Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления






Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности, которая определяется целью и поставленной зада­чей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря целенаправленности мышления приводит не толь­ко к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действия человека.

Источником человеческого действия является осознанная по­требность. Такая потребность для человека выступает в виде кон­кретных жизненных целей и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и задач, регулируется и корригируется мышлением. Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, кри­тичным, личностно-мотивированным. П. Я. Гальперин в разрабо­танной им теории поэтапного формирования умственных действий указывал на необходимость формирования прежде всего мотива действия.

Нарушение мотивационного компонента мышления выражается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов (ложка может быть объединена с автомобилем «по принципу движения», а шкаф - с кастрюлей, потому что «у обоих есть отверстия»). Осо­бенно ярко нарушение мотивационного компонента обнаружи­вается в разноплановости мышления и резонерстве.

Разноплановость мышления

Под разноплановостью мышления понимается протекание сужде­ний в разных руслах. Классификация, выполненная больным, стра­дающим разноплановостью суждений, не имеет единого характера. Во время выполнения одного и того же задания больные объеди­няют карточки на основании то свойств самих изображенных предметов, то личных вкусов и установок. Процесс классификации протекает у испытуемых в разных руслах. Г. В. Биренбаум указыва­ла, что мышление у таких лиц течет как бы по различным руслам одновременно. Она определяла этот симптом как «минование сущ­ности». Например, больной объединяет в группу карточки со сле­дующими изображениями: лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет, корабль и дает им объяснение: «Железные. Предметы, сви­детельствующие о силе ума человеческого». Больные часто подме­няют выполнение задания выявлением субъективного к нему отно­шения. Например, тот же больной, объединив шкаф, стол, эта­жерку, уборщицу и лопату в одну группу, объясняет это таким об­разом: «Мебель. Это группа выметающих плохое из жизни. Ло­пата-эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».

Парадоксальность установок, смысловая смещенность приво­дят к глубокому изменению структуры любой деятельности. В ка­честве существенного при этом выступает то, что соответствует измененным парадоксальным установкам больных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.