Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема науки в литературе XVIII века.






Первое обращение в русской поэзии к теме науки прозвучало из уст Феофана Прокоповича. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Баконом и Декартом. Он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и прочее. Им составлен " Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и " слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, " Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, " Первое учение отрокам", рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к " Уставу о престолонаследии", - под заглавием: " Правда воли монаршей во определении наследника державы своей" и многое другое. Также Феофан был автором учебников поэтики и догматики, философских диалогов и многих проповедей

Также тема науки есть и Антиоха Кантемира. Кантемир был весьма разносторонней личностью. Его интересовали не только гуманитарные науки, искусство, музыка, но и естественные науки. В открывшейся в 1725 году Академии наук в Петербурге он слушал лекции по математике и физике. Увлеченный философией, он перевел на русский язык научно-популярный трактат французского ученого Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», в котором защищалась гелиоцентрическая теория. Перевод был сделан в 1730 году, напечатан в 1740, а в 1756 - запрещен Синодом. Философские интересы Кантемира проявились и позже, когда в 1742 году он написал оригинальный философский трактат «Письма о природе и человеке». Плеханов, рассматривая этот трактат в «Истории русской общественной мысли», признает заслуги Кантемира в постановке вопросов, которые будут «занимать русских просветителей до Чернышевского и Добролюбова включительно».

И, безусловно, тема науки прослеживается и в творчестве М.В. Ломоносова. Он смотрит на науку с позиции ученого. Ярким примером научной темы в стихах Ломоносова является «Письмо о пользе стекла», которое представляет собой просветительскую поэму, написанную в форме дружеского послания к И. И. Шувалову. Ломоносов отстаивает право науки истолковывать явления природы независимо от религиозных представлений и традиций; защищает учение Коперника и Кеплера о солнечной системе, а также взгляды Джордано Бруно о множестве населенных миров. Также у него есть такие произведения как «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», шуточная ода «Случились вместе два астронома в Перу» о строении вселенной.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.