![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как теряется свобода воли
Наблюдения над различными состояниями, в которых может пребывать воля человека, рассмотрение ее различных (в зависимости от периодов жизни и обстоятельств) отношений с собственным умом, а также ее взаимоотношений с какой-либо посторонней волей (Бога, демонов или другого человека) подтверждают учение Церкви о том, что свобода воли человека не является абсолютным, непоколебимым, неизменным и ни от чего не зависящим. Частое наблюдение феномена частичной или полной парализации воли индивидуума вследствие демонического воздействия или, наоборот, усиления и укрепления воли благодаря стяжанию человеком Божественной благодати, позволяет нам говорить о том, что свобода воли дается Богом каждой душе как ноумен (греч. — nooutmenon). Для того чтобы понять, как в реальной жизни проявляет себя свобода воли человека, рассмотрим некоторые другие качества его души. Многогранность образа Божия в человеке выявляется многими его качествами. Одной из граней этого образа, безусловно, является наличие у человека разума, который однако способен, как показывает многовековой опыт жизни человечества, ослабевать и даже оказываться вовсе утерянным (в психиатр. — деменция). Другими гранями образа Творца в человеке являются творческие способности, но и они способны подвергаться в течение его жизни различным изменениям. Так, например, творческий дар может быть развит в той или иной степени и в то же время может остаться не развитым или вовсе не реализованным. Святые отцы полагают, что и принцип свободы воли так же отражает одну из граней образа Божия, который носит в себе душа любого человека, но, как мы видим, и воля (ее сила и степень свободы) подвержена изменениям. Она тоже способна к изменению: ослаблению и даже парализации, именуемой обычно безволием, а в психиатрии — абулией (греч. — atbouletw), чем обуславливается большая или меньшая степень внушаемости (гипнабельности). Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Для правильного понимания феномена изменяемости параметров свободы воли полезно будет рассмотреть другой характерный пример изменения, которое не было фатально детерминировано Богом от начала, т.е. с момента создания нового вида разумных существ — человека. Речь идет о появлении смерти, о которой у премудрого Соломона сказано: " Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия" (Прем. 1, 13–14). И далее: " Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть..." (Прем. 2, 23–24). О причине появления смерти мы уже говорили выше, а здесь лишь напомним читателю о богословском осмыслении церковным сознанием того факта, что с момента создания Богом человека смерть существовала только как потенциальная возможность. Ее реализация, как феномена, зависела лишь от свободного выбора, предоставленного человеку Творцом: остаться в любви и послушании своему Отцу — Богу или добровольно нарушить Его заповедь. Вот как это понимание святых отцов передает известный русский богослов В.Н. Лосский: " В понимании св. Иринея Адам не был ни необходимо смертным, ни необходимо бессмертным; его... природа могла непрестанно питаться благодатью и настолько преображаться ею, чтобы оказаться в состоянии преодолеть все опасности старости и смерти. Возможность смертности существовала, но существовала для того, чтобы человек мог сделать ее невозможной. Таково было испытание свободы Адама" (В.Н. Лосский. " Догматическое богословие". М., 1991, с. 248). Подобно тому как смерть могла и не явиться в мир (хотя номинально такая возмож-ность существовала), так и воля человека, дарованная ему Богом при сотворении, могла оставаться свободной и сильной, если бы человек не удалился через грех от благодатных Божественных энергий, являющихся для нее (воли) своего рода источником питания. О возможности качественного изменения человеческой воли еще в VII веке писали св. Максим Исповедник и преп. Иоанн Дамаскин: " Душа... есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению, и именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу" (Иоанн Дамаскин. " Точное изложение Православной веры". М., 1992, с. 50). Заметим здесь, что сам преп. Иоанн Дамаскин рассматривал волю в неразрывной связи с разумом, называя ее (волю) " способностью действовать": " Ибо разуму принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность, а с другой — способность действовать" (Там же, с. 109). Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Апостол Павел, рассматривая феномен двойственности человеческой природы, обусловленной греховной наследственностью и давлением падшего человеческого естества на сознание самого человека, говорит об этом явлении: " Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу — делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7, 19–20). Самому человеку нелегко преодолеть воздействие сильных греховных потенций, происходящих от падшей человеческой природы и потому только Божественная помощь, приходящая через воздействие благодати Божией, дает человеку возможность преодолеть тот закон греха, который действует даже внутри нашего сердца. " Потому что закон Духа жизни (т.