Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление в Советский период.






Неспособность и нежелание Временного правительства решать самые главные вопросы общественной жизни России стали главной причиной нового системного кризиса, приведшего к социалистической революции большевиков. Утром 25 октября ВРК объявил, что власть в Петрограде перешла в руки Временного революционного комитета как органа Петроградского совета, и что Временное правительство низложено. ВРК призвал население России брать власть на местах в лице местных Советов. II Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 505 голосами из 670 делегатов взял всю власть в государстве в свои руки и объявил Россию республикой Советов. Предложение о создании «однородного социалистического правительства» с участием всех левых партий не получило поддержки. К марту 1918 года почти на всей территории России Советская власть в форме диктатуры пролетариата в союзе с трудовым крестьянством была установлена.

Высшим законодательным органом власти в государстве объявлялся Съезд Советов. В промежутках между съездами высшую власть должен осуществлять Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов. Правительство считалось временным до созыва Учредительного собрания.

Принятая 2 ноября 1917 года ВЦИКом «Декларации прав народов России», провозгласила равенство всех наций и их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. От России отделились Польша, Финляндия и Турецкая Армения.

Для укрепления своей власти большевикам надо было создать новый аппарат, выражавший интересы народных масс. Из-за саботажа чиновников им пришлось создавать новые наркоматы, привлекая на работу в них передовых членов партии, рабочих, солдат и матросов, которым приходилось учиться управлению в процессе решения массы практических дел. На местах при Советах создавались исполнительные комитеты (исполкомы) с рядом отделов, руководивших различными сторонами общественной жизни.

Для охраны порядка в стране вместо царской полиции и милиции Временного правительства была создана рабочая милиция, принят декрет о суде, отменяющий старую систему судопроизводства и устанавливающий новый рабоче-крестьянский суд. Были отменены царские законы и законы, принятые Временным правительством. Для борьбы с контрреволюцией и саботажем чиновников создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Декретами ВЦИК были созданы на добровольных началах Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянский Красный флот.

Завершающим этапом формирования политической системы советского государства стал разгон Учредительного собрания. В результате выборов, в которых участвовало 45 миллионов человек (меньше половины внесенных в избирательные списки), (40, 4%) получили эсеры, 24% - большевики, 4, 7% - кадеты, 2, 6% - меньшевики. Всего в выборах участвовало около 50 политических партий. Совет Народных Комиссаров подтвердил созыв Учредительного собрания на 5 января 1918 года. Большинство делегатов отказались признать Советскую власть и ее преобразования и потребовали передать власть Учредительному собранию. В ответ ВЦИК Советов предложил утвердить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой содержалось признание Советской власти, подтверждение декретов о мире и о земле, одобрение внешней политики советского правительства и подтверждение основных прав и свобод граждан России. После отказа большинства признать этот документ, большевики и левые эсеры покинули заседание Учредительного собрания. После этого ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания как не выражающего волю большинства российского народа. 6 января декретом ВЦИК оно было распущено.

III Всероссийский съезд Советов утвердил федеративные принципы национально-государственного устройства, закрепил их новым названием страны – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Были одобрены законы о социализации земли, в названии Советского правительства слово «временное» было снято. Съезд одобрил решение ВЦИК о роспуске Учредительного собрания и лишил его делегатов всех полномочий. Новому составу ВЦИКа, в который вошли кроме большевиков и левых эсеров 143 представителя других левых партий, было поручено разработать основные положения конституции страны. На V съезде Советов 10 июля 1918 года она была утверждена в качестве основного закона РСФСР. Высшим органом власти в стране объявлялся Всероссийский съезд Советов.

В годы гражданской войны для концентрации всех сил и средств республики для сохранения завоеваний Советской власти была введена политика «военного коммунизма». С ее помощью большевикам удалось мобилизовать и использовать все ресурсы страны, привлечь массы на свою сторону, что не сумело сделать белое движение. Выступая за реставрацию самодержавия и помещичьего землевладения, за возвращение национальной буржуазии и иностранному капиталу фабрик и заводов, оно оттолкнуло от себя трудящиеся массы и потерпело поражение. Гражданская война закончилась полной победой Советской власти во главе с большевиками.

Последствия гражданской войны были тяжелыми. Распался союз рабочего класса с трудовым крестьянством, произошло деклассирование рабочего класса, ослабла социальная база диктатуры пролетариата. Фактически власть сосредоточилась в руках партии большевиков, насчитывавшей в это время 730 тысяч человек. В огромной стране она могла осуществлять власть, только используя методы принуждения. Все это вызывало массовое недовольство политикой советской власти.

