Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Период ранней римской литературы (240 – 82 гг. до н.э.).






В Древнем Риме письменная литература возникает как литература исключительно переводная – вольное переложение греческих образцов с учётом особенностей латинского языка и римской культуры. Появление в Риме поэта – профессионала и признание за ним права на литературную собственность – прямое следствие эллинизации и распространения письменной культуры в римском обществе.

Первые римские поэты были людьми низкого социального положения и уроженцами нелатинских областей Италии. Профессия поэта была не только не престижной, но и столь презираемой знатью.

Первый известный римский поэт - Ливий Андроник (около 284-204 гг. до н.э.) для нужд преподавания перевёл на латинский язык сатурнийским стихом “Одиссею” Гомера, сочинил гимн богине Юноне, выразив римское содержание через лирическую форму греков-парфений. Пять трагедий (“Ахилл”, “Аякс-биченосец”, “Троянский конь” и др.) написаны на сюжеты троянского цикла мифов и являются переложениями греческих классических трагедий V в. до н.э. Заслугой Ливия является усвоение греческих размеров – ямбов и трохеев (хореев), он приспособил их к законам латинской фонетики.

Большой славой пользовался Гней Невий (около 270-200 г. до н.э.) как комик. Театральные произведения, занимавшие центральное место в литеральной деятельности Невия, стали причиной его личных бедствий. Комедии поэта изобиловали политическими намёками и резкими выпадами против знати. В трагедиях же Гней подражал грекам, обрабатывал темы из троянского цикла, но сумел выступить новатором, попробовав написать пьесы, в которых действующие лица являются в римском сенаторском костюме (“Воспитание Ромула”, “Кластидий”). Он первый применил к обработке греческих пьес очень важный приём “контаминации” (создание из 2-х греческих пьес одной римской). Введя национальный материал в греческие драматические формы, закрепил этот опыт в поэме “Пуническая война”, в котором участвовал лично.

Квинт Энний (239-169 гг. до н.э.) явился создателем латинского гексаметра. Именно он установил основные законы размера, даровав римским поэтам подходящий стих для высокой поэзии. Творческий диапазон его широк: создавал эпос, трагедии на темы греческой мифологии и претексты (“Александр”, “Сабинянки”) комедии, дидактические и философские сочинения(“Protrepticus”, ”Epicharmus”), поэмы (“Анналы”), сатиры, эпиграммы.

Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) впервые в римской историографии начал использовать латинский язык. В своём произведении “Начала” автор огромной значение придаёт истории италийских городов, чьи жители сыграли не маловажную роль в победах Рима. Книга “О земледелии”-первый полностью сохранившийся памятник латинской прозы.

В Риме трагедии и комедии ставились на играх, имевших официальный или частный характер. Тит Макций Плавт (около 250-184 гг. до н.э.) пользовался огромным успехом у римских зрителей. Его перу приписывалось до 130 комедий, но авторство поставлено под сомнение. Римский учёный Варрон выделил всего лишь 21 комедию – бесспорно принадлежавшую Плавту. Он был первым римским поэтом, который писал только комедии с греческим сюжетом. Посвятил себя сочинению паллиат, сюжеты которых однообразны и традиционны, будь то проделки ловких рабов (“Псевдол”), обманывающих скупых стариков или же освобождение девушки влюблённым юношей из рук сводника(”Куркулион”).

Театр Публия Теренция (около 190-159 гг. до н.э.) выражал художественные вкуса узкого аристократического кружка Сципиона (разрушитель Карфагена, объединил вокруг себя поклонников греческой культуры). До нас дошли 6 комедий Теренция: ”Девушка с Андроса”, “Самоистязатель”, “Евнух”, “Формион”, “Свекровь” и “Братья”. Сюжеты комедий являются традиционными для новой аттической комедии римской паллиаты с обязательными похищениями, добрачными связями и сценами узнавания. Теренций стал первым использовать пролог в полемических целях (чтобы ответить на обвинения своих литературных противников и в частности на него самого).

Первый римский поэт из высших социальных слоёв Гай Луцилий (около 180-102 гг. до н.э.) сделал окружающую его действительность и собственную жизнь, главным объектом его поэзии, рассказывая обо всём, что его волнует. Его сатира пестрит рассуждениями о самых разных вопросах общественной и культурной жизни: об истории, политике, философии, этике, религии, медицине и пр. Сатира Луцилия – орудие критики общества.

