-2

в) 3-метилпентен-2 е) гексен-6

 

4. Напишите схемы реакции дегидратации следующих спиртов. Назовите полученные алкены.

а) 2-метилбутанол-1; г) гексанол-2;

б) 2-метилбутанол-2; д) 3-метилпентанол-2

в) бутанол-2; е) 3-метилбутанол-2

 

5. Какие алкены образуются при действии спиртового раствора щелочи (NaOH) на нижеприведенные галогенопроизводные? Напишите схемы реакций дегидрогалогенирования.

а) 2-хлорпентан; г) 2-бром-2-метилпентан;

б) 3-хлор-2, 3-диметилпентан; д) 3-хлор-2-метилпентан;

в) 2-хлор-2-метилбутан; е) 2-бром-3-метилгексан.

 

6. Осуществите следующие превращения. Напишите схемы реакций.

а) 2, 3-дибромпентан пентен-2 пентанол-2;

б) бутен-1 2-хлорбутан бутен-2;

в) 2-бромпропан 2, 3-диметилбутан 2, 3-диметилбутен-1;

г) 1, 2-дибромпропан пропен пропанол-2;

д) 3-метилбутанол-2 2-метилбутен-2 2-хлор-2-метилбутан;

е) 3-метилпентанол-2 3-метилпентен-2 3-метилпентанол-3.

 

7. Напишите схемы реакций гидрирования указанных алкенов:

а) 3-метилпентен-2 г) 2, 3-диметилпентен-2

б) пентен-1 д) 4, 4-диметилпентен-2

в) 3-метилпентен-1 е) 2-метилгексен-3

 

8. Напишите схемы взаимодействия нижеприведенных алкенов со следую-щими реагентами: 1) HOH, [H ]; 2) HBr; 3) HBr в присутствии H2O2

Укажите среди них те реакции, которые идут по правилу Марковникова.

а) 2-метилбутен-2 г) 2-метилбутен-1

б) 2-метилпентен-1 д) бутен-1

в) 3-метилбутен-1 е) 2-метилпентен-2

 

9. Какие соединения образуются при «жёстком» (KMnO4, H2SO4, tº C) и «мягком» (водный раствор KMnO4, 25º C) окислении следующих алкенов. Напишите схемы реакций.

а) 2, 3-диметилпентен-1 г) 2-метилбутен-2

б) пропен д) бутен-1

в) бутен-2 е) 2, 3-диметилбутен-2

 

10. Изобразите элементарное звено полимера, образующегося при полимеризации нижеприведенных алкенов:

а) гексен-2 г) 3-метилпентен-2

б) 2-метилпентен-2 д) 2, 4-диметилпентен-2

в) гексен-1 е) 2-метилпропен

 

11. Из каких алкенов получены следующие полимеры?

 

 


 

III Алкадиены и алкины

При выполнении заданий по теме алкадиены и алкины обратите основное внимание на:

1) полимеризация сопряжённых диеновых углеводородов протекает особенным образом: с разрывом обеих двойных связей, встраиванием молекулы мономера в полимерную цепь по концам системы сопряжения и образованием двойной связи между вторым и третьим углеродом системы сопряжения. Схема реакции полимеризации имеет особенности: перед молекулой мономера и после элементарного звена полимера, взятого в квадратные скобки, ставят букву n, показывающую степень полимеризации:

пентадиен-1, 3 полипентадиен

2, 3-диметилгексадиен-2, 4 поли-2, 3-диметилгексадиен-2, 4 2) Для алкинов, в отличие от других классов углеводородов, возможны реакции замещения водорода при тройной связи, характеризующие их слабые кислотные свойства. Взаимодействием их с амидами щёлочных металлов (NaNH2) или щелочными металлами, оксидом серебра, солями закисной меди в среде жидкого аммиака получают ацетилениды соответствующих металлов.

ацетиленид серебра

метилацетиленид натрия

Через ацетилениды могут быть получены производные ацетиленовых углеводородов с более длинной и разветвлённой цепью атомов углерода.

пропин метилацетиленид натрия бутин-2


 

Задания для самостоятельной работы:

1. Назовите по правилам номенклатуры ИЮПАК приведенные ниже соединения:

2. Какие соединения образуются при действии спиртового раствора щелочи (NaOH) на нижеприведенные галогенопроизводные? Напишите схемы реакций дегидрогалогенирования. Мольное соотношение реагентов 1: 2.

