Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление Российской государственности основные этапы ее развития до 1917 года.




Восточные славяне окончательно расселились в Восточной Европе в VI-VIII веках. В 862 году славяне новгородские, кривичи пригласили на княжение в Новгороде варяжского князя Рюрика. В 882 году князь Олег захватил и подчинил своей власти приднепровские города и племена, дошел до Киева, объединил ряд славянских племен и провозгласил столицей нового государства Киев. Эта дата считается официальным началом существования Киевской Руси во главе с династией Рюриковичей.

При князе Ярославе, прозванным Мудрым (978-1054 гг.), Киевская Русь достигла своего могущества. Возникла потребность укрепить государственную власть, перестроить старый государственный аппарат, юридически закрепить сложившиеся формы феодального права и феодальных отношений. Для этого были составлен законодательный кодекс - «Русская правда». Она юридически закрепила систему государственной власти и сословное неравенство на Руси.

Вторая половина XI - начало XII вв. характеризуется усилением тенденций раздробления государства. В 1132 году государство окончательно распалось вначале на федерацию княжеств во главе с киевским князем, а затем и на отдельные самостоятельные княжества. Появляется два направления в развитии государственности. На северо-востоке в русских княжествах утверждается монархическая форма правления, в Новгороде и Пскове – республиканская форма в виде боярской республики с выборными органами власти и народным собранием (вече). Началась междоусобная борьба, которая переросла в непрерывную феодальную войну.

В период татаро-монгольского ига все русские княжества утратили свою политическую самостоятельность. Они формально не входили в состав Золотой Орды, в решении местных вопросов оставались автономными, но русские князья должны были признавать верховную власть золотоордынских ханов и получать от них право на княжение в своих землях (ярлык на княжение). Для этого они должны были являться в ставку хана с дорогими подарками. Ханы поощряли рознь и вражду между русскими князьями, нередко провоцировали и сами участвовали в их междоусобицах.

Формирование русского централизованного государства начинается с конца XIII-начала XIV веков. Быстрое возвышение Москвы превращает ее в центр объединения всех русских земель. По мере усиления московских князей стали проявляться их претензии на Великое княжение над всей Северо-Восточной Русью.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы произошло в конце XV – начале XVI в. Образовалось Российское государство, получившее впоследствии название Московское царство. Окончательно это произошло при Великом князе Иване III, ставшим политическим объединителем Руси.



Изменение всей системы власти повлекло за собой изменения в системе управления государством. В централизованном государстве начинает складываться вертикальная система управления, полностью подчиненная великому князю. Страна делилась на уезды, уезды на волости. В уездах, городах и волостях управлением занимались назначенные великим князем наместники и волостели.

Утверждения абсолютизма в России началось при Иване Грозном. Царствование Ивана XIV началось с серии реформ, проведенных с целью укрепления еще молодой русской государственности и личной власти самого царя на основе распространенных в то время идей: а) сила государства зависит от силы власти, б) старое боярство не может быть верной опорой власти, поскольку его интересы противоречат ее централизации, в) надежной опорой может стать служилое дворянство, полностью зависящее от царских милостей.

Наиболее значительным событием стал созыв первого Земского собора, призванного примирить основные сословия в государстве и оказать поддержку царю в его преобразовательной деятельности. Основным решением Земского собора было принятие в 1550 году нового Судебника. Закон был провозглашен единственным источником права, судопроизводство стало государственным делом, удельные князья и феодалы лишились большинства судебных привилегий, за ним остался только суд над их зависимыми крестьянами.

После смерти сына Ивана Грозного Федора прекратилась династия Рюриковичей. Борьба крупных боярских групп за русский престол, экономические неурядицы в стране, вторжение поляков для поддержки своих ставленников на российский престол вызвали в России смуту, приведшую к фактическому распаду государства и власти.



