Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задержание подозреваемого, основания и процессуальный порядок его применения






Задержание как мера процессуального принуждения может быть применена к лицу, которое заподозрено в причастности к совершению преступления, и у правоохранительного органа есть достаточные ос- нования для его задержания в качестве подозреваемого. Применение процессуального задержания является одним из способов официально поставить его в процессуальное положение подозреваемого (п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК). Чаще всего такая мера принуждения применяется на самых ранних этапах производства по уголовному делу, однако к мо- менту ее применения должно быть принято решение о преступном характере совершенного деяния и уголовное дело должно быть уже возбуждено. Поэтому следует отличать процессуальное задержание подозреваемого от фактического задержания (захвата) правонаруши- теля, его доставления в правоохранительный орган и от администра- тивного задержания лица за совершение административного право- нарушения (ст. 13, 14 Закона о полиции)1. Фактическое задержание

(захват) правонарушителя может быть произведен как сотрудниками

правоохранительных органов, обеспечивающими соблюдение обще- ственного порядка и пресекающими правонарушения, так и граж- данами, которые в момент совершения преступления задерживают правонарушителя, не позволяя ему скрыться, и препровождают его в правоохранительный орган. Даже если данным лицом совершено преступление, такое задержание (захват) еще не является задержанием подозреваемого в процессуальном смысле. Правонарушитель может быть доставлен в дежурную часть территориального органа МВД

России (отдела, отделения, пункта полиции). Доставление граждан

означает их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях реше-

 

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О по- лиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900. Изменения, внесенные Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 88-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой ин- формации https://www.pravo.gov.ru). См. также приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД Рос- сии после доставления граждан» (зарегистрировано в Минюсте России 26 июня 2012 г. № 24696) // Российская газета. 2012. 11 июля.


ния вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте)1.

Вопрос о задержании возникает или в связи с совершением граж- данином административного правонарушения, или в связи с совер- шением преступления. При совершении преступления в течение трех часов ответственный дежурный органа полиции обязан обеспечить в отношении подозреваемого лица составление дознавателем или следователем процессуального протокола о задержании подозреваемо- го в срок и в порядке, предусмотренном ст. 91–92 УПК2. Только эта процессуальная деятельность является собственно процессуальным задержанием. Согласно п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фак- тического задержания лица по подозрению в совершении преступления. В этом контексте момент фактического задержания понимается как момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении пре- ступления (п. 15 ст. 5 УПК).

Основаниями для процессуального задержания подозреваемого являются: 1) тот факт, что лицо застигнуто при совершении пре- ступления или непосредственно после его совершения; 2) указание потерпевшего или очевидцев на это лицо как на лицо, совершившее преступление; 3) обнаружение на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище явных следов преступления (ч. 1 ст. 91 УПК). Эти

основания устанавливаются дознавателем, следователем уже в первые часы или дни расследования, что позволяет оперативно задерживать подозреваемых.

Однако далеко не всегда преступление раскрывается по горячим следам, что не позволяет сразу же задержать подозреваемого. Поэто- му предусматривается еще одно основание для задержания, которое требует оценки причастности лица к совершенному преступлению. Согласно ч. 2 ст. 91 УПК подозреваемый может быть задержан и в иных случаях при наличии иных данных, дающих основание подозревать это лицо в совершении преступления. Например, потерпевший описал приметы нападавшего на него и скрывшегося преступника. После фактического задержания и доставления в орган полиции та- кого лица следователь, дознаватель может провести опознание. Если

 

1 См. ст. 13 Закона о полиции.

2 См. ст. 20 указанного Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.


потерпевший опознает это лицо, основанием для его задержания может быть положение п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК. Однако необходимость в задержании может возникнуть до того, как появится возможность провести опознание. В такой ситуации задержание лица в качестве подозреваемого при наличии соответствующих примет или иных дан- ных о возможной причастности его к преступлению будет законным только в тех случаях, если это лицо попытается скрыться в момент фактического задержания. Либо в ходе проверки его причастности будет установлено, что оно не имеет постоянного места жительства, либо не может быть установлена его личность, потому что у него нет соответствующих документов.