а) 2, 4-дихлор-3, 4-диметилгексан;

б) 2, 4-дибромгексан;

в) 1, 4-дибромбутан;

г) 1, 4-дихлорпентан;

д) 2, 5-дихлор-2, 5-диметилгексан;

е) 1, 4-дибром-3, 4-диметилгексан.

 

3. Напишите схемы реакций присоединения: 1) водорода (Н2) и 2) брома (Br2) к следующим алкадиенам. Мольное соотношение реагентов 1: 1.

 

а) 2-метилбутадиен-1, 3 г) 2, 4-диметилпентадиен-1, 3

б) 2, 3-диметилпентадиен-1, 3 д) гексадиен-2, 4

в) пентадиен-1, 3 е) 3-метилпентадиен-1, 3


 

4. Назовите соединения, полученные присоединением гидробромида (HBr) к следующим алкадиенам. Мольное соотношение реагентов 1: 1.

 

а) пентадиен-1, 3 г) 3-метилпентадиен-1, 3

б) гексадиен-2, 4 д) 2-метилбутадиен-1, 3

в) 2-метилпентадиен-1, 3 е) 2-метилгексадиен-2, 4

 

5. Напишите схемы полимеризации (по варианту 1, 4) для приведённых ниже алкадиенов:

а) 2-хлорпентадиен-1, 3; г) пентадиен-1, 3;

б) 2, 4диметилпентадиен-1, 3; д) 2, 3-диметилпентадиен-1, 3;

в) 2-метилгексадиен-2, 4; е) 2-метилбутадиен-1, 3.

 

6. Приведите схемы реакции дегидрогалогенирования под действием спиртового раствора щелочи (КОН) на нижеприведенные галогенопроизводные. Назовите полученные соединения.

 

а) 1, 1-дихлорбутан г) 2, 2-дибром-4, 4-диметилпентан

б) 2, 2-дихлорбутан д) 1, 1-дихлорпропан

в) 1, 1-дибром-3-метилпентан е) 2, 2-дихлор-3, 3-диметилгексан

 

7. Какие соединения образуются в реакции присоединения воды в присутствии солей ртути (реакция Кучерова) к указанным алкинам?

 

а) пропин г) 4-метилпент-2-ин

б) бут-1-ин д) пент-2-ин

в) бут-2-ин е) 3-метилпент-1-ин

 

8. Напишите схемы реакций взаимодействия нижеприведенных алкинов с амидом натрия (NaNH2 в NH3):

а) гексин-1 г) 3-метилбутин-1

б) 3, 3-диметилбутин-1 д) бутин-1

в) пропин-1 е) пентин-1


 

9. Какие соединения образуются в результате присоединения двух молей НСl к нижеприведенным алкинам?

 

а) гексин-3 г) бутин-2

б) 3-метилпентин-1 д) пропин

в) пентин-2 е) пентин-1

10. Напишите формулы промежуточных и конечных продуктов следующих реакций. Дайте названия этим соединениям:

 


 

IV. Ароматические соединения ряда бензола.

Номенклатура. Химические свойства

При выполнении заданий по теме ароматические соединения ряда бензола обратите основное внимание на:

1) основные принципы ароматичности (совокупность свойств, которыми должны обладать ароматические соединения):

1.1. замкнутая система сопряженных двойных связей, при этом молекула должна быть плоской;

1.2. высокая химическая устойчивость соединения, в том числе и к окислению;

1.3. склонность к реакциям замещения, а не присоединения, несмотря на формальную ненасыщенность;

2) изомерия производных бензола. Так двузамещённый бензол имеет три структурных изомера в зависимости от взаимного расположения этих заместителей:

Орто- изомер о-диметилбензол (о-ксилол) Мета-изомер м-диметилбензол (м-ксилол) Пара-изомер п-диметилбензол (п-ксилол)

3) Правила ориентации при электрофильном замещении в ряду бензола.

3.1. Ориентанты1 рода: -OH, -OR, -OCOR, -NH2, -NHR, -Alk, -Hal (не имеют кратных связей). Кроме галогенов все ориентанты 1 рода обладают электронодонорными свойствами, ориентируют новый вступающий заместитель в орто- и пара- положение относительно себя.

