Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование






В конце XIX века процент грамотного населения города составлял около 42, 2 %, тогда как в регионе в среднем 14, 7%, а среди женского населения – лишь 0, 4%. Этот достаточно высокий уровень образованности определялся, прежде всего, значительным удельным весом среди жителей города духовенства, купечества, мещанского населения, а также существованием в Сарапуле еще со второй половины XVIII века учебных заведений: училищ, в более поздний период – гимназий, уездных и городских училищ, воскресных и ремесленных школ.

Вот как предстает перед нами народное образование в Сарапуле из памятной книжки на 1912 год: «Весьма важны и желательны всякие меры, предпринимаемые для оздоровления города, но еще более необходимо обеспечение массы населения образовательными учреждениями. В Сарапуле имеются два средних учебных заведения – Реальное училище и Женская гимназия, два низших – Духовное и Городское училища. А затем, для большинства детей населения в 30 тысяч, предоставляются начальное училище, дающее только грамотность. Существуют афоризмы: «Каковы школы, таков и народ», «Счастье таится в знании». В деревнях уже заботятся о повышенном образовании, идя на встречу народным потребностям, земства удлиняют школьный курс, устанавливают четырехклассное обучение, открывают вторые классы, городские училища. В Сарапуле, в промышленном городе, половина населения безграмотных. А поучившиеся в школах малолетние потом подавлены тяжелой работой в «плакатных» мальчиках, молодые люди умственно грубеют и нравственно падают».

С 1911 года Городская управа, получая из казны значительную сумму на уплату жалованья учителям, должна озаботиться лучшею постановкой начального образования, ввести в школы четырехклассный курс обучения, открыть вторые классы. Возбуждено ходатайство о втором городском училище. Пусть и его откроют, но бедноте необходима школа, не требующая от нее ни платы, ни форменной одежды и другое. К устройству школ повышенного типа должно прийти на помощь Мещанское общество: ему нужны люди развитые, понимающие и принимающие к сердцу общественные интересы, способные улучшить свое материальное положение, быть полезными, уважаемыми гражданами.

К лучшей постановке народного образования следует приступить спешно и теперь же, пользуясь значительным пособием от казны. С 1911 года на содержание учащихся из общегосударственных сумм отпускается 7800 рублей. На начальное образование ассигновано Городской Думой на 1907 год – 11 968 рублей. Сверх того расходовалось: от земства – 3644 рубля, от министерства – 1220 рублей, от духовного ведомства – 792 рубля. В 1907 году израсходовано 14 630 рублей, на 1908 год от города ассигновано 13 748 рублей.

Введение всеобщего обучения решено Городской Думой 15 января 1909 года (признана необходимость «обязательного обучения»); по требованию Попечителя Учебного Округа городская Дума обязалась: 1) иметь в начальных училищах обучение бесплатное; и 2)существовавшей ассигновки на школы уменьшать. Поэтому на начальные школы от города в 191 году должно быть израсходовано не менее 20 тысяч рублей.

Министерство отпускает сумму на 20 комплектов, по 390 рублей на каждый. Потому что, по сообщению Инспектора Сарапульских училищ в девяти городских школах к январю 1911 года было учащихся 1073 (555 мальчиков 538 девочек). Школ собственно городских пять, земских три и министерская одна. Кроме того церковно-приходских 4. Учащих в девяти школах – 26, в церковно-приходских – девять учительниц».

Началом же государственной школы в Вятской губернии следует считать 80-е годы XVIII века – период организации главных и малых народных училищ.

Особое место в системе народного образования занимала начальная школа. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в городе Сарапуле проживало 21 398 человек, из них 42, 2% - неграмотные. Такая ситуация была на всей территории России. Именно поэтому в конце XIX века ставится серьезный вопрос о народном образовании.

К концу XIX – началу XX веков в Сарапуле наблюдалось увеличение количества учебных заведений. В начале XX века в городе работали три церковно-приходских школы: Владимирская, Николаевская, Кирилло-Мефодиевская; три земских училища: мужское, женское и высшее начальное; городские училища: мужское и женское. В этих учебных заведениях обучение было бесплатным. Были и платные учебные заведения: реальное училище, женская гимназия, уездное училище, духовное училище. Открывались в городе и профессиональные учебные заведения. Сначала единственным профессиональным учебным заведением была ремесленная школа по кожевенно-обувному производству, открытая в 1898 году. Средства на эту школу были пожертвованы купцом Д. Ижболдиным. На эти же средства в 1902 году было построено здание этой школы (ныне детская больница на углу улиц Азина и Дубровской). Учеников в школе было немного, всего 20 человек. Мальчиков обучали кожевенному ремеслу и сапожно-башмачному делу.