X съезд РКП(б) в 1921 году принял принципиальное решение о смене курса внутренней политики, получившего название «новой экономической политики» (НЭП). «Военно-коммунистические» методы управления хозяйством заменялись экономическими методами. Допускалась многоукладность экономики. Важной частью нэпа стало изменение системы управления государственной промышленностью. Был создан Госплан – Государственная плановая комиссия, для стратегического планирования развития экономики страны в целом. Функции ВСНХ были децентрализованы.

В декабре 1922 года советские республики высказались за федеративное устройство государства. 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР, принял Декларацию и Договор об его образовании. Высшим законодательным органом власти был провозглашен Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между съездами – ЦИК СССР. Органом исполнительной власти остался Совет Народных Комиссаров. II Всесоюзный съезд Советов (1924 г.) принял Конституцию СССР. ЦИК был разделен на две палаты – Союзный Совет и Совет Национальностей. ЦИК СССР мог издавать декреты и постановления, обязательные для исполнения на всей территории государства. При СНК СССР создавались общесоюзные наркоматы, единый Госплан, Госбанк. Конституция устанавливала единое гражданство для населения всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва.

Одним из методов строительства социализма в СССР стали массовые репрессии. На их масштабы и методы проведения оказала влияние личность И.В. Сталина, во имя достижения цели готового пожертвовать миллионами людей. Постепенно личная власть Сталина как диктатора, облеченного безграничными полномочиями, превращалась в систему абсолютизма, построенную на массовом терроре, беспрекословном подчинении народа власти, полном пренебрежении правами и свободами граждан, превращении их в простые «винтики» государственного механизма. Серьезные изменения происходили в самой правящей партии и руководстве государством. Слабые ростки демократии все больше уступали место административно-командной, бюрократической системе управления. С 30-х годов усиливаются тоталитарные черты Советской власти, проявляющиеся в режиме личной власти вождя. Страх, террор и демагогия стали основными методами управления народом, которого силой загоняли в социализм.

Кровавые чистки партии создали полное единогласие, почти военную дисциплину, прямое администрирование в ВКП(б). Высшая власть концентрировалась в руках Политбюро ЦК ВКП(б), а фактически в руках Сталина. Они определяли все направления внутренней и внешней политики, выступали главным судьей, непосредственно руководили принятием и исполнением решений на всех уровнях, контролировали всю пирамиду власти. Партийные структуры подменяли государственные, хозяйственные и другие структуры управления, диктовали им свою волю.

VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. принял новую Конституцию СССР. Она закрепила победу социализма в СССР в основном. Его политическую основу составляли Советы депутатов трудящихся, обеспечивающие равенство всего народа в выборе органов власти. Высшим законодательным органом власти становился Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат – Совета Союза и Совета национальностей. В промежутках между их созывами высшую власть осуществлял Президиум Верховного Совета СССР. В то же время провозглашалась руководящая роль ВКП(б) в жизни государства и общества.

С началом Великой Отечественной войны вся власть в стране была сосредоточена в руках Государственного Комитета Обороны (ГКО) во главе со Сталиным, который одновременно занял посты председателя СНК и наркома обороны, тем самым, сосредоточил в своих руках всю государственную, партийную, военную власть. Для укрепления Красной Армии было решено усилить политическую работу в войсках.

С переводом экономики на военные рельсы было связано преобразование структуры государственного управления промышленностью. Были созданы специальные наркоматы по военному производству. При СНК и Госплане были созданы отделы, секторы и группы по координации и руководству выпуском определенных видов военной продукции. На крупных военных предприятиях работали парторги ЦК и уполномоченные ГКО, наделенные огромными полномочиями. Сталин лично координировал их работу и требовал отчета о выпуске продукции почти каждый день.

Советский народ после окончания войны ожидал значительных перемен в политической жизни страны, надеялся на изменение методов управления страной, на демократизацию власти, прекращение репрессий, на улучшение его материального и духовного положения. Некоторые ограничения военного времени были устранены. Государство вернулось к прежней системе Советской власти при руководящей и направляющей роли коммунистической партии. Но это возвращение было скорее формальным. В 1946 году прошли перевыборы Советов всех уровней. Совет Народных Комиссаров был преобразован в Совет Министров, а наркоматы в министерства. В стране окончательно установилась власть партийно-государственной номенклатуры. Высшие чиновники во главе со Сталиным решали все вопросы внутреннего и внешнего развития страны. Главными репрессивными органами были МГБ и МВД. Их влияние на всю жизнь общества было огромным. Подчиняясь непосредственно Сталину как Председателю Совета Министров, они превратились в органы тотального контроля за гражданами страны, искореняли всякое недовольство и инакомыслие.

Руководящей силой общественно-политической жизни СССР оставалась коммунистическая партия. Она руководила деятельностью профсоюзов и комсомола как «приводных ремней от партии к массам», и с их помощью всем советским народом. Партия строилась на основе железной дисциплины, в ней не допускалось инакомыслие, оппозиционные настроения.