III. Литература конца Республики (82-43 гг. до н.э.).

Материал для сатиры Луцилия, так и бурный конец республики содействовал возрождению сатиры. В области драмы старые виды трагедии и комедии начали вымирать, а любимым зрелищем были драматизированные фарсы, имевшие народную основу. Возникает и процветает лирическая поэзия, начало которой положил Валерий Катулл.

Тит Лукреций Кар (98 - около 55 г. до н.э.) своём основном труде — философская поэма «О природе вещей» (лат. De rerum natura) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму, посвятив её Меммию (претор). Адресована поэма правящей элите, далёкой от учения Эпикура.

Гай Валерий Катулл (около 84 – 54 г. до н.э.) - самый первый римский поэт. Создал 116 стихотворений, в которых есть и шутливые и ироничные, такие как – восхваление Цицерона, ругательные, и обращённые к друзьям. Известен цикл стихов к Лесбии (в реальной жизни Клодия, вдова консула Метелла). Есть также масса озорных стихов, веселых эпиграмм (в том числе на самого Цезаря), мистическая поэма " Аттис" о культе Великой Матери Кибелы. Согласно мифу, умер от неразделенной любви, но это только миф.

Последний период римской республики ознаменован большими успехами в области поэзии. Ещё более развилось - отчасти вследствие обострения партийной борьбы – ораторское искусство.

Марк Антоний родился в 143 г. до н.э. и был убит марианцами в 87 г., причём голова его (как впоследствии голова Цицерона) была выставлена на ораторской трибуне. Громадная память позволяла оратору с полной точностью воспроизводить речи, им написанные, а обладание пафосом в величайшей мере потрясало слушателей.

Выше Антония Цицерон ставил Луция Лициния Красса (140 – 91 г. до н.э.) – человека образованного, большого знатока права, обладающего остроумием, точным, изящным языком. Оратор сделал своим преемником Квинта Гортенсия Гортала (114 – 50 гг. до н.э.) – обладателя двух разновидностей азиатского стиля. Феноменальная память делала его опасным для его противников, а в позах и жестикуляции, по словам Цицерона, было больше искусства, чем это нужно для оратора.

Марк Туллий Цицерон (родился в 106 г. до н.э.) является автором 57 речей, дошедших до нас и 20-ти более или менее значительных отрывков (Cluentio Habito (66 г.) – важна для истории уголовного процесса). Им был написан ряд сочинений по теории и истории красноречия (De inventione, De oratore). Из популярно-философских сочинений интересны прежде всего политические трактаты De re publica и De legibus.

Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.) – человек, который стоял в самом центре событий эпохи кризиса Римской республики, вместе с тем – один из величайших римских историков. Из литературного наследия Цезаря уцелели только исторические сочинения, наиболее интересные и значительные для нас: “Записки о галльской войне” в 7 книгах и “Записки о гражданской войне” в 3 книгах. В 77 г. до н.э. выступил как оратор, поддержав обвинение в вымогательстве, выдвинутое против сулланца, продолжив затем обучение на острове Родос. Цезарь занимался также поэзией и драматургией. Свои стилистические установки изложил в грамматическом трактате в 2-х книгах “Об аналогии”, который посвятил Цицерону.

Самым крупным историком той эпохи был ГайСаллюстрий Крисп (86 – 35 гг. до н.э.). В своих монографиях “Заговор Катилины” и “Югуртинская война” он обработал два эпизода из римской истории: заговор Катилины в 63 г. до н.э. и войну против нумидийского царя Югурты (с 111 по 105 г. до н.э.). Последнее сочинение - “История” – почти полностью утрачено.

 

IV. Литература начала империи (43 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

Эпоха правления Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.) является наивысшим расцветом поэзии, достигшей своей вершины в творчестве Вергилия, Горация, Овидия – общепризнанных классиков не только латинской, но и всей мировой литературы. Переход от республики к империи осуществляется в атмосфере общего культурного подъёма, который направлен на духовное оздоровление римского общества, приведённого в расстройство гражданскими смутами. Завершается создание латинского литературного языка поэзии и разрабатываются теоретические основы римского классицизма, окончательно оформляются жанры эпической поэмы, любовной элегии, гексаметрической сатиры и стихотворного послания.