3.2.Ориентанты 2 рода: -NO2, -SO3H, -CN, -COH, -COR, -COOH, -CООR, -CCl3 (содержат кратные связи), обладают электроноакцепторными свойствами, ориентируют новый вступающий заместитель в мета-положение относительно себя.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Назовите соединения и радикалы:

2. Напишите структурные формулы всех изомеров следующих соединений:

а) диметилбензолсульфокислота; б) диметилбромбензол;

в) йодбромхлорбензол; г) дибромпропилбензол;

д) дихлорбензойная кислота; е) динитротолуол.

 

3. Укажите тип взаимного ориентирующего действия заместителей (согласованное или несогласованное) в указанных соединениях:

 


4. Отметьте звёздочкой атомы углерода указанных ниже ароматических соединений, по которым будут протекать реакции электрофильного замещения:

 

 

5. В каждой паре соединений укажите наиболее активное в реакциях электрофильного замещения.

 

 

 

6. Получите следующие соединения, исходя из толуола:

 


7. Осуществите следующие превращения, назовите все продукты:

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Укажите условия проведения последовательных реакций:

 

 

 

 

 

9. Осуществите следующие превращения, назовите продукты всех реакций:

 


 

 

10. Предложите способ, как в несколько стадий получить из бензола следующие соединения:

а) п-нитробромбензол;

б) м-динитробензол;

в) п-нитрохлорбензол;

г) п-толуолсульфокислота;

д) м-толуолсульфокислота;

е) о-хлортолуол.



V. Алканолы и фенолы

При выполнении заданий по теме алканолы (спирты) и фенолы обратите основное внимание на:

1) реакцию этерификации спиртов (получение сложных эфиров)

пропанол-1 этановая кислота пропиловый эфир этановой кислоты

2) слабо кислотные свойства спиртов, проявляющиеся в их взаимодействии с щелочными металлами:

этанол   этилат натрия

С растворами щелочей спирты не реагируют.

3) химические свойства фенолов определяются взаимным влиянием гидроксильной группы и бензольного кольца. С одной стороны электронодонорные свойства гидроксила повышают электронную плотность на бензольном ядре и способствуют протеканию реакций электрофильного замещения в более мягких условиях. С другой стороны, бензольное кольцо, способствует ослаблению связи протона гидроксильной группы с кислородом и усилению кислотных свойств фенола в сравнении со спиртами.

Водный раствор фенола – карболовая кислота

фенол феноксид ион

Введение в ароматическое кольцо электроноакцепторных групп (Cl, Br, I, NO2, SO3H и др.) повышает относительную кислотность фенольного гидроксила, введение электронодонорных групп (алкилы, OH, NH2 и их производных) соответственно понижает кислотность. Особенно ярко влияние группировок проявляется, если они находятся в о- и п- положении относительно группыOH.

Кислотность фенолов выше кислотности спиртов и проявляются в способности фенолов взаимодействовать с растворами щелочей, в результате чего образуются феноляты, которые могут быть использованы в качестве промежуточного продукта в синтезе ароматических эфиров.

  фенолят натрия

фенолят натрия Этилфениловый эфир (этоксибензол)

фенолят натрия фениловый эфир этановой кислоты (фенилацетат)


Задания для самостоятельной работы:

1. Назовите по правилам номенклатуры ИЮПАК приведенные ниже соединения:

2. Допишите схемы предложенных реакций. Дайте названия полученным соединениям.

а) п-изопропилфенол ,

2, 4-диметилпентен-2 + Н2О ;

б) м-нитрохлорбензол ,

2-метил-2-хлорпентан ;


в) 2-метилфенол ,

2-метилбутен-2 + Н2O ;

г) 4-нитрофенол ,

бутен- 2 + Н2О ;

д) 3-бромфенол ,

3-метилпентен-1 + Н2О ;

е) о-хлорфенол ,

2-метилгексен-1 + НОН .

 

3. Напишите и назовите продукты гидролиза:

4. Напишите схемы реакций взаимодействия указанных ниже соединений с водным раствором NaОН:

а) 2-хлор-3-метилбутан, г) хлористый изобутил,

п-нитрофенол; м-метилфенол (м-крезол);

б) бромистый изопропил, д) 3-хлор-2-метилпентан,

о-хлорфенол; м-бромфенол;

 

в) 1-иод-2-метилгексан, е) 3-хлор-2-метилгексан

п-изопропилфенол; о-этилфенол.

 

5. Напишите для каждого из приведённых спиртов по две схемы реакций со следующими галогенирующими агентами: PBr3, PCl5 ; продукты реакций назовите:

а) пентанол-2, г) изопропанол,

б) 2-метилбутанол-2, д) гексанол-2,

в) пентанол-3, е) бутанол-2.