5 марта 1953 года умер И.В. Сталин. Вместе с ним постепенно ушла созданная им система власти, эпоха террора и принудительных форсированных методов строительства социализма в СССР. 6 марта 1953 года на заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР взят курс на коллективное руководство партией и государством. Председателем Совета Министров СССР был назначен Г.М. Маленков, его заместителями Л.П. Берия, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович и В.М. Молотов. В высшем руководстве партии был создан единый орган – Президиум ЦК КПСС. Н.С. Хрущеву было рекомендовано сосредоточить всю свою работу в ЦК КПСС, позднее он стал его 1 секретарем. Обновленное руководство заявило об изменениях стиля и методов руководства страной.

Переход от административно-командной системы власти к демократическим формам управления страной был сложным, непоследовательным. Изменения произошли на XX съезде КПСС, состоявшемся в 1956 году. Хрущев осудил массовый террор, развязанный Сталиным в 30-50-е годы, нарушения принципов коллективного руководства, злоупотребление властью, утрату государственного контроля за деятельностью органов внутренних дел и госбезопасности. Но десталинизация режима и либерализация административно-командной системы власти не затронули ее основ. Они только убрали наиболее одиозные проявления сталинизма. Поворот в сторону народа не стал курсом партии и государства. Этого не хотела партийно-государственная номенклатура, защищавшая свои собственные интересы. Она не допустила радикальных реформ, которые попытался осуществить Хрущев, вошла в прямую к нему оппозицию и, в конечном итоге, сместила самого реформатора, осмелившегося посягнуть на ее безграничную власть и привилегии.

Смещение Н.С. Хрущева окончательно закрепило власть партийно-государственной номенклатуры в стране. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, председателем Совета министров А.Н. Косыгин. Новая правящая элита выступала за стабильность и порядок в стране, за сохранение своей власти без хрущевских экспериментов. Съезды КПСС, проходящие в соответствии с Уставом партии, раз в 4-5 лет принимали все новые декларации, директивы по очередным пятилетним планам, решения об улучшении жизни советского народа.

Отход от прежнего курса выражался в возврате к «мягкому сталинизму». Государственное администрирование, аппаратные методы управления, жесткое навязывание обществу политических и идеологических доктрин, политическая демагогия, директивное планирование сопровождались относительно мягкими репрессиями против недовольных. Критики советской системы немедленно изолировались от общества, для них было два выхода – тюрьма или высылка за границу с лишением советского гражданства.

Середина 80-х годов в СССР стала рубежом между прежней административно-командной системой власти партийно-государственной номенклатуры и ограниченным народовластием в рамках идеи развитого социалистического общества. В стране все отчетливо проявлялись признаки системного кризиса. Социализм не сумел доказать свое историческое преимущество перед капитализмом и фактически был обречен.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. На 80% обновился состав Политбюро и ЦК КПСС за счет «омоложения» руководящих кадров. Новые лидеры понимали всю необходимость модернизации советской модели социализма, но не имели не только четких представлений, но даже более или менее продуманных планов и программ для этого. Отсутствие четких пониманий сущности и содержания перестройки привело руководство страны, и в первую очередь, самого М.С. Горбачева к борьбе за сохранение собственной власти. Его личные амбиции стали превалировать, а интересы страны и ее народа отошли на дальний план. За четыре года сама концепция перестройки пересматривалась и обновлялась 4 раза. Это и стало ее концом, основной причиной краха всей советской системы.

Основными условиями перестройки и ускорения XXVII съезд КПСС назвал дальнейшую демократизацию общества, что предполагало повышение роли Советов, укрепление социалистического государства, демократизацию всей системы управления, усиление контроля, развитие непосредственной демократии, повышение роли общественных организаций и трудовых коллективов в решении общегосударственных и местных задач. Впервые руководители партии и государства заговорили о гласности, законности, правах человека, совершенствовании избирательной системы в СССР.

До 1988 года политическая система СССР сохранялась в неизменном виде. Заявления руководителей партии и государства оставались больше декларациями, чем реальными переменами. Изменения в структуре власти начались после XIX Всесоюзной партийной конференции и 12-й внеочередной сессии Верховного Совета СССР. Летом 1988 года началась реформа политической системы СССР. Ставились задачи максимального развития самоуправления народа, создания условий для полного проявления инициативы граждан, коллективов, органов власти и управления, выявления общественного мнения, интересов населения, обеспечения защиты прав и свобод граждан при выполнении ими гражданских обязанностей, свободного выражения мнений, получения полной, правдивой информации, свободы печати и средств массовой информации. Предполагалось, что преобразования должны происходить в рамках действовавшей социалистической законности.

