Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное понимание проблемы инстинкта и научения.






В проблеме инстинкта и научения большое место занимает вопрос о пластичности инстинктивного поведения. Этот вопрос является весьма важным для уяснения не только эволюции инстинктивного поведения, но и вообще всех вопросов, касающихся психической деятельности животных. Глубокую разработку проблемы инстинкта и научения, как отмечалось, дал В.А.Вагнер, особенно в своем фундаментальном труде «Биологические основания сравнительной психологии» (1910—1913). Опираясь на большой фактический материал, полученный им в полевых наблюдениях и экспериментах и охватывающий как беспозвоночных, так и позвоночных, Вагнер пришел к выводу, что инстинктивные компоненты поведения животных возникли и развились под диктовку среды и под контролем естественного отбора и что их никак нельзя считать неизменными, стереотипными. Инстинктивное поведение, по Вагнеру, — это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями.Академик Л.А.Орбели проанализировал зависимость пластичности поведения животных от степени их зрелорождения. Советский орнитолог А.Н.Промптов указывал на то, что инстинктивные действия животных всегда включают в себя неотъемлемые, очень трудно отчленяемые, но чрезвычайно существенные условнорефлекторные компоненты, формирующиеся в процессе онтогенеза. Именно эти компоненты, по Промптову, обусловливают пластичность инстинктивного поведения. С другой стороны, взаимодействие врожденных реакций, детерминированных видотипичными признаками строения, с приобретенными на их основе в течение индивидуальной жизни условными рефлексами дает в итоге видотипичные особенности, названные Промптовым «видовым стереотипом поведения».Принципиальное значение различий в изменчивости инстинктивного и благоприобретаемого поведения глубоко проанализировал академик А.Н.Северцов, основоположник эволюционной морфологии. В работах «Эволюция и психика» (1922) и «Главные направления эволюционного процесса» (1925) он показал, что у высших животных (млекопитающих) существуют два типа приспособления к изменениям окружающей среды: (1) изменение организации (строения и функций животных), совершающееся весьма медленно и позволяющее приспособиться лишь к очень медленно протекающим постепенным изменениям среды, и (2) изменение поведения животных без изменения их организации на основе высокой пластичности ненаследственных, индивидуально приобретаемых форм поведения. В последнем случае возможно эффективное приспособление к быстрым изменениям среды именно благодаря изменению поведения. Подводя итог изложенному и учитывая современные знания о поведении животных, можно следующим образом охарактеризовать взаимосвязь и взаимозависимость между врожденными и приобретаемыми компонентами поведения и биологическое значение их специфической изменчивости.Постоянство, ригидность инстинктивных компонентов поведения необходимы для обеспечения сохранности и неуклонного выполнения наиболее жизненно важных функций независимо от случайных, преходящих условий среды, в которых может оказаться тот или иной представитель вида. Во врожденных компонентах поведения хранится итог всего эволюционного пути, пройденного видом. Это квинтэссенция видового опыта, самое ценное, что приобретено в ходе филогенеза для выживания особи и продолжения рода. И эти передаваемые от поколения к поколению обобщенные и генетически фиксированные программы действий не должны и не могут легко изменяться под влиянием случайных, несущественных и непостоянных внешних воздействий. В экстремальных же условиях еще имеются шансы выживания благодаря резервной пластичности инстинктивного поведения в виде модификации.В остальном реализация врожденной программы поведения в конкретных условиях индивидуального развития животного обеспечивается процессами научения, т.е. индивидуального приспособления врожденного, видотипичного поведения к частным условиям среды. Для этого необходима предельная гибкость поведения, но опять же возможность индивидуального приспособления без утраты существенного, накопленного в ходе эволюции вида, требует незыблемой основы в виде устойчивой инстинктивной диспозиции. Только она дает животному способность с выгодой для себя реагировать в любой ситуации.

1 3. Понятие о формах регуляции деятельности животных, основные виды.