 

6. В каждой паре приведённых ниже соединений укажите фенол с более сильными кислотными свойствами, напишите схемы диссоциации.

 

 

7. Напишите схемы реакций взаимодействия следующих спиртов с уксусной кислотой (СН3СООН) в присутствии каталитических количеств минеральной кислоты (реакция этерификации)

а) 3-метилбутанол-1, г) пентанол-1,

б) бутанол-2, д) 3-метилбутанол-2,

в) 2-метилпропанол-2, е) бутанол-1.

 

8. Напишите схемы получения следующих эфиров:

а) диэтиловый эфир, г) дибутиловый эфир,

фениловый эфир пропановой кислоты; пропилфениловый эфир;

б) дивторбутиловый эфир, д) диизобутиловый эфир

фенил-п-нитрофениловый эфир; метилфениловый эфир;

в) диизопропиловый эфир, е) диметиловый эфир,

дифениловый эфир; метил-о-хлорфениловый эфир.

 

 

9. Напишите схемы реакции: 1) мягкого окисления и 2) каталитического дегидрирования следующих спиртов:

а) 3-метилпентанол-2, г) гексанол-2,

б) пентанол-2, д) пентанол-3,

в) бутанол-1, е) 2-метилбутанол-1.

 

10. Напишите формулы промежуточных и конечных продуктов в следующих реакциях. Дайте названия этим соединениям.



VI Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и их производные

При изучении раздела альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты обратите внимание на:

1) разнообразие химических свойств этих соединений, большое количество производных карбоновых кислот и их названия;

2) альдегиды отличаются высокой реакционной способностью, реакции окисления, протекающие очень легко, применяют для их качественного обнаружения (так называемые качественные реакции):

2.1) реакция «серебряного зеркала», в результате которой выпадающий мелкодисперсный осадок серебра равномерно покрывает стенки реакционного сосуда, образуя зеркальную поверхность:

2.2) реакция альдегидов с «реактивом Фелинга» даёт другое наглядное подтверждение происшедшего окисления, синий цвет реакционной массы изменяется через зелёный, жёлтый к кирпично-красному цвету образующегося осадка оксида меди (I).

этаналь этановая кислота

3) способы получения и названия производных карбоновых кислот, пример приведён ниже для этановой кислоты.


Производные карбоновых кислот и методы их получения на примере этановой кислоты

 

 

 


 

Задания для самостоятельной работы:

1. Назовите по правилам номенклатуры ИЮПАК приведенные ниже соединения:

2. Напишите схемы реакции получения карбоновых кислот из указанных ниже исходных соединений. Дайте названия конечным продуктам.

 

а) бутаналь; 1, 1, 1-трихлорбутан; нитрил масляной кислоты.

б) 2-метилпропаналь; 1, 1, 1-трихлор-2-метилпропан;

нитрил 2-метилпропановой кислоты.

в) пентаналь; 1, 1, 1-трибромпентанан; нитрил пентановой кислоты.

г) этаналь; 1, 1, 1-трибром-3-метилпентан; нитрил пропионовой кислоты.

 

 

д) 2-метилбутаналь; 1, 1, 1-трихлор-3-метилбутан; нитрил 2, 3-диметил-гексановой кислоты.

е) 2-метилпентаналь; 1, 1, 1-трибромэтан; нитрил изовалериановой кислоты.

 

3. Напишите схемы реакций «мягкого» окисления приведённых ниже спиртов. Назовите продукты реакций.

а) пропанол-1, бутанол-2;

б) 3-метилбутанол-1, пропанол-2;

в) 3-метилпентанол-1, пентанол-2;

г) 2-метилпропанол-1, 4-метилпентанол-2;

д) гексанол-1, 2-метилгексанол-3;

е) 3-метилгептанол-1, гексанол-2.

4. Для каждого из приведённых ниже соединений напишите по две отдельных реакции их взаимодействия с 1) HCN; 2) H2. Продукты реакций назовите.

а) пентанон-2; г) 3-метилпентаналь;

б) бутанон; д) пропанон;

в) пропаналь; е) 2-метилгексаналь.

