Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихийные группы. Социально-психологическая сущность толпы






Существует особая разновидность больших социальных групп, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой», — стихийная группа. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Среди стихийных групп в социальной психологии выделяют толпу, массу, публику.

Толпа как разновидность стихийных групп наиболее полно исследована в социальной психологии. По определению Лебона, толпа — это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью», она образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя и т.д Ее цели могут быть различными: просто поглазеть, протестовать против чего-либо, заявить о каких-то требованиях. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (например, отказались выдавать деньги в Сбербанке), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям.

Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам.

Масса описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе, и может объединять людей, не обязательно находящихся в физической близости. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифеста, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманны как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, которая может быть представлена как кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале и т.д.

В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто называют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема. Но тем не менее публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Рассмотрим более подробно феномен толпы.

Толпа— это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов.

Выделяют следующие социально-психологические особенности толпы:

1) повышение групповой внушаемости и снижение эффективности механизмов контрвнушения;

2) повышение эмоциональности восприятия действительности;

3) подавление чувства ответственности за собственные поступки;

4) появление чувства силы и осознания анонимности.

Одним из механизмов развития толпы является массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями. В случае чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно.

Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном эмоциональная лексика: призывы, междометия, например «Наших бьют».

Одним из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников толпы является внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщениями (уговорами, угрозами, слухами, шантажом ). Внушение или«суггестия», — это особый вид воздействия, т.е. целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритичном восприятии. Внушение всегда вербализовано и является сознательной деятельностью со стороны субъектов воздействия.

При внушении действуют специфические социально-психологические факторы. Так, например, в многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия — доверие к источнику информации. Так же, как это имеет место в ситуациях заражения, при внушении результат зависит и от характеристик личности суггеренда. Феномен контрсуггестии иллюстрирует меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама.

 

В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения, цепной реакции. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы, и передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д. Таким образом, психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем что схожие психические состояния возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.

Следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений, но и большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей.

Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. В этих случаях используются иные способы воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта.

Подражание также является одним из способов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате поведение другого человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется.

Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Москве на Красной площади не один раз совершались попытки самосожжения, приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу. Популярным в последнее время катализатором толпы являются блокирование общественного транспорта, групповая голодовка.

разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения».

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и т.д.

Легко видеть, что подобная концепция дает классический пример абсолютизации роли подражания в обществе. Так, исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания:

а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции,

б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения,

в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему.

Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

Выделяют следующие виды толпы: простая; экспрессивная; конвенциональная; действующая.

Простая, или окказиональная (случайная), толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потребности в острых ощущениях, впечатлениях. Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для скопления ее служат какое-либо происшествие, необычное явление и т. п.

Простая толпа обычно существует недолго, и вступают в слабую связь друг с другом.

Экспрессивная толпаэто группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т.д. Ее отличительной чертой является то, что социальное возбуждение выражается физическим движением как формой снятия напряжения, а не направленным на какую-либо цель. Подобные группы нередко складываются из числа поклонников эстрадных звезд, зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов и т.д.

Конвенциональная толпагруппа основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях (зрители футбольного матча). Поведение этой группы людей схоже с поведением в случайных толпах, за исключением того, что оно выражается в установленных и упорядоченных.

Действующая толпа подразделяется на спасающуюся, стяжательную иагрессивную:

1.Действующая стяжательная толпа может складываться на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом, у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта, а также при входе в павильон популярных выставок, в зрелищные сооружения, стадионы при ограничении посадочных мест.

2.Действующая агрессивная толпа отличается высшей степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправного поведения. Наибольший вред наносит поведение действующей агрессивной толпы в тех случаях, когда оно приобретает характер массовых.

А.Н. Сухов выделяет следующую ролевую структуру действующей агрессивной толпы:

1) организаторы массовых эксцессов — лица, которые проводят подготовительную работу по их созданию: заранее «проигрывают» и планируют эксцессы. Затем ими выбираются удобное время и повод;

2) зачинщики лица, развертывающие активную подстрекательную деятельность, направляющие действия участников, распределяющие роли, распространяющие провокационные слухи и т. п. Зачинщиками могут быть и организаторы, и подстрекатели из числа тех;

3) активные участники — лица, составляющие «ядро» эксцессов. Они образуют ударную группу;

4) конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход садистским импульсам. Среди таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов;

5) добросовестно заблуждающиеся, кто становится участником, из-за ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки; из-за ложно понимаемого принципа справедливости; под влиянием слухов;

6) эмоционально неустойчивые — лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников; внушаемые, легко заражаемые общим настроением;

7) любопытствующие — те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников;

8) примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей, боязни физической расправы в случае отказа от участия в эксцессе.

3. Спасающаяся толпаэто толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе). Паника может возникнуть при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террористических актах в местах массового скопления людей.

Паника (с греческого «безотчетный ужас») — это психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувством страха, охватывающего человека или общность, и неудержимым, неконтролируемым стремлением избежать опасной ситуации.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Сила паники в том, что любой человек, оказавшись «внутри» в той или иной степени поддается ей.

***Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан».

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и — более конкретно — от уровня развития их самосознания.

Традиция, сложившаяся в социальной психологии, обычно рассматривает феномен заражения в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (различные стихийные бедствия и пр.), однако этот тип поведения может иметь проявления и в массовых сознательных, социальных действиях. Интерпретация их с точки зрения лишь процессов заражения снижает значимость этих действий, но учет фактора заражения, например, в ходе различных митингов и манифестаций необходим.

 

В зависимости от того, касается ли паническое состояние большого скопления людей или отдельной личности, паника делится на массовую и индивидуальную. В обоих случаях общими являются страх и ужас, лишающие индивидов возможности действовать осознанно и последовательно.

Паника может выражаться в разных формах:

Массовое бегствоэто бегство людей от пугающей их опасности, которая может быть как реальной, так и мнимой. Люди не осознают, куда и зачем они бегут.

Панические настроения — это психологические состояния отдельных людей, однако такими состояниями иногда поражаются целые социальные слои, классы общества. Вероятно, при паническом настроении меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами психической деятельности человека. Эмоциональное берет верх над рациональным, поведение становится подверженным случайным стимулам и стихии чувств и действия в этом состоянии плохо предсказуемы.

Экономическая паниканаблюдается в период инфляции, повышения цен и смены экономического уклада жизни в стране. Пример опустошенные прилавки.

Динамика паники выглядит следующим образом. Во-первых, для возникновения паники необходим стимул. Например, крик «Пожар!» в кинотеатре, часто провоцируемый запахом гари, вызывает панику у зрителей. Во-вторых, паника начинается с реакций отдельных индивидов, присутствующих в данном скоплении людей. Как правило, это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начинают кричать, метаться. Беспорядочное их движение активизирует чувство страха, ужаса, отчаяния.

Далее паническое состояние под влиянием эмоционального заражения, эмоционального резонанса охватывает все большее количество народа. Затем все приходят в паническое движение без обдуманного плана и без прогнозирования последствий.

Кульминация всего этого наступает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве. В силу этих причин толпа начинает редеть, после чего восстанавливается спокойствие.

Знание динамики паники позволяет выработать рекомендации и приемы, направленные на ее остановку, предотвращение.

На первом этапе ее может остановить громкое и властное убеждение.

На втором —регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей.

На третьем — применение сверхсильного раздражителя. В армейской практике используется предупредительный выстрел, а в кинотеатре, например, это может быть громкий, переданный через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями зрителям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.