Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование мышления. Психология мышления является одной из самых разработан­ных областей психологической науки






Психология мышления является одной из самых разработан­ных областей психологической науки. В отечественной психоло­гии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышле­ние является особой формой человеческой деятельности, фор­мирующейся в практике, когда у человека возникает необходи­мость решить какую-нибудь задачу. Л.С.Выготский неодно­кратно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.

Это положение, объясняющее внешний характер формирова­ния психической деятельности, наиболее полно представлено в трудах А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина. В работах П.Я.Галь­перина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция ут­рачивает характер внешнего действия с предметами и произво­дится во внешней речи, а потом «про себя», в уме. Благодаря это­му она абстрагируется от конкретных предметных условий и при­обретает обобщенный характер. Происходят специфическое со­кращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.

Развиваемые в отечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о рефлекторной природе психики. В своих исследованиях И.М.Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область». Понимание мышления как деятельности, выросшей из практической и воз­никшей в процессе жизни индивида, находит свое продолжение и обоснование в работах И. П. Павлова, который считал, что в ос­нове мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, фор­мирующаяся в опыте индивида.

Другой известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн определил мышление как аналитико-синтетическую деятель­ность коры головного мозга. Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов обнаруживает их процессуальную структуру. Элементарные психические процес­сы человека (ощущения) являются процессамив том смысле, что они протекают во времени и обладают некоторой изменчивой динамикой.

Согласно С. Л. Рубинштейну, мышление является деятельно­стью, опирающейся на систему понятий, направленной на реше­ние задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необ­ходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результа­том. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологии мышления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.