12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла дополнения и изменения в Конституцию СССР, главными из которых были изменения избирательной системы, принципов функционирования государственных органов, провозглашение Съезда народных депутатов СССР высшим органом законодательной власти. Из его состава формировался двухпалатный парламент – Верховный Совет СССР в качестве постоянно действующего законодательного и контролирующего органа. Верховный Совет состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Ему подчинялся Совет Министров как орган исполнительной власти.

26 марта 1989 года прошли первые альтернативные выборы депутатов 1 Съезда народных депутатов СССР. 2250 депутатов избирались по весьма сложной системе – 2/3 по территориальным округам, 1/3 от общественных организаций. Такая система давала возможность партийным и государственным чиновникам избираться в высший орган власти и сохранять в нем свое влияние. Главой государства – Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев, его заместителем А.И. Лукьянов. Депутаты избирались на 5 лет.

Уже в 1987 году появились первые неформальные, постепенно политизирующиеся организации, из которых спустя два-три года выросли политические партии – Демократическая, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая, Российский народный фронт и многие другие. К 1991 году их насчитывалось уже более пяти десятков. В стране стало расти демократическое движение. Боясь потерять свою власть, М.С. Горбачев, с одной стороны, все дальше шел на уступки оппозиционным силам, а с другой стороны стал требовать расширения собственных полномочий для «дальнейшего проведения реформ». Самой серьезной уступкой стала отмена в марте 1990 года 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе. С этого времени позиции коммунистов во всех сферах жизни общества стали заметно падать.

На первом съезде народных депутатов РСФСР Б.Н. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета, его первым заместителем стал Р.И. Хасбулатов. На съезде был принят манифест о суверенитете РСФСР, за который проголосовали как демократы, так и коммунисты. Призыв Б.Н. Ельцина «брать полномочий, сколько сможете взять» разрушил всю государственную систему власти. К экономическому хаосу добавился политический хаос. В этих условиях в окружении М.С. Горбачева родилась идея введения в СССР института президентства с широкими полномочиями. 14 марта 1990 года на Чрезвычайном съезде народных депутатов СССР первым президентом СССР был избран М.С. Горбачев. При нем были созданы совещательные органы – Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, имевшие силу закона. В феврале 1991 года был учрежден пост вице-президента, на него был избран Г.И. Янаев. Президент М.С. Горбачев получил дополнительные полномочия, в том числе в его непосредственное подчинение перешел преобразованный Кабинет министров. Учреждение президентского поста в СССР повлекло за собой появление аналогичных постов во многих союзных и автономных республиках. 12 июня 1991 года состоялись выборы президента РСФСР, принесшие победу Б.Н. Ельцину. Вице-президентом стал А.В. Руцкой.

В 1991 году вопрос о существовании Советского Союза стал центральным в политической жизни страны. В апреле-мае прошли переговоры М.С. Горбачева с руководителями 9 союзных республик о разработке нового союзного договора. Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия от участия в переговорах отказались, заявив о своем выходе из состава СССР. Участники переговоров согласились с идеей создания обновленного Союза в форме Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. В руках Центра оставались только вопросы обороны, финансов, внутренних дел. Часть вопросов переходила в их совместное ведение – принятие новых законов, налоговая политика, отчисление налоговых поступлений в пользу Центра, их расходование. Остальные полномочия передавались республикам. Предусматривалось принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 года часть высшего руководства страны объявила о введении чрезвычайного положения в стране сроком на 6 месяцев. Было объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), в который вошли высшие должностные лица страны. В Москву были введены войска.

Против ГКЧП выступили руководители Российской Федерации. Они охарактеризовали действия ГКЧП как реакционный, антигосударственный и антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны, все его указы объявлялись не имеющими юридической силы на территории РСФСР. В Москве и других городах России были организованы митинги и демонстрации, у здания Верховного Совета РСФСР построены баррикады, для его защиты было собрано население, сочувствующее демократам. ГКЧП не поддержали руководители союзных республик, в большинстве краев и областей РСФСР местные власти заняли выжидающую позицию. В итоге «путч» был подавлен.

В сентябре все союзные республики подтвердили свой суверенитет. Высшими органами власти в них стали Верховные Советы, реальная власть стала концентрироваться в руках избранных республиканских президентов. Верховный Совет СССР утратил свое значение, очередной съезд народных депутатов СССР в сентябре 1991 года заявил о своем самороспуске. После этого Верховный Совет СССР фактически перестал функционировать.

8 декабря 1991 года руководители России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) на совещании в Беловежской пуще приняли решение о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря на совещании в Ашхабаде (Туркмения), поставленные перед фактом, согласились с роспуском СССР президенты республик Средней Азии и Казахстана. 21 декабря на встрече в Алма-Ате представители 11 бывших республик СССР приняли Алма-Атинскую декларацию, провозгласившую образование СНГ. В него вошли в качестве независимых государств Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Узбекистан. История СССР на этом закончилась.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.