Кроме того, задержание лица в качестве подозреваемого воз- можно при наличии иных данных, позволяющих подозревать его в совершении преступления, если следователь с согласия руково- дителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора направляет в суд ходатайство об избрании в отношении этого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. В этом случае за- подозренное лицо задерживается также в качестве подозреваемого до рассмотрения ходатайства судом. В любом из указанных случаев задержание может иметь место только при наличии двух условий: а) к моменту процессуального задержания уголовное дело должно быть возбуждено; б) преступление должно быть достаточно серьезным и санкция за него должна предусматривать наказание в виде лишения свободы. Если в санкции статьи, по которой возбуждено уголовное дело, такого вида наказания нет, то задержание не допускается, даже если есть основания, указанные в ст. 91 УПК.

Процессуальное задержание подозреваемого оформляется про- токолом. Он должен быть составлен в срок не более трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю. Подозреваемому разъясняются его права, предусмотренные ст. 46 УПК. В протоколе указываются дата его составления, точное время фактического задержания с указанием не только числа, но и часа и минут. В протоколе должно быть указано конкретное основание задержания из числа предусмотренных ст. 91 УПК. При этом следова- тель, дознаватель должны указывать те конкретные обстоятельства, в которых выразилось указанное основание в данном деле.

Точное и ясное изложение данных обстоятельств в протоколе задержания позволяет обеспечить право подозреваемого быть сво- евременно уведомленным о сути подозрения, обеспечить его право знать, в чем его подозревают.


Кроме оснований, в протоколе должны быть указаны мотивы задержания. Задержание как мера процессуального принуждения не является обязательной для каждого подозреваемого. Применить задер- жание — право, а не обязанность дознавателя и следователя. Поэтому их решение требует мотивировки, обоснования, почему к данному лицу и в данной ситуации возможно и необходимо применять задер- жание. Мотивом для задержания может быть то обстоятельство, что в условиях конкретного дела подозреваемый может вновь совершить преступление или он может угрожать потерпевшему или очевидцам,

есть опасность, что он может скрыть или уничтожить следы престу- пления и доказательства, может сам скрыться от следствия и суда. Если обстоятельства дела свидетельствуют, что мотивов для задержания подозреваемого у органов расследования нет, задержание не должно применяться к подозреваемому. В протоколе задержания указыва- ются также результаты его личного обыска, другие обстоятельства задержания, например, наличие у задержанного побоев, ранений, его жалобы на состояние здоровья, просьбы об обеспечении сохранности его имущества, попечении о детях и т. п.

Законность задержания подозреваемого обеспечивается средства- ми прокурорского надзора1, поэтому орган дознания, дознаватель, сле- дователь обязаны в течение 12 часов с момента задержания сообщить об этом прокурору (ч. 3 ст. 92 УПК), а также в этот же срок уведомить кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии других родственников о произведенном задержании лица или предоставить лицу возможность самому сообщить им об этом по телефону (ч. 1 ст. 96 УПК). Кроме того, при задержании в качестве подозреваемого военнослужащего должно быть уведомлено командование воинской части; при задержании сотрудника органа внутренних дел — началь- ник органа, в котором данный сотрудник проходит службу (ч. 2 ст. 96 УПК). При задержании в качестве подозреваемого члена Обществен- ной наблюдательной комиссии уведомляется секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая наблюдательная комиссия (ч. 2.1 ст. 96 УПК)2. При задержании иностранца должно быть уведомлено кон- сульство или посольство того государства, гражданином или поддан-

 

1 См. приказ Генпрокуратуры РФ от 8 августа 2011 г. № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании по- дозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов вну- тренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» // Законность. 2011. № 12.

2 О полномочиях и деятельности общественных наблюдательных комис- сий и их членов см. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ (ред. от 6.12.2011) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах


ным которого он является (ч. 3 ст. 96 УПК). Тайна предварительного расследования иногда требует сохранения в тайне и факта задержания лица в качестве подозреваемого. В таких случаях с согласия прокурора может не производиться уведомление. Однако о случаях задержания несовершеннолетних уведомление производится во всяком случае (ч. 4 ст. 96 УПК).