В 1915 году сарапульская Городская Дума подала прошение об открытии в Сарапуле коммерческой школы. Инициатором ее открытия был В.В. Михель. В следующем году было получено разрешение на открытие. Но только в 1917 году Земское собрание утвердило состав попечительского совета торговой школы имени Ломоносова. Газета «Кама» 15 августа 1917 года писала, что «Сарапул обогатился таким учебным заведением, в котором на фундаменте общего образования дается подготовка специальных работников, способных ориентироваться во всяком торгово-промышленном предприятии».

Было в Сарапуле еще одно профессиональное учебное заведение для подготовки учительниц – женщин для церковно-приходских школ. Эта учительская семинария, открытая в 1912 году. Но работала она не долго, до 1919 года.

Наиболее значительными учебными заведениями были Сарапульская женская гимназия Сарапульское Алексеевское училище.

Интересна история женской гимназии. Первоначально это было трехклассное женское училище (открыто в 1867 году), которое относилось ко второму разряду, то есть предназначалось для дочерей дворян, духовенства, купцов, чиновников. В 1870 году в Сарапуле состоялось торжество по случаю первого выпуска учениц трехклассного училища. Это было значительное событие для города. По этому случаю в соборе была отслужена литургия, а в училище – молебен, пели «Боже, Царя храни», и всем выпускницам были выданы награды и Евангелия. Всего было выпущено 18 учениц. В том же 1870 году был открыт четвертый класс, и училище преобразовано в прогимназию. В прогимназии девочкам стремились дать всестороннее образование. Преподавался Закон Божий, русский язык и словесность, история. география, физика, рисование. Кроме этого, девочек учили рукоделию, этикету и правилам поведения. В 1881 году прогимназия была преобразована в гимназию. Во главе гимназии стояла начальница. Был также учрежден институт классных дам. Классные дамы обычно не имели уроков. Они были обязаны наблюдать за поведением своих подопечных. Их так и называли – надзирательницами.

В конце XIX века в сарапульской женской гимназии бал открыт восьмой педагогический класс. Гимназия сыграла большую роль в подготовке педагогических кадров в Сарапуле и уезде. После окончания девушки получали звание домашней наставницы или домашней учительницы. При поступлении в женскую гимназию существовал довольно большой конкурсный отбор. Проводились приемные испытания. Несмотря на все трудности поступления и учебы, число желающих учиться в женской гимназии постоянно росло.

Женская гимназия занимала третий этаж здания городской управы. 5 ноября1896 года сарапульская городская Дума постановила «почтить память императрицы Екатерины II, по поводу столетней годовщины со дня ее кончины, ассигнованием специального капитала на постройку здания женской гимназии».

1 сентября 1905 года в Сарапуле было освящено здание женской гимназии (ныне школа № 15), и начали проводиться занятия. Женская гимназия работала до 1918 года.

В 1873 году было открыто в городе реальное училище. В первый класс училища принимались мальчики в возрасте 10 – 13 лет. Они должны были уже иметь начальное образование, а на вступительных испытаниях показать навыки беглого чтения, умения писать под диктовку без грубых орфографических ошибок, производить четыре арифметических действия с целыми числами и знать основные молитвы. В 1880 году Сарапул посетил Великий князь Алексей Александрович. После его посещения реальное училище получило название «Его императорского высочества Великого князя Алексея Александровича реальное училище».

Несмотря на увеличение количества учебных заведений, в городе было много неграмотного населения. Не удалось решить двух важных проблем: нехватка учебных заведений и низкий процент оканчивающих полный школьный курс. Но все – таки Сарапул считался наиболее благополучным по состоянию народного образования.

 

Первые зачатки грамотности в Удмуртии были связаны с церковью. В XVII веке складывающиеся среди удмуртов прослойка грамотных была очень незначительной и использовалась в аппарате местного управления. Надо подчеркнуть, что представители прогрессивной русской общественности XVIII века, такие как И. Посошков, В Татищев ратовали за обучение народов Поволжья и Приуралья с использованием их родного языка.

Систематическая деятельность по организации школ для обучения христианизируемых народов Поволжья и Приуралья начинается после Указа от 26 февраля 1735 года об открытии в Казани, Цивильске, Царево-Кокшайске и Елабуге миссионерских новокрещенских школ. Реализация проекта растянулась до 1749 года. Когда были построены предполагаемые новокрещенские школы в Свияжске, Елабуге и Казани. В 1750 году был проведен набор учащихся. