Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные признаки и функции государства.






Гос-во – это основной институт полит-ой системы общ-ва, кот.создается для орг-ции и управ-я жизнью опред. населения на опред-й террит-и с помощью власти, кот. имеет обязат-й хар-р для всех его граждан.

Общими для различных государств являются следующие признаки:

-наличие территории, подчеркивающей его границы

-население

-отделение публичной власти от общества, появление слоя управленцев-профессионалов

-наличие налоговой системы

- суверенитет, власти на определенной территории

- наличие системы права или закона. Именно право делает государство легитимным.

- монополия на издание закона взимания налогов и применения силы.

Функции государства:

1. Внутренние:

· Охрана общественного порядка

· Разработка стратегий политического и экономического развития

· Регулирование хоз. деятельности

· Социальная

· Защита прав и свобод граждан

2. Внешние:

а) защита интересов гос-ва на междунар-ой арене

б) обеспечение обороноспос-ти страны

в) развитие взаимовыг-госотрудн-ва с другими странами

г) участие в решенииглобальных проблем челов-ва

Внешние ф-ции вытекают из внутренних, но внеш-ие могут оказать влияние на внутренние. Для реализ-ии этих ф-цийсущ-т система органов или государственный аппарат.

 

 

Формы государственного правления и государственного устройства

Внутреннее строение гос-ва характеризуется через форму гос. правления и формы гос. (территориального) устройства.

Формы гос. правления – способ организации высшей гос. власти и системы ее взаимоотношений с населением. Существует 2 формы:

- монархия

- республика

Монархия (единовластие) – форма правления, при кот.власть полностью или частично сосредоточена в руках единичного главы гос-ва (монарх, царь король, император). Сущ-т конституционная (ограниченая) и обсалютная (неогран-я) монархия. Последняя характ-ся полным единомыслием (Саудовская Аравия, Катар). Констит-ая монархия связана с тем, что власть монарха огранич-сяконстит-ей и парлам-м. Конституц-я монархия – парламентская. Она явл. выражением представ-х ф-ций и олицетворяет единство народа. Монарх не вмешив-ся в закон.

Республика – форма правления, где глава явл-ся выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представит-го органа. Респ-ка бывает:

а) Президентская хар-ся значит-ой ролью президента, кот-ыйявл. и главой гос-ва и исполн-ой власти. Он выбирается независимо от парламента прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он сам формирует правит-во, кот. ответственно перед ним, а не перед парламентом (США).

б) В парламентской республике правит-во ответственно перед парл-том, который м.б. недоволен прав-вом и это м-т вызвать его отставку (ФРГ). Президент здесь осущ-т представительские и церемониальные ф-ции, он избир-ся парламентом.

в) Смешанная (полупрезид-ая) респ-ка сочетает сильную презид-ю власть с эффект-ным контролем парламента за деят-тью прав-ва (Австрия, Франция, Финляндия)

Формы гос-гоустр-ва – внутри территориальная организация государства.

3 формы:

1. Унитарное (простое) гос-во состоит из административно-террит-х ед-ц, не обладающих собств-тью, единая правовая система и т.д. (Франция, Швеция)

2. Федерация- союз, объединение равных. Это ф-ма гос. устр-ва, состоящая из 2-х или более гос. образований (штаты, провинции, республики), кот.обладают опред. юрид, политич. самост-ю на своей террит-ии, но они часть своих полномочий передали выше (выше-США).

3. Конфедерация–это союз политич-кисамост-х гос-в, кот передают в компетенцию союза мало вопросов (оборона, внешняя политика, транспорт, связь)-Евросоюз.

 

 

Правовое гос-во и гражданское общество

Исторический опыт чел-ва показывает, что развитие демократического гос-ва не возможно без построения гос. общества, а укрепить последнее должно правовое гос-во (ПГ).

Сущность ПГ заключается в ограничении действий власти законом. Основные признаки ПГ:

1) Верховенство права и закона

2) Равенство всех перед законом

3) Взаимная ответственность граждан и гос-ва

4) Гарантии прав и свобод граждан

5) Осуществление принципа разделения властей

6) Политический плюрализм (разнообразие мнений)

7) Конституционный надзор

8) Широкое местное самоуправление

Построение ПГ способствует формированию развитого гражданского общества (ГО).

ГО – совокупность свободных отношений людей, которая развивается без вмешательства и контроля гос-ва. Т.е. ГО – система самостоятельного и независимого гос-ва, общественных институтов и отношений, которая обеспечивает условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов.

Основные институты ГО: семья, церковь, политические партии и т.д.

Состояние ГО зависит от типа политического режима, сложившегося в гос-ве. В тоталитарном режиме ГО отсутствует. В авторитарном ГО находится под контролем гос-ва. В демократическом ГО и гос-во выступают в качестве равноправных партнеров.


 

Глава государства и его полномочия

Всякое гос-во, даже самое демократическое, нуждается в чел-ке, кот.его олицетворит и являлся бы символом единства народа. Таким чел-ком и является глава гос-ва. Им м/б монарх или президент. Монарх является пожизненным главой и передает свою власть по наследству. Должность президента является избранной.

Впервые должность президента была введена Конституцией США в 1786г., а первым президентом стал Дж. Вашингтон. Согласно Конституции, президент – глава гос-ва, гарантирующий права и свободы граждан. Выборы президента м/б прямыми и косвенными. Он может избираться парламентом или другим уполномоченным органом.

Церемония вступления президента на должностьназ. ИНОУГУРАЦИЯ. Срок полномочий м/б от 1 года (Швейцария) до 7 лет (Франция). В РБ – 5 лет. В России, США, Франции количество президентских сроков ограничивается 2-мя.