Инициативу в спасении государства взяла на себя православная церковь. Ее призыв был услышан в Нижнем Новгороде. Староста городской общины Козьма Минин и князь Д.М. Пожарский собрали народное ополчение для освобождения Москвы от интервентов. К новгородскому ополчению примкнули русские города от Казани до Коломны. Противодействовали ополченцам казаки, сидевшие под Москвой и занимавшиеся преимущественно грабежами. В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве. Польские войска были полностью разбиты. Москва была освобождена от интервентов, польский король Сигизмунд III вынужден был отказаться от притязаний на русский престол.

Для преодоления последствий смуты в стране нужно было восстановить всю систему политической власти. В соответствии с представлениями того времени это было связано с избранием нового царя. В январе 1613 года в Москве собрались около 700 представителей русского боярства, дворянства, духовенства, выборные от 50 городов, от стрельцов и казаков. После долгих споров и препирательств выбор остановили на 16-летнем Михаиле Федоровиче Романове, кандидатура которого устраивала большинство представителей крупных боярских и дворянских кланов, духовенство и была достаточно популярной среди казаков и земских людей. 21 февраля он был торжественно провозглашен русским царем, и ему принесли присягу участники Земского собора и жители Москвы. Юный царь обещал управлять страной вместе с Земским собором, избравшим его на царствование..

Важным делом царя и патриарха стало восстановление местной системы управления. Отозвав воевод и восстановив выборную систему местного самоуправления, центральные власти столкнулись с проблемой недостатка людей, годных для управления на местах. Служилые дворяне находились на государственной службе или уклонялись от службы, произвол и взяточничество продолжали процветать, а местное население продолжало жаловаться на неэффективность властей. До конца своего правления Михаил Федорович так и не сумел создать эффективную систему управления страной, хотя последствия смуты были преодолены, российская государственность восстановлена.

Наиболее важным внутриполитическим решением царя стало принятие Земским собором Соборного Уложения в 1649 г. Оно представляло собой новый свод законов Российского государства, отражающий нормы государственного права, гражданского права, судоустройства и судопроизводства, имущественного права, уголовного права и целого ряда дополнительных правовых норм. Все эти правовые нормы защищали интересы имущих сословий, и в то же время ограничивали права боярства и духовенства. Новое законодательство превращало дворянское сословие в главную опору государственной власти и самодержца Всея Руси.

Были введены законодательные нормы, ограничивающие некоторые права духовенства и прежнего боярства. Для управления вотчинами монастырей и церкви создавался Монастырский приказ. Дворяне получили право искать своих беглых крестьян бессрочно. Дворянство закрепило за собой земли, ранее переведенные из поместья в вотчину..

Земский собор стал собираться царем по мере необходимости. Такая необходимость становилась все более редкой, поскольку после принятия Соборного Уложения царь как самодержец лично управлял государством на основе принятых законов. В его руках оказались все ветви власти. После одобрения царского решения о вхождении Украины в состав Российского государства в 1653 году Земский собор вообще перестал собираться. Потребностей «снизу» для его созыва не возникало, а желания «сверху» тем более.

Таким образом, XVII век в истории России стал временем оформления самодержавной власти, перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

После свержения Софьи в 1689 году Петр стал фактическим единоличным царем. Политические взгляды Петра I на протяжении всего периода его царствования оставались неизменными. Он считал, что сильное государство, это сильная самодержавная власть, организованная по военному принципу «командир и подчиненные». С самого начала своего царствования Петр считал себя абсолютным самодержцем. Он управлял страной посредством собственных указов, отвечающих его представлениям о государственных интересах и роли сословий в решении им поставленных задач. Поэтому он сразу же перестал созывать Боярскую думу и все вопросы внутреннего управления решал в своей собственной канцелярии (кабинете) с наиболее доверенными лицами.

Наиболее существенными изменениями в системе государственного управления в первый период царствования Петра стали: фактическое упразднение Боярской думы и создание

В 1711 году для руководства всей системой управления и для высшего суда был создан Правительствующий сенат. Он так же решал все вопросы государственного управления в отсутствие царя. Члены Сената назначались царем из числа наиболее доверенных лиц. Сенат выполнял законосовещательные функции, но сам принимать законы не имел права.