Публий Вергилий Марон (70 – 19 гг. до н.э.) известен своими тремя произведениями: “Буколики”, “Георгики”, “Энеида”. Первое крупное произведение Вергилия – “Буколики”, известное также под названием “Эклоги” (“Избранные стихотворения”), было посвящено жизни пастухов. Поэма “Георгики” заняла семь лет, посвящена сельскому хозяйству. “Энеида” – главное произведение Вергилия, ставшее национальным эпосом, состоит из 12 книг, повествует о том, как Эней, избежав смерти от падения Трои, после долгих путешествий достигает Италии, чтобы основать там новое государство. Закончить поэму поэту так и не удалось, рукописи он завещал сжечь, но Август не позволил этого сделать и сам позаботился о его публикации.

Квинт Гораций Флакк (65 – 8 гг. до н.э.) является автором “Сатир” и “Посланий”. Его сатира полна изящества и юмора, тончайшей наблюдательности над текущей жизнью, которую поэт знает очень хорошо. Выдающийся памятник античной классической эстетики “Наука поэзии”, обобщившая раздумья автора о путях развития поэзии и весь его поэтический опыт, принесла Горацию заслуженную славу теоретика римского классицизма.

Первые сборники элегических поэтов в Риме появляются лишь в эпоху Августа. Обстоятельный рассказ о любовных переживаниях, которые автор представляет как свои собственные, становится неотъемлемой чертой римской элегии конца I в. до н.э. Катулла можно рассматривать как зачинателя римской элегии.

Под именем Альбия Тибулла (около 55 – 19 г. до н.э.) до нас дошли несколько книг элегий (из них только две безусловно принадлежат ему), посвящённые замужней женщине – Делие (подлинное имя – Плания). Во второй книге воспевается уже другая женщина – Немесида. С темой воспевания жизни в деревне тесно переплетается тема любви.

Секст Проперций (около 50 – 15 г. до н.э.) воспевает в своих стихах любовь к любимой женщине – Кинфе (подлинное имя – Гостия). До нас дошли 4 книги элегий Проперция, во всех этих книгах встречается её имя, но в двух последних гораздо реже.

В творчестве Публия Овидия Назона (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.) римская элегия утрачивает свой романтический характер. В ней нет мечтательности и лиризма Тибулла, нет и напряжённого драматизма Проперция. Коринна – персонаж вымышленный, чей образ олицетворяет разнообразный любовный опыт поэта и является обобщённо-собирательным и условным. Известен своими произведениями, такими как, сочинения “Любовные элегии”, сборник любовно-мифологических посланий “Героини”, трагедия “Медея”, поэма “Наука любви”, “Лекарство от любви”, “Притирания для лица”, эпическая поэма “Метаморфозы”, этиологическая поэма “Фасты”.

Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) – первый римский историк, который не принимал участия в политической жизни и не имел военного опыта. Он написал огромное историческое сочинение в 142 книгах под названием “От основания Города”. Повествование было прервано смертью автора. В прозе Ливия появляется смешение особенностей синтаксического построения цицероновского типа с чертами, приведшими, в конце концов, к созданию так называемого нового стиля.

V. Литература ранней империи (14 – 192 гг.).

Главной особенностью литературы I в. н.э. является то, что она ориентируется уже не на греческие, а на римские образцы, получившие статус классических. Отныне идеалом становятся Цицерон и Вергилий. Поэты и прозаики стремятся сказать по-новому то, что уже было сказано авторами предшествующих поколений. Ораторское искусство приходит в упадок, ограничиваясь судебным и торжественным красноречием, применявшимся в надгробных речах. В Риме утверждается азиатское красноречие, для которого характерен короткий ассиметричный период. Отличительные признаки нового красноречия – неумеренное использование риторических фигур и повышенная забота о ритме.

Единственный из римских поэтов, посвятивших себя исключительно басенному жанру, был Федр. До нас дошло собрание басен Федра в 5 книгах. Главные герои его басен – животные: великодушный лев, хитрая лиса, собака, глупая и жадная, то есть персонажи, типичные для нравоучительных басен Эзопа. Федр ставит своей задачей пояснять общие истины, всегда и всюду сохраняющие своё значение.

Луций Анней Сенека (около 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – один из самых противоречивых и спорных личностей в римской культуре. Речи Сенека не дошли до нас. Из произведений уцелели трагедии, эпиграммы, и “Сатира на смерть императора Клавдия”, в которой проза чередуется со стихами, а также “Нравственные письма к Луцилию” и 13 философских трактатов, известные как трактат “О счастливой жизни”, трактат “О краткости жизни”, три трактата: “О постоянстве мудреца”, “О досуге”, “О спокойствии духа”. Особое место в творчестве Сенеки занимают 9 трагедий: “Безумствующий Геркулес”, “Троянки”, “Финикиянки”, “Медея”, “Федра”, “Эдип”, “Агамемнон”, “Фиест”, “Геркулес на Эте”. В их основе лежат традиционные темы греческой мифологии. В центре философии Сенека – человек, которого он хочет научить “жить правильно”, руководствуясь разумом.

