Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия по реализации товаров, определение факторов






Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия по реализации товаров, определение факторов, которые положительно и отрицательно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа позволяет:

– Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;

– Определить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;

– Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;

– Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Проведение анализа основывается на информационной базе. Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1.):

Рис. 1. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия

I этап. Определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товаров и платных услуг в стоимостном измерении, а по некоторым товарным группам и видам товаров - также в натуральном измерении.

Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки абсолютного и относительного размеров отклонения, в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится в основном не для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а прежде всего - с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к его изменениям объема реализации товаров на данном предприятии.

II этап - анализ динамики общего объема товарооборота в течение определенного аналитического периода (поквартально, в течение года или за 2-3 года).

Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый, осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а также по ценам реализации товаров.

Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

Определение объема товарооборота, сопоставимого по ценам реализации Тс.реал, проводится по следующим формулам:

Т=Тфі/Іц, (1)

Где Тфі - фактический товарооборот за і-й период;

І ц, - средний индекс смены цен реализации товаров за і-тый период в сравнении с базовым.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации о смене цен реализации на отдельные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с различием в структуре товарооборота отдельного торгового предприятия.

На базе построенного динамического ряда сопоставительного товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а также темпы роста и прироста относительно предыдущего и базового периода. Важно, для планирования и управления существуют и определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле средней геометрической:

Т= √ Yk/Y0(2)

Где Т-средне геометрический темп роста;

Yk -конечный показатель динамического ряда;

Y0- начальный показатель динамического ряда;

n- количество показателей в динамическом ряде.

III этап - анализ товарной групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется удельный вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в конъюнктурных обзорах (исследованиях рынка соответствующих товаров), дает возможность определить объективные (изменения объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования т.п.) и субъективные (недостатки в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, халатность персонала и т.д.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

Исследования ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий объем товарооборота предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его роста.

IV этап - анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от статуса конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли и т.п.

Исследование состава товарооборота предприятия проводится за отчетный период и в динамике. Предусматривает определение основных закономерностей развития отдельных видов товарооборота - реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, с оплатой за наличные и по безналичному расчету, новых и подержанных товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкорозничной торговли и т.п.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их удельного веса в общем объеме товарооборота.

V этап - анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определения факторов, которые обусловливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, характеризующие ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота (σ) и коэффициент вариации (v):

σ = √ ∑ (xi – x)2 / n

v = (σ x100)/ x

Где, Xi – объем товарооборота за і-й период,

X – средний объем товарооборота за n период,

n- Количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации V оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в процентах) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем больше значение имеют показатели, тем менее ритмичными являются процессы реализации товаров на данном предприятии.

VI этапом анализа розничного товарооборота является изучение факторов, имевших влияние в отчетном периоде, на его объем и структуру. С целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и производительностью труда, с использованием основных средств). И исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рыке, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, и прочее). Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.

Завершается анализ товарооборота предприятия - VII этап - исследование запаса финансовой устойчивости предприятия, в ходе которого отмечается возможное падение объема товарооборота (в абсолютном и в относительном измерении) до достижения критического предела " точки безубыточной деятельности".Допустимые пределы снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой устойчивости (ЗФСто). Их значения рассчитываются так:

ПБто=Тф-Тб/з, (5)

ЗФСто=Тф/(Тб/з), (6)

Где Тф –фактический объем товарооборота предприятия;

Тб/з - объем товарооборота, при каком обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем больше значение имеют порог безопасности и запас финансовой устойчивости предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансирования.

Пример 1.По данным таблицы 1 определите динамику объема товарооборота

Таблица 1– Объем товарооборота магазина

Год Фактический Товарооборот (руб.)
В действующих ценах В сопоставимых ценах
     
    69852, 991
    91847, 27273
       

Решение:

На основании табл.1 проанализируем динамику розничного товарооборота и определим цепной и базисный темп роста.

Таблица 2 –Динамика розничного товарооборота магазина за 2012–2114 г.г.

 

Год Фактический Товарооборот (руб.) Цепной темп роста, % Базисный темп роста, %
В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
      100, 00 100, 00 100, 00 100, 00
    69852, 991 121, 343 103, 712 121, 343 103, 712
    91847, 27273 123, 6198 131, 4865 150, 004 136, 36701
                 
                   

При анализе динамики объема товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

Δ Tсредний = n - 1√ Тф/Тб

Где Тф − фактический товарооборот;

Тб − базовый товарооборот;

п – количество анализируемых периодов.

Δ Тсредний = 2√ 101032/67353 х 100% = 122, 476 % (в действующих ценах)

Δ Тсредний = 2√ 91847, 27273 / 67353 х 100% = 116, 7763 % (в сопоставимых ценах)

Из таблицы 2 видно, что за последние три года розничный товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2012года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 39, 0%, что составило 24494, 27273 тыс. руб. (91847, 27273-67353), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 7366, 7 тыс. руб. (101032-93665, 3).

Розничный товарооборот фирмы за 2014 год в сопоставимых ценах составил 91847, 27273 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2012году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2013году на 21, 343%, в 2014 году на 23, 6198%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.