Одной из главных обязанностей Сената была забота о государственных доходах и расходах, а также обеспечение явки дворян на военную службу. Для этого в 1711 году в центре и на местах была учреждена должность фискалов, обязанных доносить в Сенат обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и всех прочих преступных делах, наносящих ущерб государству. В 1722 году была создана прокуратура во главе с генерал-прокурором. В его обязанности входил контроль всей работы Сената, его исполнительного аппарата, принятия и исполнения всех его решений. Прокуроры подчинялись только царю, они действовали от его имени и считались «государевым оком» в Сенате. Генерал-прокурору и обер-прокурору подчинялись прокуроры во всех других государственных учреждениях.

В 1719 году Петр I вновь вернулся к административной реформе. По его указу теперь страна была поделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернское деление сохранилось, но в руках губернаторов остались только военные и судебные дела.

Для окончательного уравнения сословий в государственной службе и стимулирования самой службы в 1722 году был принят «Табель о рангах». Все служебные должности были поделены на 14 рангов или классов, а сама служба разделена на воинскую, штатскую и придворную. Каждый человек начинал службу с нижнего чина (14-го) и мог дослужиться до высшего. Начальная служба была всесословной, но каждый, дослужившийся до 8 ранга, становился потомственным дворянином.

В 1721 году Петр упразднил патриаршество в России, заменив его соборным управлением. Из лиц духовного звания была создана государственная коллегия, получившая название Святейший Синод. Церковные деятели стали получать государственные оклады. Так церковные дела и сама церковь были подчинены интересам государства.

После победы в Северной войне 22 октября 1721 года Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, а государство превратилось в Российскую империю. Абсолютная власть царя и вся система абсолютизма в России были закреплены юридически.

Время от смерти Петра I до воцарения Екатерины II В.О. Ключевский назвал «эпохой дворцовых переворотов». За 37 лет российский трон занимали шесть монархов. Решающая роль в определении императоров принадлежала бывшим петровским вельможам и их собственным фаворитам

Время Екатерины II – время расцвета российской бюрократии, период укрепления и окончательного оформления дворянской империи и абсолютной самодержавной власти. Путем активной законодательной инициативы она хотела изменить существующие в стране порядки. По подсчетам историков, императрица издавала в период своего царствования в среднем по 12 законов в месяц.

Павел I определил порядок престолонаследия, понятие и права императорской семьи. Новый порядок предусматривал переход трона от отца к старшему сыну, а в случае бездетности государя к его старейшему брату. В государственном управлении Павел начал устанавливать новые порядки. Его главной целью было возвращение России к твердому самодержавному управлению. Павел отменил многие из прежних екатерининских преобразований, восстановил упраздненные коллегии, уменьшил число созданных губерний, ограничил местное дворянское самоуправление. Следствием недовольства высших кругов стал заговор и убийство императора.

Император Александр I стремился продолжить либеральную политику Екатерины II. «Негласный комитет» при императоре обсуждал проекты либеральных реформ в Российской империи. Их главной идеей было введение в России конституционного порядка. «Негласный комитет» восстановил прежний статус Сената как высшего административного и судебного органа империи. В 1802 году взамен восстановленных Павлом коллегий были созданы министерства. Вначале их было восемь: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Во главе министерств были поставлены преданные императору люди. Для руководства министерствами был создан комитет министров, в работе которого принимал участие сам император. Для обсуждения законов и важнейших государственных дел был создан «Совет непременный», состоявший из 12 назначаемых императором постоянных членов. В 1807 году в его окружении появился талантливый, хорошо образованный, имеющий практические навыки управления человек - М.М. Сперанский.

В 1809 году М.М. Сперанский представил императору проект государственных преобразований под названием «Введение к Уложению государственных законов». Он строился на двух основополагающих принципах: принцип разделения властей и принцип гражданских свобод. Предлагалось власть разделить на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и подотчетности исполнительной власти законодательной, а государство заново разделить на губернии, округа (уезды) и волости и создать новый порядок управления.

