Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная политика государства






Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется структура экономики. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условии перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношении — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

Инструментами государственного регулирования должны стать:

- социально-экономические и научно-технические прогнозы го­сударственной политики в области финансов, цен, денежного обра­щения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

- государственно-административные, общеэкономические и ры­ночные регуляторы;

- федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

- государственные заказы и современные контрактные системы;

- индикативные механизмы и регуляторы деятельности госу­дарственных предприятий и организаций и других форм собствен­ности;

- механизм интеграции регуляторов и структур.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся:

- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

- координация инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллек­туальной собственности;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование научно-инновационной инфраструктуры;

- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

- обеспечение социальной и экологической направленности ин­новаций;

- повышение общественного статуса инновационной деятель­ности;

- региональное регулирование инновационных процессов;

- регулирование международных аспектов инновационных про­цессов.

К формам государственной поддержки научной и инновацион­ной деятельности относится следующие:

- прямое финансирование;

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым вне­дренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

- снижение государственных патентных пошлин для индивиду­альных изобретателей;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Центральное место в системе прямого государственного регу­лирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосудар­ственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоце­левого характера. В целях диверсификации инновационных вло­жений государства возможно создание специализированных госу­дарственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первона­чального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инноваци­онную продукцию. Эффективность инновационных процессов по­вышается при использовании механизмов конкурсности в распре­делении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов.

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулирова­нию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприя­тия и организации, общественные организации, сами на­учные работники и инноваторы, смешанные образования.

 

ДИСЦИПЛИНА «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.