 

5. Напишите схемы реакций каждого из приведённых ниже соединений с пентахлоридом фосфора (PCl5):

а) бутаналь, бутановая кислота;

б) бутанон-2, этановая кислота;

в) пентанон-3, гексановая кислота;

г) 2-метилбутаналь, изомасляная кислота;

д) 2-метилпропаналь, 2, 3-диметилпентановая кислота;

е) гексанон-3, 2-метилпентановая кислота.

6. Напишите по стадиям схемы реакции образования полуацеталей и ацеталей из соответствующих альдегидов:

а) пропаналь+метанол

б) бутаналь+этанол

 

в) 2-метилпропаналь+пропанол-1

г) 3-метилбутаналь+этанол

д) 3-метилпентаналь+метанол

е) пентаналь+пропанол-1

 

7. Укажите продукты реакции окисления приведенных ниже кетонов в «жёстких» условиях (K2Cr2O7+ H2SO4, tº C)

а) 2, 4-диметилпентанон-3; г) гексанон-2;

б) 2-метилгексанон-3; д) пентанон-2;

в) 2-метилпентанон-3; е) 3-метилбутанон-2.

 

8. Напишите схемы трёх отдельных реакций взаимодействия указанных кислот со следующими реагентами:

1) NaOH; 2) NH3; 3) P2O5

а) пропановая кислота; г) 2-метилбутановая кислота;

б) этановая кислота; д) 3-метилбутановая кислота;

в) бутановая кислота; е) пентановая кислота.

 

9. Напишите соединения, образующиеся при гидролизе следующих производных кислот. Дайте названия исходным и конечным продуктам реакции.

 

10. Напишите формулы промежуточных и конечных продуктов в следующих реакциях. Дайте названия этим соединениям.

 


VII алифатические и ароматические Амины

При выполнении заданий по теме амины, аминокислоты следует обратите основное внимание на:

1) Оснό вные свойства аминов. Оснό вность аминов связывают с наличием неподелённой пары электронов на атоме азота. Если необходимо сравнение основных свойств алифатических и ароматических аминов, надо обратить внимание на тот факт, что алифатические радикалы обладают электронодонорной природой и способны повысить электронную плотность на атоме азота, что приводит к росту относительной основности; в то время как ароматические радикалы обладают электроноакцепторными свойствами и понижают электронную плотность на атоме азота, соответственно вызывают снижение относительной основности.

Сравнение относительной основности ароматических аминов: введение в ароматическое кольцо электроноакцепторных групп (Cl, Br, I, NO2, SO3H и др.) понижает относительную основность ароматического амина, введение электронодонорных групп (алкилы, OH, NH2 и их производных) соответственно повышает основность. Особенно ярко влияние группировок проявляется, если они находятся в о- и п- положении относительно аминогруппы.

Образование солей с минеральными кислотами:

анилин хлорид фениламмония

 


 

2) Реакция первичных ароматических аминов с азотистой кислотой (реакция диазотирования).

хлорид фенилдиазония

3) реакции электрофильного замещения анилина требуют защиты аминогруппы методом её ацилирования, затем ацильная блокировка легко снимается гидролизом в щёлочной среде (применение этого способа пригодится при выполнении д/з по теме диазосоединения).

 


Задания для самостоятельной работы:

 

1. Назовите по правилам номенклатуры ИЮПАК или рациональной номенклатуры приведенные ниже соединения. Укажите, какие из них относятся к первичным, вторичным или третичным аминам.

2. Напишите структурную формулу по приведённым ниже названиям аминов. Напишите и назовите для каждого из них по одному структурному изомеру. Укажите, какие из них относятся к первичным, вторичным или третичным аминам.

 

а) диметиламин; б) метилфениламин;

в) м-метилфениламин; г) метилдиэтиламин;

г) бутиламин; д) 2, 3-диметиланилин.

 

3. Напишите схемы реакций восстановления следующих нитросоединений:

 

а) 2-нитропропан; г) 4-хлорнитробензол;

б) 2-метилнитробензол; д) 2-нитро-2-метилбутан;

в) 2-нитро-2-метилпропан; е) 3-метилнитробензол.

 

4. Напишите схемы взаимодействия приведенных ниже аминов с HBr.

 

а) н-бутиламин, 3-метиланилин; г) изобутиламин, 2-метиланилин;

б) метилэтиламин, 2-хлоранилин; д) метилдиэтиламин, 4-нитроанилин;

в) триэтиламин, 3-нитроанилин; е) изопропиламин, анилин.

