Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка показателей рентабельности торгового предприятия






Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте. Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 6 (в таблице использованы выборочные данные из приложения.

Таблица 9 Расчет показателей рентабельности продаж магазина (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2013 г 2014 г.
Выручка (нетто) от реализации товаров    
Себестоимость реализации товаров    
Коммерческие расходы    
Прибыль от реализации    
Проценты к получению    
Прочие операционные доходы    
Прочие операционные расходы    
Прочие внереализационные доходы    
Прочие внереализационные расходы    
Прибыль отчетного периода    
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров 3, 32 4, 48
- по балансовой прибыли 3, 06 4, 04

Как видно, что в 2013г., что 2014г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3, 06 и 3, 32; 4, 04 и 4, 48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2014г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации. Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж магазина, можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2014г. - 4, 48%).

Рентабельность деятельности

Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров. С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия.

Таблица 10 Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности магазина (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2013г. 2014г.
Издержки обращения    
Затраты предприятия    
Прибыль от реализации    
Балансовая прибыль    
Рентабельность издержек обращения, % 34, 99 51, 52
Рентабельность текущих расходов, % 29, 50 43, 50

Из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2014г., что в 2013г. Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности. Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:

сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;

  • определения показателей за ряд лет;
  • сопоставление фактических и плановых показателей;
  • внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);
  • сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

Рентабельность капитала.

Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями. С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине. Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.11).

Таблица 11– Расчет рентабельности собственного капитала магазина (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2013г. 2014г.
Собственный капитал: - на начало года - на конец года    
Средняя величина собственного капитала в течение года 10484, 5  
Чистая прибыль    
Рентабельность собственного капитала, % 49, 54 19, 97

Как видно из табл. 11 рентабельность собственного капитала в 2014 году (19, 97%) ниже, чем в 2013г. (49, 54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1, 2 раза) по сравнению с 2013г.

Рентабельность используемых ресурсов

Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 12).

Таблица 12– Расчет рентабельности трудовых ресурсов магазина (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2013г. 2014г.
Балансовая прибыль    
Затраты на персонал    
Численность работников    
Рентабельность расходов на оплату труда, % 109, 4 242, 3
Прибыль на одного работника 8, 8 20, 4

Данные таблицы 12 показывают, что в 2014г. по сравнению с 2013г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2, 3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2, 3 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3, 7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека, то есть сокращение персонала составляет 0, 5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 2, 2 раза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.