Искренность Персия (34 – 62 гг.) – одна из главных причин огромного успеха, который выпал на долю его сатир сразу же после их появления. Главной темой своих стихов Персий делает стоическую этику, стремясь проявить свою индивидуальность. Строгость моральных убеждений, любовь к добродетели и решительность в борьбе с пороками создали Персию в веках славу серьёзного поэта – моралиста. После его смерти друзья опубликовали шесть его сатир, написанных гексаметром.

Марк Анней Лукан (39 – 66 гг.) за свою короткую, 26-летнюю, жизнь успел написать множество сочинений, но до нас единственным сочинением, которым мы сейчас располагаем, является эпическая поэма “Фарсалия” в 10 книгах. В поэме трактуется исключительно исторический материал – война между Цезарем и Помпеем. “Фарсалия ” имел огромный успех у римлян.

Автором знаменитого романа “Сатирикон” в рукописях назван Петроний Арбитр, обычно отождествляемый с тем Петронием, о котором сообщает в своих “Анналах” историк Тацит. Все сведения о нём ограничиваются сообщениями Тацита в “Анналах”. Живая разговорная латынь I в. н.э. воспроизведена в “Сатириконе” с замечательным искусством. Это произведение обычно определяется как сатирический роман низменно-бытового содержания, где люди, лишённые совести и наделённые изворотливостью, живут в грубом низменном мире мошенничества и порока, наслаждаясь жизнью.

Марк Валерий Марциал (около 40 – 104 г.) – выдающийся римский поэт – эпиграмматист, в творчестве которого эпиграмма стала коротким сатирическим стихотворением. Марциал написал свыше 1500 эпиграмм, составивших 15 книг (“Книга зрелищ”, “Гостинцы” и “Подарки” и пр.). Его эпиграммы пользовались успехом среди самых разных слоёв населения. Руководствуясь этикой здравомыслящего человека, он охотно смеётся над окружающим его миром, изливая душу в насмешливо-язвительных стихах.

За возрождение цицероновского классицизма в последние десятилетия I в. н.э. выступает Квинтилиан (около 33 – 96 г.). Из его сочинений уцелело лишь одно – “Воспитание оратора” в 12 книгах. Это не только фундаментальное изложение основ риторики, но и руководство по педагогике и этике.

Целый ряд вошедших в пословицу афоризмов принадлежит Поэту-сатирику Дециму Юнию Ювеналу (около 50 – 140 г.), например, - mens sana in corpore sano (здравый ум в здоровом теле). В своих сатирах он поднимает проблемы людей той эпохи, человеческой природы, показывает ненависть к свергнутому тирану – Домициану.

Корнелий Тацит (около 55 – 120 г.) занимает первое место из прозаиков этой эпохи. Остался в истории литературы всем известный своими тремя трактатами: “Диалог об ораторах”, “Агрикола”, “Германия”. Зрелые сочинения Тацита: “История” и первые книги “Анналов” – демонстрируют тягу писателя к необычному субъективному стилю.

Гай Плиний Цецилий Секунд, известный как Плиний Младший (около 61 – около 114 г.) - известный оратор и писатель. Из его сочинений до нас дошли его судебные речи. Дошёл только “Панегирик Траяну”, написанный высокопарным слогом. В настоящее время мы располагаем 10 книгами его писем.

После Марциала, Ювенала и Тацита начинается полный упадок римской литературы, который обнаруживается в области историографии. После Тацита римской историей занимались – Публий Аннии Флоре (“Сокращение”) и Гае Светоний Транквилле (биография Горация, Теренция, Лукана, и 12 цезарей, начиная с Юлия Цезаря и кончая Доминицианом).

Крупнейшей фигурой II века является талантливый оратор и софист - Апулей (около 125 – около 180 г.). До нас дошли философские сочинения - трактат “О Платоне и его учении”, “О божестве Сократа”, “О вселенной”, выдержки из его речей – “Флориды” (“Цветник”), “Метаморфозы” – самое крупное его произведение в 11 книгах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.