Роль президента в полит.системе зависит от формы правления. В президентских республиках эта роль определенная, в парламентских – чисто представительная, в смешанных - значительная.

На основе закона может осуществиться и отставка президента. Она м/б добровольной или вынужденной. Вынужденная отставка предусматривает процедуру – ИМПИЧМЕНТА. Это особый порядок привлечения президента к ответственности через парламент.

В РБ импичмент предусматривается в случае нарушения президентом Конституции или совершения других тяжких преступлений.

 

 

Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия

Одним из признаков современного демократического гос-ва является осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть т.е. власть, которая принимает законы, чаще всего связыв-т с парламентом. Парламент определяют как высший представительский орган власти, в настоящее время ещё и законодательный орган.

Впервые парламент появился в 16 веке в Англии. Парламент существует во многих странах: в Великобритании и Франции (парламент), в США (конгресс), в Польше (сейм), России (федеральное собрание), на Украине (Верховная рада), в РБ (Национальное собрание).

Основные функции парламента: законодательная (парламент принимает и разрабатывает законы) и представительная (избранные депутаты представляют и защищиют интересы своих изберателей)

К основным полномочиям парламента относят:

- выражение интересов граждан

- формирование исполнительной власти и других гос. стр-р.

- разработка и принятие законов

- принятие гос., финансового бюджета

Сущ-етклассиф-ция парламентов:

1) По структуре: однопалатные и двухпалатные ( Англия, Россия, США).

2) По формам правления: парламентские республики. Согласно модели, правит-во ответственно перед парламентом и обладает правом вынесения доверия или не доверия правительству (Великобритания, Италия). Страны с президентской формой – парламент не обладает правом вотума недоверия правительства, но обладает правом импичмента президенту (США). Смешанная форма правления (парламентская и президентская системы) – парламент наделен правом вотума недоверия правительству, но у президента есть важные полномочия, связанные с деятельностью парламента (Франция, Польша). Парламент играет чисто декоративную роль (арабские страны и страны бывшего социализма – Куба, КНР, Вьетнам).

Парламент имеет определённуюстр-ру:

а) парламентские комиссии: временные – созд-ся для выполнения конкретных задач; постоянные – образуются на основе пропорционально-партийного представит-ва от партийных фракций. Парламентские комиссии всегда предвар-но обсуждают законопроекты, без их мнения и заключения законопроект не м. б. поставлен на голосование.

б) партийные фракции – объед-ние по партийному принципу. Фракции могут высказывать своё мнение по законопроекту, выступать инициаторами в разработке, участвовать в формировании руководящих органов. Фракции используют своё влияние при контроле за деятельностью правительства.

в) руководство (обычно спикер, его заместитель)

 

 

Принятие и сущность исполнительной власти

Исполнительная власть ИС реализует правовые нормы, принятые законодательством. Высшим органом ИС является правительство. В большинстве стран правит-воназ-ся Советом Министров (Кабинетом) – это группа людей, которые управл-ют повседневными делами страны. В РБ 28 министров. Их устанавливает президент.

Выделяют 2 способа формир-я правит-ва:

§ парламентский – победившая партия;

§ внепарламентский – право формир-я правит-ва принадлежит главе гос-ва (США).

Полномочия правит-ва:

§ разработка программ экономического и соц. развития

§ внешнеполитические (ведение международных переговоров, заключение договоров)

§ право законодательной инициативы, подготовка проекта бюджета, а после утверждение его парламентом

§ оперативное руководство хоз. отраслями, наукой, культурой, образованием всей соц. сферы.

Бывают случаи, когда глава государства олицетворяет исполнительную власть.

 

 

Местная власть в системе органов гос. власти

Важное место в системе исполнительных и представительных органов власти занимают органы местного самоуправления и управления. Органы местного самоуправления явл. выборными, они избираются гражданами, а органы местного управления назначаются вышестоящими властями (исполкомы).

Муниципалитеты – равнозначно местному самоуправлению.

Полномочия органов местной власти закреплены в соответствующих законах. В 1985г. Была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Она обязательна для всех стран-членов совета Европы. Она закрепляет основные положения органов местного самоуправления. К ним относятся:

· финансово-экономическая деятельность (принятие местного бюджета, сбор местных налогов)

· коммунальное обслуживание, благоустройство территории, охрана окружающей среды

· соц. сфера, т.е. помощь пенсионерам, развитие системы здравоохранения, культуры

· охрана общественного порядка

Местная власть включает 2 элемента:

- выборные органы

- исполнительные органы (мэр, магистрат)


 

 

Судебная власть как вид гос. власти

Судебная власть – понятие сложное и многозначное. Понятие связано с понятием «правосудие». Это разное обозначение одного явления. Можно сказать, что судебная власть осуществляется путем реализации правосудия. Правосудие м/б:

- уголовным

- гражданским

- административным

- конституционным.

Правосудие может осуществляться только судом в лице судьи.

Суд – орган, который применяет гос. санкции. Он назначает наказание за нарушение общественных правил, установленных гос-вом.

Судебная власть выполняет 2 функции:

1. наказание за нарушение гос. предписаний

2. рассмотрение споров и конфликтов между гос-вом и гражданином, между гос. структурами и между гражданами.

К основным принципам судоустройства и судопроизводства относят: независимость суда, профессионализм судей, коллегиальность при рассмотрении большинства дел, равноправие сторон, гласность, право на обжалование судебного решения.

Полномочия суда:

· под общей юрисдикции

· к специальной юрисдикции относят: административное и конституционное право

Судебную систему РБ составляют:

- общие суды (Верховный суд, областные и районные суды)

- хозяйственные (Высший хоз. суд, областные)

- конституционный суд

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.