е. благодать Святого Духа. — Иг. N) во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8, 2). Каждый, кто хотя бы однажды пытался бороться с каким-либо сильным греховным влечением, мог испытать на себе действие этого закона греха. В такие минуты, понимая умом греховность поступка, а также его негативные последствия, человек в то же время ощущает в себе отсутствие силы воли, ее полную расслабленность. Однако нельзя сказать, что человек невиновен и с него следует снять всякую ответственность за совершенный им греховный поступок, объясняя это отсутствием у него силы удержаться от греха. Вина человека состоит в том, что он своими предшествующими грехами лишил себя духовной поддержки, а это, в свою очередь, явилось причиной расслабленности его воли. Своим появлением в мире закон греха обязан первоначальному отступлению благодати от прародителей в результате первого грехопадения, когда человек своей собственной и свободной волей решился вместо воли Божией выполнить волю падшего ангела. Как уже было показано выше, именно с этого момента человек лишается полноты Божественной благодати, которая является единственным источником энергии, питающим человеческую волю. Ослабев, воля человека начинает подавляться более сильной волей духовных существ высшего порядка — падших ангелов. Этим и объясняется всем известный феномен, называемый святыми отцами удобопреклонностью воли ко злу, который проявляется в том, что греховные привычки приобрести людям значительно легче, чем приобрести добрые качества. Божественное таинство Искупления рода человеческого Кровью Иисуса Христа, разрушив стену грехов, воздвигнутую людьми между собою и Богом, даровало им возможность вновь приобретать благодать Духа Святого. С этого момента выйти из-под закона греха, когда " делаю то, чего не хочу" (Рим. 7, 16), стало возможно через стяжание благодати Божией, укрепляющей волю для борьбы с внушениями демонов. Афонский старец Иосиф-исихаст смысл духовного подвига, направленного на стяжание благодати Святого Духа, выразил так: "...Теперь мы трудимся для Бога не ради того, чтобы получить от Него награду, но чтобы не быть рабами бесов" (Монах Иосиф. " Старец Иосиф-исихаст". ТСЛ, 2000, с. 220). Каким бы умным, знающим и волевым ни был человек, как бы теоретически ни разбирался в духовных вопросах, его собственная воля значительно слабее демонической, а потому без помощи благодати Божией он не может победить в борьбе за его душу, которую ведут демоны. Благодать же можно получить только через Христа и Его Церковь, другого способа не существует. В жизни реального человека свобода воли сохраняется в течение достаточно длительного времени, когда он имеет возможность своим собственным разумом выбирать между тем или другим внушением, о чем и пишет преподобный Макарий (IV в.): " Как сопротивная сила (т.е. демоническая. — Иг. N), так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранилась в нас свобода и произвольность (выбора)" (Преподобный Макарий Египетский. " Духовные беседы". ТСЛ, 1994, с. 443). Но если воля человека многократно и добровольно склоняется к выполнению воли демонов, прислушиваясь к их внушениям более, чем к голосу совести, то со временем, постепенно лишаясь благодати Божией, она все более и более расслабляется, пока наконец ее хозяин не становится в полном смысле рабом греха, а следовательно — дьявола. Именно об этой опасности всех нас предупреждает апостол Павел в своем послании: " Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания (Богу) к праведности? " (Рим. 6, 16). В свете всего сказанного выше, обратим внимание читателей на глубочайший смысл, который раскрывается при чтении хорошо всем известной молитвы (1-й утренней), составленной Макарием Великим (в переводе на русский язык): " Боже, очисти меня, грешного, хотя я ничего доброго и не сотворил пред Тобою; но избавь меня от лукавого (т.е. демона), и да будет во мне воля Твоя". В последнем прошении " и да будет во мне воля Твоя", святой Макарий просит Бога о том, чтобы Создатель утвердил Свою волю в нем; иными словами, он желает, чтобы именно воля Божия, а не воля демона пересилила его собственную волю, что и подтверждает словами " избавь меня от лукавого". " Воля, которая действует в сердце человеческом, бывает трояка: первая — от дьявола; вторая — от человека; третья — от Бога", — писал преподобный Антоний Великий (Св. Антоний Великий. " Духовные наставления". " Ковчег", М., 1998, с. 88). Выяснить, откуда пришла та или иная мысль, ощущение (эмоциональное или физиологическое), а также своей собственной волей принять необходимое решение — одна из важнейших задач человека, не желающего стать марионеткой в руках дьявола. Этому важнейшему вопросу посвящена многочисленная духовная литература, написанная, по большей части, наиболее опытными в духовной борьбе православными аскетами, которая раскрывает многоразличные формы, тактику и " военные хитрости", применяемые демонами в невидимой, но страшной войне за человеческие души. Непонимание важности указанной борьбы, незнание методов ее ведения, а также сил и способностей противника совершенно исключает возможность победы.
|