 

5. Осуществите следующие превращения в несколько стадий:

 

 

6. Расположите приведённые амины в ряд по возрастанию основных свойств:

 

7. Какие исходные амины и хлорангидриды каких карбоновых кислот необходимы (реакция ацилирования) для получения следующих амидов:

8. Пользуясь известными Вам методами получения ароматических аминов, напишите схемы реакций получения из бензола следующих соединений:

 

а) N, N-диметиланилин; б) п-метиланилин;

в) N-фенилацетамид; г) м-метиланилин;

д) N-метиланилин; е) п-аминобензолсульфокислота.

 

9. Напишите схемы предложенных реакций, назовите полученные продукты:

а) 2-аминопропан + СH3Cl ;

б) 3-нитрофениламмоний хлорид ;

г) диметиламин + CH3Br ;

д) диметилфениламмоний хлорид ;

е) анилин + .

 

10. Напишите формулы промежуточных и конечных продуктов в следующих реакциях. Дайте названия этим соединениям:

 


VIII Диазосоединения. Азосоединения. Азокрасители

При выполнении заданий по теме диазо- и азосоединения следует обратите основное внимание на:

1). диазосоединения – соли диазония получают по реакции производных первичных ароматических аминов с солями азотистой кислоты в присутствии минеральной кислоты при О˚ С (реакция диазотирования).

2). реакции азосочетания солей диазония с фенолами или с ароматическими аминами приводят к образованию азосоединений, эта реакция рассматривается как реакция электрофильного замещения в бензольном кольце фенола или амина. Азосочетание идет, преимущественно, в пара-положение к фенольному гидроксилу или аминогруппе, в случае если пара-положение занято азосочетание идет в орто-положение.

4-гидроксиазобензол

 

 

4-(диметиламино)азобензол

Азосоединения – вещества окрашенные, на их основе получают красители для тканей.

Окраска вещества связана с его способностью поглощать из видимой части спектра порции энергии от 158 до 300 кДж/моль (в интервале длин волн от 800 до 400 нм). При этом непоглощенные лучи спектра, являясь дополнительными к поглощенным, воспринимаются как видимые, и тело становится окрашенным.

Окрашенность соединения связана с наличием в его структуре определенных групп, называемых хромофорными («хромос»- цвет): -N=N-, -NO2, -N=O, система сопряженных кратных связей. Ауксохромные группы («ауксо» – углубляю): -NH2, -N(CH3)2, -OH углубляют окраску и способствуют фиксации на материале.

Для того чтобы соединение было красителем необходимо присутствие в его молекуле и хромофорных и ауксохромных групп одновременно.

 


 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Назовите соединения, укажите в них диазо- или азогруппу:

 

2. Напишите схемы реакций диазотирования следующих ароматических аминов:

3. Из анилина через реакцию его диазотирования получите следующие соединения:

а) бромбензол, б) метилфениловый эфир (анизол),

в) йодбензол, г) нитробензол,

д) нитрил бензойной кислоты, е) хлорбензол.

 

4. Получите фенольные производные из приведённых ниже ароматических аминов (реакцией диазотирования и дальнейшего замещения диазогруппы):

5. Напишите продукт реакции азосочетания следующих азо- и диазосоставляющих:

 

6. Диазотированием какого ароматического амина можно получить следующее соединение:

а) бромид п-хлорфенилдиазония, б) хлорид о-нитрофенилдиазония,

в) йодид м-метоксифенилдиазония, г) хлорид м-бромфенилдиазония,

д) хлорид о-метоксифенилдиазония, е) хлорид 2, 5-диметилфенилдиазония.

 

7. Укажите условия проведения последовательных реакций:

 

 

 

 

 


IX Аминокислоты

При выполнении заданий по теме амины, аминокислоты следует обратите основное внимание на:

1) аминокислоты – соединения со смешанными функциями: в их структуре имеется карбоксильная группа (центр кислотности) и аминогруппа (центр основности). Аминокислоты способны образовывать соли как с кислотами (по аминогруппе), так и с основаниями (по карбоксильной группе).

натриевая соль аминоэтановой кислоты

 

 

гидрохлорид аминоэтановой кислоты

 

В нейтральной среде в растворе аминокислоты существуют в виде биполярного иона (цвиттер-иона):

биполярный ион аминоуксусной кислоты

2)Конденсация аминокислот. Конденсация – это процесс образования новой углеродной связи (в данном случае С− N – связи), сопровождающийся выделением низкомолекулярного побочного продукта (в данном случае - воды).