Основным законодательным органом государства должна была стать представительная Государственная дума. На местах законодательные полномочия принадлежали губернским, окружным и волостным думам. Представители волостных дум должны были составить окружные думы, а их представители соответственно губернские. Депутаты от губернских дум должны составить Государственную думу, которая должна ежегодно собираться в сентябре для обсуждения законов. Государственная дума не получала полных законодательных прав. После обсуждения законопроектов в Думе они должны быть обсуждены и одобрены Государственным советом, а потом утверждены императором. Только после этого они приобретали силу закона. Во главе государства оставалась «державная власть» монарха. При нем создавался Государственный совет, назначаемый лично императором. Император так же назначал министров и членов Сената.

Судебная система должна была строиться по тому же самому иерархическому принципу. Сенат как высшая судебная инстанция руководил деятельностью губернских, окружных и волостных судов.

Проект М.М. Сперанского вводил только начала конституционной монархии, 1 января 1810 года высочайшим указом был учрежден законосовещательный Государственный совет при императоре. В него вошли все министры, высшие государственные сановники по личному назначению императором. Но его деятельность была прервана вторжением наполеоновских армий в Россию.

После Отечественной войны 1812 г. Александр I фактически отказался от либеральных преобразований, вся внутренняя политика оказалась в руках А.А. Аракчеева.

Основная деятельность императора Николая I в первое время сводилась в основном к укреплению самодержавной власти путем ее централизации и бюрократизации. Государственный совет почти полностью потерял свое значение. Министерства стали чисто формальными распорядительными учреждениями. Новым органом, ставшим основным в государственном управлении, стала Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Она вмешивалась не только в светские, но и в духовные дела, следила за управлением губерниями, занималась всеми делами, которые император считал наиболее важными.

Кризис самодержавия в результате поражения в Крымской войне вынудил власти пойти на реформы. Реформы 60-70-х годов XIX века, названные великими, по сути своей ничего принципиально не изменили в системе государственного управления.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и некоторые права, кроме политических. Освобождение от крепостного права более 20 миллионов крестьян поставило перед государством проблему создания эффективной системы управления этой частью населения на уроне уездов и губерний. Решением стало создание системы земского самоуправления.

Ежегодно в губернском городе происходил съезд депутатов от земских собраний всей губернии. Под председательством губернского предводителя дворянства депутаты составляли губернское земское собрание.

По примеру земского с 1870 года на основе принятого «Городского положения» стало создаваться городское самоуправление. В городах учреждались городские думы, формируемые на выборной основе по куриям по имущественному цензу.

Одновременно проводилась судебная реформа. Она стала самой прогрессивной из всех великих реформ 60-70-х годов. Императорским указом вводились «Новые судебные уставы» для уголовного и гражданского судопроизводства и судоустройства.

Александр II намеревался установить в России конституционные начала, но 1 марта 1881 г. был убит террористами. Закончился период либеральных реформ, и страна вновь вступила в фазу консервативного правления.

Правление Александра III вошло в историю как период контрреформ. Были ограничены права земств, расширены права губернаторов. Была увеличена численность корпуса жандармов, создано «охранное отделение». Земским начальникам из числа поместного дворянства подчинялись все волостные суды, старосты. Они могли смещать старост и отменять решения сельских сходов, арестовывать и штрафовать крестьян, даже наказывать их розгами. Был упразднен выборный мировой суд, одно из главных достижений судебной реформы 1864 года.

Консервативную политику отца продолжил Николай II. Первые годы его правления ничего нового в управление государством не внесли. Под давлением революция 1905-1907 гг. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем царь обещал предоставить народам России гражданские свободы (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»), всеобщее избирательное право, созыв Государственной думы с законодательными полномочиями. Совет министров превращался в высшее правительственное учреждение, осуществляющее исполнительную власть. Одновременно учреждалось, что все законопроекты Государственной думы должны обязательно проходить через Совет министров и после его одобрения утверждаться царем. Председатель Совета министров назначался царем и был ответственен только перед ним.

