Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение и сущность права






 

Право, как и государство, производно от общественного развития: «право в силу тех же причин, что и государство, появляется в мире и под воздействием тех же экономических, социальных, политических процессов изменяется».

Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Общим знаменателем различных научных представлений о праве выступают положения о том, что право – социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; что право в нормативной форме призвано отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом; что право является мерой поведения установленной и охраняемой государством.

Термином «право» определяют различные аспекты общественных отношений: систему юридических норм (объективное право); совокупность всех правовых явлений (правовая система); официально признанные возможности (например, право на образование, на защиту от безработицы); социально–правовые притязания людей (например, право народов на самоопределение). Поэтому для адекватного восприятия смысла требуется учитывать контекст. Словом «право» зачастую характеризуются также неюридические феномены: моральное право, обычное право, религиозное право.

Отметим, что нет единого для всех времен и народов ответа на вопрос: что есть право. Представления о праве изменчивы, как изменчиво само право. Многообразие правовых реалий порождало и многообразие научных теорий.

Согласно теории естественного права (Сократ, Аристотель, Г.Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др.) в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением.

Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно–правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право – таков основополагающий принцип данной теории.

Психологической теорией права также признаются два вида права. Основоположником данной теории является российский правовед Л.И. Петражицкий. Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, «императивно–атрибутивные» эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности. Именно такие психологические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом (Бирлинг, Кнапп, Тард, Мэрилл, Росс, Оливеррон).

В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно–правовых актов. Законы могут влиять на интуитивное право человека, на процессы формирования его воли. Тем не менее, они не всегда доминируют в принимаемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установлениям официального права. Следовательно, действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных предписаний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека и не только его.

В нормативистской (абстрактно-нормативной) теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно–правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав.

Требование законности, т.е. неукоснительного исполнения действующих нормативно–правовых актов относится ко всей без всякого исключения государственным органам, должностным лицам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных нормативно–правовых актов, применяются меры государственного принуждения.

Представители этой теории (Кельзен, Штамлер) весьма негативно относятся ко всяким попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно–правовых предписаний.

Историческая школа (Г.Гуго, Савиньи, Пухта и др.) в отличие от позитивистов понимала право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.

Для социологической теории право – это в первую очередь конкретика, реальность, подлинные общественные отношения, реальное поведение людей, регулируемое правом (Эрлих, Муромцев, Паунд, Фрэнк).Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право. Эта теория хорошо согласуется с ослаблением директивной роли государства, с ограничением вмешательства государства в экономику, с децентрализацией управления.

Согласно реалистической теории право есть защищенный государством интерес, оно ничто без государственной власти (Иеринг).

Сегодня сущность права нужно искать с позиций современной правовой действительности.

На современном этапе человеческой истории (XX–XXI вв.) противостоят два подхода к пониманию права. Первый подход: право (как и государство) – симптом расколотого общества, орудия насилия, средства подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными. Второй подход: право (как и государство) – средство общественного компромисса, орудия снятия общественных противоречий, механизм управления общественными делами. Противоречие отнюдь не теоретическое. В теории лишь отражалось противоречие путей развития общества. Первый теоретический подход опирался на практику одних стран и был верен для них, верен в том смысле, что адекватно отражал общественную практику, соответствовал ей. Второй был верен для других стран и их практического опыта.

Особое значение имеет этот вопрос для выяснения сущности права. При любом подходе к праву в нем признается определенный общественный порядок, право выступает в качестве общественного средства, обеспечивающего порядок в обществе. Также несомненна и специфика права как общественного регулятора: оно выделяется своей обязательностью для членов общества, правовые установления обладают потенциальной принудительной силой.

Обязательность права – его необходимое качество, без обязательности право утрачивает свою индивидуальную определенность среди других регуляторов. О природе такой обязательности можно спорить, но само это качество отрицать нельзя, без обязательности права нет.

Таким образом, право-это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве, регулирующая общественные отношения.

Право обладает общими и специфическими признаками. Суть общих признаков заключается в том, что право сотоит из нормативных установок, выражает идеи справедливости, отражает власть государства, порядок в обществе, регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства. Праву присущи следующие специфические признаки.

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются общеобязательными. Суть данного признака заключа­ется в констатации такого свойства права, как распространение его на всех физических и юридических лиц, на все государственные и муниципальные образования, находящиеся на территории госу­дарства. Это свойство права обусловлено верховенством и не­зависимостью (суверенитетом) государственной власти, от ко­торой в основном и исходят нормы права. При том, что право как система всех правовых норм распространяется на всех и каждого, круг адресатов конкретных правовых норм может быть различен: так, норма, устанавливающая налог на физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных на­логов, имеют силу только в отношении субъектов, проживаю­щих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы, корпоративные действуют в отношении ра­ботников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них. Сфера действия других социальных норм, как правило, гораздо уже: так, например, религиозные предписания обязательны только для принадлежащих к соответствующей ре­лигии. Эстетические нормы приемлют лишь те люди, чьим вку­сам они созвучны, политические нормы применимы лишь для членов той или иной политической партии и для людей, разде­ляющих ее политические установки, и т. п.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется госу­дарством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государствен­ного принуждения к исполнению, а также применения мер ответ­ственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, ко­торое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выра­жаться не только в виде наложения мер юридической ответст­венности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентив­ных, восстановительных, воспитательных и других мер государ­ственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрес­сивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — вот главный признак, позволяющий отличить право от других со­циальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значитель­ная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законода­тельства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы мора­ли и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенно­стью. Она проявляется не только в том, что правовые предписа­ния находят письменное выражение в различных юридических до­кументах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью[1], т. е. пре­дельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработан­ных столетиями применения и использования правил законода­тельной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственно­сти за совершенное правонарушение. Формальная определен­ность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного тол­кования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (грани­ца) и частицы «за», означающей предел движения, предел по­ступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, причем систему, разветвленную и детализированную, отличаю­щуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права, нормы морали, обычаи за­крепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законо­дателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные пред­посылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. При­чем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юриди­ческих норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы «не работают», не действуют.

Признаки, отличающие право, помогают понять его специфику как одного из регуляторов общественных отношений. Основными направлениями юридического воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается назначение права в жизни общества, являются регулятивная и охранительная функции права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.