Изучение регуляции поведения животных (и человека) является одной из ведущих задач в становлении всех наук, объектом исследования которых является поведение: физиологии высшей нервной деятельности, этологии и, конечно, психологии. Эта задача, как было видно из истории зоопсихологии, конкретизируется в проблеме соотношения врожденного и прижизненно приобретаемого в поведении животных, в признании разумных способностей животных и их отличия от сознания человека. Еще в Древней Греции стоики (Хризипп, Сенека-младший) изучали врожденные компоненты поведения, для объяснения которых было предложено понятие инстинкт. Инстинкт – это прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животных на полезное для них и от вредного. Полезность животными переживается в форме «приятного», вредность – «неприятного». Такое поведение осуществляется животными без понимания смысла своих действий (без разума). Оно одинаково у всех представителей данного вида животных и является врожденным (не требующим научения и передающимся по наследству).

Самые главные характеристики инстинктивного поведения – его видоспецифичность и наследуемость.

Выделение инстинктивного поведения в самостоятельную форму (и инстинкта как врожденного, не осознаваемого и не управляемого самим субъектом поведения) осложняет понимание целостного поведения животных (и человека), которое не может в изменчивой среде управляться только врожденными механизмами. Такое положение привело к тому, что в современной биологии поведения практически не используется понятие «инстинкт», его заменяют понятия «врожденные паттерны поведения», «фиксированные последовательности действий», «безусловные рефлексы» и др. Это позволяет говорить о том, что только отдельные компоненты поведенческих актов (а тем более целостного поведения) являются врожденными и неизменяемыми при жизни одной особи, а все поведение представляет собой сложное сочетание врожденных, приобретенных при жизни и ситуативных механизмов регуляции взаимодействия животного со средой.

Способность животных прижизненно изменять свое поведение (реагировать на новые стимулы и их сочетание, изменять структуру и последовательность своих движений и т.п.) получила название научение. Самостоятельным предметом исследования научение стало в физиологии высшей нервной деятельности (в первую очередь в учении И.П. Павлова об условных рефлексах), а в психологии – в бихевиоризме, из которого впоследствии вырос целый ряд направлений, занимающихся изучением процессов научения. В этих исследованиях животные являются основной экспериментальной моделью. Выделены формы и виды научения, изучены его механизмы, факторы, видотипичные особенности, индивидуальные различия и т.п.

Изучение поведения животных и наблюдение за ними привели к заключению, что у животных есть и такие способности, которые могут быть сопоставлены с разумом человека. Это характеризовалось как «высшие способности» животных, приближающие их к человеку. Определение таких способностей всегда было затруднительно, так как, с одной стороны, надо было подчеркнуть их родство с человеческим разумом, а с другой – показать отличие от него. Начиная с работ Ч. Дарвина, устоялось мнение, что надо выделять четыре градации способностей животных: инстинкт (врожденные способности), научение, способность к рассуждению (отличающуюся от таковой у человека по степени выраженности) и разум человека.

В психологии принято определение интеллект – для обозначения «разумных способностей» животных и мышление – для человека. Однако эти термины не являются строгими и общепринятыми. Поэтому обычно добавляют «интеллект животных», «мышление человека».

Исследования позволяют говорить о том, что в деятельности субъекта психики на всех уровнях развития должны учитываться все особенности среды: устойчивые и изменяемые – и должны присутствовать все механизмы регуляции поведения: врожденные (инстинктивные), благоприобретаемые (научение) и обеспечивающие учет ситуативных изменений объекта («способность к рассуждению» – интеллект). «За пределами» механизмов регуляции, необходимых для осуществления деятельности, адекватной условиям существования животных, оказывается в таком случае сознание человека (и свойственное ему вербальное мышление, основанное на использовании искусственных знаковых средств – словесно-логических). Однако, как будет видно дальше, и эта функция (сигнальная) может быть обнаружена в своей начальной форме на всех стадиях развития психики.

Таким образом, можно выделить ряд механизмов, посредством которых решаются разные задачи регуляции деятельности, обеспечивающие ее соответствие задачам жизнедеятельности субъекта и особенностям объекта, с которым он взаимодействует. Эти механизмы основаны на врожденных способностях субъекта отражать сигнальные воздействия среды и отвечать на них адекватной двигательной реакцией, а также способности прижизненно изменять эти реакции в соответствии с повторяющимися и ситуативными изменениями среды. Все эти механизмы необходимы для регуляции деятельности субъекта всегда и присутствуют на всех стадиях развития психики, но имеют каждый раз разное физиологическое обеспечение и принимают разное участие в регуляции деятельности. Их можно обозначить как разные формы регуляции деятельности по критерию функций, которые они обеспечивают в регуляции деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.