Государственный совет имел равные права с Государственной думой, мог отклонять любой законопроект, принятый Думой. После одобрения в Государственном совете законопроекта, принятого Государственной думой, он поступал на утверждение царю, и только после этого становился законом. Состав Государственного совета формировался на смешанной основе: половина его членов была выборной от земств, дворянских собраний, духовенства, крупной буржуазии, Академии наук и университетов; вторая половина назначалась царем из членов монархических партий и крупных чиновников.

Наиболее существенным в изменении всей системы государственного устройства стал утвержденный Николаем II 23 апреля 1906 года новый свод «Основных государственных законов», представлявший подобие конституции Российской империи. В нем фиксировались произведенные в 1905-1906 гг. изменения в государственной системе власти и новые законодательные положения, позволяющие императору проводить единоличные решения по всем важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. После принятия нового свода законов Россия фактически стала конституционной монархией, или, как ее чаще называли, думской монархией.

Новый этап государственных реформ связан с именем П.А. Столыпина. Но ни высшие власти во главе с царем, ни широкие массы народа эти реформы не приняли, более того, преобразовательная деятельность реформатора закончилась его убийством.

Поражения России в 1 мировой войне создали оппозицию самодержавию. В 1915 году сформировался Прогрессивный блок из числа депутатов Государственной думы и Государственного совета, представлявших октябристов, прогрессистов, кадетов и представителей националистических партий. Они потребовали от царя создания правительства общественного доверия, ответственного перед Государственной думой. Русская буржуазия и средние слои не хотели полной ликвидации самодержавия. Их устраивала сложившаяся в России политическая система в форме конституционной монархии.

В конце февраля 1917 г. произошла новая революция, приведшая к свержению самодержавия в России. 27 февраля для наведения порядка в Петрограде Совет старейшин Думы принял решение создать Временный комитет с неограниченными полномочиями. В него вошли представители всех политических партий, кроме правых, которые утратили свое влияние и фактически ушли с политической арены, и крайних «левых». Временный комитет Государственной думы заявил, что берет на себя организацию новой власти в стране до созыва Учредительного собрания, которое должно принять окончательное решение о форме государственного устройства России. В этот же день был создан Петроградский совет народных депутатов. В стране установилось двоевластие.

1 марта Временный комитет окончательно определился с составом Временного правительства, которое должно управлять страной до Учредительного собрания. Его главная задача – организовать и провести выборы в Учредительное собрание, попутно решая текущие вопросы внутренней и внешней жизни государства. Председателем Совета министров и министром внутренних дел стал князь Г.Е. Львов.

В этих условиях 2 марта царь ради сохранения монархии подписал Манифест «Об отречении Николая II от престола Государства Российского и о сложении с себя верховной власти». В нем он отрекся от престола не только от своего имени, но и от имени сына Алексея, назначив своим преемником брата Михаила. 4 марта на переговорах с членами Временного комитета великий князь Михаил Александрович объявил, что он примет трон только по решению Учредительного собрания, если таковое будет принято. Монархия в России прекратила существование.

Временное правительство решение принципиальных вопросов откладывало до созыва Учредительного собрания. Народ же не хотел ждать. Противостояние народа и власти все больше обострялось. С марта по 4 июля 1917 года Россия была самой демократической страной в мире, но эта была демократия, больше похожая на анархию. Ни буржуазное Временное правительство, ни Советы не обладали всей полнотой власти, поэтому управления государственными делами фактически не существовало.

Законодательно были закреплены демократические права и свободы граждан, был преобразован государственный аппарат. 1 сентября Россия была провозглашена республикой.

Временное правительство назначило сроки выборов в Учредительное собрание на 17 сентября, а его созыв на 30 сентября. Опасаясь поражения на выборах, оно избрало тактику затягивания выборов до укрепления своих позиций в обществе, и 9 августа перенесло сроки выборов на 12 ноября, а созыв Учредительного собрания на 28 ноября. С 7 августа начали работу избирательные комиссии, стали составляться списки избирателей, кандидатские списки политических партий. Под давлением народа

Осенью 1917 года ситуация в стране стала катастрофической. В России назревал новый системный кризис, выходами из которого могли быть либо жесточайшая диктатура, либо новая революция.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал