Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка динамики психического состояния в ходе терапии






Результаты комплексной терапевтической работы с больным находят свое отражение и в результатах экспериментально-психологического исследования. Для оценки эффективности те­рапии в психологическом исследовании максимальное внимание уделяется тем психологическим особенностям, которые наиболее изменчивы и чувствительны к терапевтическому воздействию. Это, прежде всего, эмоциональное состояние больного, личностные параметры деятельности (критичность, самооценка), ряд характе­ристик познавательной деятельности (темп, продуктивность, ди­намика умственной работоспособности и пр.).

Но, кроме того, важно оценить и наличие динамики наиболее устойчивых к терапии сторон психической деятельности, напри­мер мыслительных процессов.

Соответственно программа исследования строится таким об­разом, чтобы оценить динамику как наиболее чувствительных к терапии, так и наиболее резистентных сторон психики.

Специфика работы психолога по оценке динамики состояния заключается в том, что исследование проводится многократно, на разных этапах терапии. Программа исследования строится с уче­том ряда требований:

используемые методики должны быть одинаковой сложности, но разного конкретного содержания, чтобы избежать «зазубри­вания» ответов в ходе многократной работы больного с одной и той же методикой;

необходима количественная оценка ряда показателей в целях наибольшей наглядности и объективизации изменений.

Если при нозологической диагностике психолог выявляет па­топсихологические синдромы, используя преимущественно качест­венный анализ, то в данном случае, когда нозологическая принад­лежность заболевания не является предметом изучения, большую роль начинает играть количественная оценка изменений. Такая оценка может применяться к состоянию отдельных психических функций - памяти, внимания, восприятия, темпа психической дея­тельности и пр. (количество воспроизведенных слов, скорость вос­приятия, скорость выполнения той или иной пробы, разнообразные коэффициенты и индексы, дающие количественное выражение со­четания скорости и качества работы). Количественное выражение могут находить и некоторые важные личностные особенности, вы­явленные с помощью тестов и опросников, построенных по прин­ципу балльной оценки (уровень тревожности по шкале Спилбергера-Ханина; величина отклонений от аутогенной нормы в цветовом тесте Люшера; многие личностные особенности в многофакторных опросниках типа MMPI или теста Кеттела и т. п.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.