Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность проблемы игровой зависимости






В современном мире становится все более актуальной проблема возник-новения новых форм психической патологии, обусловленных масштабными социальными переменами и применением современных телекоммуникацион-ных и информационных технологий. Компьютеры и информационные систе-мы находят применение во многих областях человеческой практики, оказывая воздействие на психические процессы и трансформируя не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом.

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растѐ т число людей, увлекающихся компьютер-ными играми, с подавляющим преимуществом среди них подростков и юно-шества. Международное сообщество признало наличие «игровой угрозы» и ввело в реабилитационную практику специальный медицинский термин дан-ному виду зависимости – лудомания (Международный код F 63.0).

Этому виду зависимости могут быть подвержены люди любого возраста. Но особенно остро сегодня стоит вопрос об изучении закономерности и ди-намики формирования поведенческих расстройств у несовершеннолетних, страдающих от компьютерной и игровой зависимости, а также разработке мер ее профилактики. Повышение агрессивности информационной среды вызвало необходимость формирования системы мер по профилактике, обес-печивающих устойчивость к воздействию технологий манипулирования со-знанием не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов.

В соответствии с установкой ВОЗ выделяются направления профилакти-ки: первичная, вторичная.

Под первичной профилактикой подразумевается комплекс мероприя-тий, направленных на предупреждение психических заболеваний у психиче-ски здорового человека.

Под вторичной профилактикой следует понимать мероприятия по более раннему выявлению уже начавшегося заболевания, его лечения, с тем, чтобы прервать патологический процесс на начальных стадиях, не допустить острых форм болезни, не допустить перехода в хроническое рецидивное состояние. Исходя из этого, первичная профилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности. Если первичная профилактика осуществляется раз-личными специалистами, то достигается наиболее полный результат. По-36

 

скольку вторичная профилактика осуществляются при наличии ущерба, уже нанесѐ нного болезнью, ее конечный результат может быть менее полным, чем при первичной профилактике.

Первичная профилактика игровой зависимости – это комплекс профи-лактических и воспитательных психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информацион-ной среды, позволяющий предупредить угрозы формирования зависимости среди несовершеннолетних.

Целевая аудитория программы профилактики игровой зависимости:

Данная программа рассчитана на подростков и молодежь в возрасте от 12 до 17 лет при активном содействии и участии педагогов-специалистов ОУ, родителей несовершеннолетних и реализуется непосредственно на базе учеб-ного заведения.

Цели программы профилактики игровой зависимости:

Предупредить формирование зависимого (от игры и компьютера) поведе-ния среди подростков и молодежи 12–17 лет путем пропаганды здорового образа жизни, формирования «антизависимых» установок, изменения цен-ностного отношения несовершеннолетних к данной проблеме и формирова-ния личной ответственности за своѐ поведение.

Повысить информационную компетентность в данном вопросе ближай-шего социального окружения несовершеннолетних, а именно родителей и педагогов – специалистов ОУ.

Задачи программы профилактики игровой зависимости:

1. Предоставление информации несовершеннолетним и их ближайшему социальному окружению о негативных последствиях игровой зависимости.

2. Формирование «антизависимых» установок в среде несовершеннолет-них, призывающим к пропаганде здорового образа жизни среди всех участ-ников образовательного процесса.

3. Развитие психологических навыков необходимых для формирования личной ответственности за своѐ поведение.

 

Принципы реализации программы:

1. Принцип доступности (соответствие методов реализации индивидуальным и возрастным особенностям участников),

2. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход).

3. Принцип разносторонности воздействий (основан не только на психолого-педагогической коррекции учебной деятельности и досуга несовершеннолетнего, но и на включении его в общественную деятельность, коррекцию взаимоотношений в семье).

4. Принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий участники включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого).

5. Принцип комплексности, системности и последовательности. 37

 

Структура программы:

В зависимости от основных объектов профилактического воздействия, можно выделить следующие направления работы: работа с несовершенно-летними, работа с педагогами – специалистами ОУ, работа с родителями.

1. Работа с несовершеннолетними включает в себя

диагностику по выявлению наличия признаков компьютерной и игровой зависимости (см. Приложение 1, где опросники на интернет-зависимость (Кулаков, 2004 г.) и тест Такера на выявление игровой зависимо-сти (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психо-логом Коныгиной И.А) целесообразно использовать для групповой экспресс-диагностики, а тест на интернет-аддикцию (зависимое поведение) для под-ростков (в модификации Коныгиной И.А.) (Никитина, Егоров, 2005 год) для детальной диагностики (в индивидуальном консультировании;

тематический классный час «компьютер: за и против» (для подрост-ков 12–14 лет) (см. Приложение 2);

цикл тренинговых занятий «Живое общение» (для подростков 14–17 лет); (см. Приложение 3);

– конкурсы для реализации творческого потенциала учащихся (для подростков 12–17лет) (конкурс на лучший коллаж «Я и моя жизнь», конкурс на лучший рисунок «Жизнь в реале», конкурс на лучший плакат и слоган).

2. Работа с родителями включает в себя

тематические выступления на родительских собраниях (см. Приложе-ние 4);

– индивидуальное (семейное) консультирование по вопросам и про-блемам, связанных с игровой зависимостью)

3. Работа с педагогами – специалистами ОУ включает в себя тематическое выступление на методическом совете ОУ (см. Приложение 5)

Формы и методы работы. В ходе реализации программы используются методы когнитивно-поведенческой, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, ролевых игр, групповых дискуссий.

Программа представляет собой цикл встреч с группами подростков (в формате учебного класса) с периодичностью (от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц) в течение 5–6 встреч, с длительностью одного занятия – 1 академиче-ский час. Встречи с родителями и педагогами – специалистами проводятся по запросу конкретного ОУ в объѐ ме, с периодичностью и сроками, согласован-ными с администрацией данного учреждения. 38

 

Приложение 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.