При конденсации аминокислот образуются соединения с пептидными (амидными) связями.

Конденсация проходит в особых условиях, схематично её можно представить:

α -аминопропионовая кислота α -аминоуксусная кислота   дипептид α -аминопропионовой и α -аминоуксусной кислоты

В реакцию конденсации могут вступать одинаковые или различные аминокислоты. В зависимости от количества аминокислот различают дипептиды, трипептиды и т.д.

Дипептид образуется при взаимодействии двух аминокислот, трипептид – при взаимодействии трех аминокислот. Полипептид образуется при образовании полимера по подобной схеме взаимодействия.

Пептидная или амидная связь образуется при взаимодействии свободной амино- и карбоксильной группы, эта группировка связывает между собой остатки α -аминокислот в полимерной молекуле белка.

3) Синтетические (полученные путем химического синтеза) полиамидные волокна: капрон (перлон), энант, найлон (полиамид-6, 6) имеют большое практическое значение.

Синтетические полиамиды устойчивы к действию разбавленных растворов кислот, щелочей; при повышенных температурах разлагаются растворами кислот и щелочей; растворяются в сильно полярных растворителях.

Капрон получают полимеризацией ξ -капролактама:

величина n – порядка 250. Эту смолу можно рассматривать как продукт конденсации ξ -аминокапроновой кислоты (6-аминогексановой кислоты).

Энант получают поликонденсацией ω -аминоэнантовой кислоты (7-аминогептановой кислоты):

Найлон получают сополиконденсацией 1, 6-диаминогексана (гексаметилендиамина) с гександиовой (адипиновой) кислотой:


Задания для самостоятельной работы:

 

1. Изобразите в виде биполярных ионов (цвиттер-ионов) следующие аминокислоты:

 

а) 2-аминопропановая кислота; г) 2-амино-2-метилпентановая кислота;

б) 4-аминобутановая кислота; д) 3-амино-2-метилбутановая кислота;

в) 3-аминобутановая кислота; е) 2-амино-4-метилгексановая кислота.

2. Напишите схемы реакций предложенных ниже аминокислот c каждым из следующих реагентов:

HCl, NaOH (водный раствор), PCl5, CH3Br, C2H5OH, ; назовите конечные продукты.

а) 2-аминогексановая кислота;

б) 3-амино-2-метилпентановая кислота;

в) 6-аминогексановая кислота;

г) 3-аминобутановая кислота;

д) 4-аминопентановая кислота;

е) 2-аминобутановая кислота.

 

3. Изобразите формулы трипептидов, состоящих из остатков следующих аминокислот и схемы реакции их гидролиза в присутствии KOH или HCl:

 

а) 2-амино-2-метилпропановая кислота;

б) аминоуксусная кислота (глицин);

в) 2-аминопропановая кислота (аланин);

г) 2-аминобутановая кислота;

д) 2-амино-3-метилбутановая кислота;

е) 2-амино-2-метилбутановая кислота.


 

4. Напишите схемы реакций получения полиамидных смол из следующих соединений:

а) 7-аминогептановая кислота;

б) капролактам;

в) 7-аминооктановая кислота;

г) 6-аминогексановая кислота;

д) гексаметилендиамин + адипиновая кислота;

е) 5-аминопентановая кислота;

 

 


XI Оптическая изомерия. Моно- и полисахариды

При выполнении заданий по теме оптическая изомерия, моносахариды следует обратите основное внимание на:

1) термины:

Энантиомеры - оптические изомеры, обладающие полным зеркальным подобием;

диастереомеры - оптические изомеры, не обладающие полным зеркальным подобием;

мезоформа - симметрично построенный оптически недеятельный непарный изомер;

моносахарид - углевод, который нельзя превратить гидролизом в более простое соединение.

2)Моносахариды (монозы).Наиболее важны и чаще всего встречаются в природе монозы состава С5Н10О5. Исследования показали, что строение таких соединений отвечает неразветвленной цепи углеродов, имеющих одну карбонильную группу (альдегидную или кетонную) и несколько гидроксильных групп, то есть соединения относятся к классу оксикарбонильных.

В зависимости от количества углеродных атомов в цепи монозы называют C3– триозы, С4 –тетрозы, С5 – пентозы, С6 –гексозы и т.д. Моносахариды, содержащие в оксикарбонильной форме альдегидную группу называют альдозами, а кетонную группу - кетозами.

Изомерия моносахаридов связана с п






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.