Порядок задержания предусматривает обязанность дознавателя, следователя допросить задержанного подозреваемого не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2ст. 46 УПК). При составлении протокола задержания подозреваемому разъясняется право пользоваться услугами защитника, и подозреваемый может сам или по его просьбе его родственники или иные лица могут заключить соглашение с адвокатом. По просьбе подозреваемого защитник может быть назначен ему дознавателем или следователем. Подозреваемому обеспечивается свидание с защитником наедине до начала допроса. При этом должны быть обеспечены условия конфиденциальности такого свидания. В принципе время свидания подозреваемого с за- щитником не ограничивается, но при задержании может возникнуть необходимость производства следственных действий с обязательным участием подозреваемого, например, опознания, очной ставки, обыска и т. п. В подобных случаях время свидания подозреваемого с защит- ником может быть ограничено, но в любом случае обеспечивается его продолжительность не менее 2 часов (ч. 4 ст. 92 УПК). О возможном ограничении времени свидания подозреваемый и его защитник уве- домляются заранее до начала свидания.

Согласно ст. 22 Конституции и ч. 2 ст. 94 УПК подозреваемый может быть задержан всего лишь на 48 часов, в течение которых дознаватель или следователь обязаны проверить обоснованность подозрения и решить вопрос об освобождении подозреваемого или о необходимости избрания в отношении него меры пресечения. Если подозрение лица в совершении преступления не подтвердилось, или отсутствуют основания для заключения данного лица под стражу, или само задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК, т. е. без достаточных на то оснований, дознаватель или следователь обязаны вынести постановление об освобождении по- дозреваемого (ч. 1 ст. 94 УПК).

Если подозрение имеет определенные основания, следователь, до- знаватель вправе обратиться в установленном законом порядке в суд с ходатайством о применении к подозреваемому меры пресечения

 

принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах при- нудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.


в виде заключения под стражу. Суд, рассмотрев такое ходатайство в судебном заседании с участием сторон, принимает одно из возмож- ных решений. Он может применить заключение под стражу, и тогда задержание завершается и начинается применение меры пресечения в виде заключения под стражу. Суд может признать задержание не- обоснованным или незаконным, а основания для заключения под стражу недостаточными и отказать в применении меры пресечения в виде заключения под стражу. В таком случае подозреваемый не- медленно освобождается, но следователь, дознаватель могут избрать в отношении подозреваемого иную меру пресечения, которую мож- но применить по постановлению этих должностных лиц, например подписку о невыезде. В подобных случаях задержание завершается, но лицо сохраняет статус подозреваемого и подчиняется режиму из- бранной к нему меры пресечения.

В исключительных случаях по ходатайству одной из сторон суд может продлить задержание на срок не более 72 часов для представ- ления сторонами дополнительных материалов, необходимых суду для принятия окончательного решения о возможности применения к подозреваемому заключения под стражу. Это возможно только при условии, что суд признает, что само задержание лица в качестве по- дозреваемого было законным и обоснованным. При этом суд в своем постановлении о продлении срока задержания обязан указать дату и время, до которых продлевается задержание (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК). Если в течение 48 часов с момента задержания в место содержания задержанных1 не поступит постановление судьи о применении к за-

 

1 Как правило, это изоляторы временного содержания органов внутренних дел или пограничных органов ФСБ или иные места, порядок и условия содержа- ния в которых регулируются специальным федеральным законом. См. ст. 7, 9, 12, 17–31 и др. Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 03.12.2011)

«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре- ступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759. Изменения, внесенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 378-ФЗ, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интер- нет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru). Кроме того, порядок и условия содержания задержанных регулируются подзаконными нормативными актами. См., например, приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 (ред. от 30.12.2011, с изм. от 13.07.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов вну- тренних дел» (зарегистрировано в Минюсте России 9 декабря 2005 г. № 7246) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51. Изменения, внесенные приказом МВД России от 30 декабря 2011 г.

№ 1343, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опублико- вания (опубликован в «Российской газете»). См. также приказ ФСБ РФ от 24 марта


держанному меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока задержания, начальник места содержания подо- зреваемого обязан немедленно освободить его. Об этом уведомляется орган дознания или следователь, в производстве которых находится данное уголовное дело, и прокурор (ч. 3 ст. 94 УПК).

Если суд отказал в применении в отношении подозреваемого за- ключения под стражу, копия этого постановления или определения выдается подозреваемому при его освобождении и ему выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, а также дата, время и основания его освобождения (ч. 4–5 ст. 94 УПК).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.