Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы эксперимента






Суть экспериментального метода состоит в подтверждении научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что осуществляется активное вмешательство в ситуацию со стороны экспериментатора. При проведении эксперимента обычно применяются различные технические средства. Среда эксперимента может соответствовать, а может и отличаться от естественной среды обитания испытуемого.

Основными методами эксперимента являются:

• контролируемость условий и поведения испытуемого;

• наличие специально разработанной процедуры проведения эксперимента и фиксации данных;

• возможность повторения эксперимента с этими или другими животными, а также другими исследователями;

• объективность.

Существуют следующие правила проведения эксперимента:

• обязательное использование наблюдения и данных наблюдения при анализе полученных в эксперименте результатов;

• обеспечение мотивации испытуемого;

• выбор экспериментальных методик, адекватных выдвигаемой гипотезе и психическим особенностям испытуемого.

Выделяют три основных вида эксперимента:

• лабораторный;

• естественный;

• формирующий.

8. Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованного помещения и предполагает строгий контроль всех условий и поведения испытуемых.

Основные типы методик при лабораторном эксперименте.

• лабиринтная методика;

• проблемная клетка и проблемный ящик;

• обходной путь.

Лабиринтная методика – ограничение пространства деятельности животного таким образом, когда при наличии одного входа существует несколько путей направления движения, из которых только один является правильным. Методики различаются:

по степени сложности.

• простые лабиринты, имеющие только одну альтернативу в выборе пути;

сложные, предполагающие несколько возможных путей, имеющих один или несколько выходов;

• по способу поведения животного в лабиринте

Лабиринты могут быть:

локомоторные, в которых животному надо передвигаться по пути лабиринта;

манипулятивные – животное передвигает приманку с помощью собственных или дополнительных средств;

перцептивные (зрительные) – правильный выход находится без применения двигательных реакций.

Принцип лабиринтной методики заключается в наличии замкнутого пространства, в котором находится животное или приманка. Для выхода из пространства или извлечения приманки животное должно последовательно открыть ряд запоров или преодолеть препятствия.

Обходной путь – эксперимент, при котором животному предлагается найти пути для получения доступа к приманке, находящейся за преградой. Существуют методики обходного пути:

локомоторные – животное само передвигается относительно преграды;

манипулятивные – животное передвигает приманку относительно преграды;

локомоторно-манипулятивные (комбинированные).

9. Естественный эксперимент отличается от лабораторного тем, что животное находится в знакомой обстановке и осуществляет свою привычную деятельность по удовлетворению потребностей.

Выделяется три основных вида естественного эксперимента:

•методика открытого поля;

• использование модификаций лабораторных методик в естественной среде обитания животного;

• моделирование естественной деятельности в условиях неволи.

Методика открытого поля заключается в использовании ограниченного, первоначально незнакомого для испытуемого пространства, в которое выпускается животное на неопределенное время. Исследуются особенности поведения животного в незнакомом пространстве, реакции на изменение обстановки, а также стратегии поведения по освоению нового пространства.

Использование модификаций лабораторных методик в естественной среде обитания животного широко применяемый прием в изучении поведения и психики животных. В естественную среду обитания вносятся все изменения, которые модулируются при лабораторных исследованиях.

Моделирование естественной деятельности в условиях неволи метод, при котором в условиях клеточного или вольерного содержания сооружаются различные приспособления, с которыми животное должно взаимодействовать для реализации своих естественных потребностей.

10. Формирующий эксперимент направлен на моделирование и изучение процесса формирования новой системы поведения. Это может быть образование навыка разной степени сложности или нахождение решения в новой ситуации без предварительного научения. Предметом изучения формирующего эксперимента является не результат, а сам процесс получения результата.

Основными методиками формирующего эксперимента являются:

• выработка условного рефлекса;

• научение путем проб и ошибок;

• дрессировка;

• дифференцированное научение;

• научение по подражанию;

• использование и изготовление орудий;

• обучение использованию искусственных знаковых средств;

• изучение зачатков самосознания.

Выработка условного рефлекса (классическое обусловливание) – животному сначала предлагается индифферентный раздражитель, на который есть только ориентировочная реакция, но который не вызывает никакого поведенческого ответа, после чего подается раздражитель, на который уже есть поведенческий ответ. Таким образом, вырабатываются рефлекторные механизмы или отдельные компоненты целостного поведения.

Научение путем проб и ошибок животное, имеющее определенную мотивацию, выполняет ряд действий и при получении удачного результата получает вознаграждение. В результате животное выбирает компоненты ситуации, которые служат условным стимулом для достижения положительного результата.

Дрессировка метод, при котором новые поведенческие реакции животного вырабатываются под целенаправленным воздействием человека, который знает, что и в ответ на какой стимул должно быть сформировано у животного. Три стадии дрессировки:

• наталкивание (дрессировщик побуждает производить действия);

• отработка навыка;

• упрочение (закрепление навыка).

Дифференцированное научение – метод, при котором животное обучают различать два предъявляемых стимула, только один из которых подкрепляется. В результате на один из стимулов ориентировочная реакция ослабевает, а другой становится условным стимулом для необходимой ответной реакции.

Научение по подражанию метод, при котором вырабатывается реакция в результате наблюдения и копирования демонстрирующегося действия. Для этого метода необходимы две группы животных, одна из которых демонстрирует нужную реакцию, а другая наблюдает.

Использование и изготовление орудий применение дополнительных средств для удовлетворения своих потребностей. Наиболее распространенные варианты этого метода следующиеиспользование:

• объекта-посредника для доставания удаленной приманки;

• орудий в сочетании с другими лабораторными методиками;

• изготовление орудий с их последующим применением;

•рисование.

Обучение использованию искусственных знаковых средств существует несколько знаковых языков-посредников:

• адаптированный для животных язык глухонемых;

• йоркиш (кодирование слов с помощью пластиковых или компьютерных символов);

• пластиковые символы на магнитной доске.

Указанные знаковые средства применяются для изучения субъективного мира животных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.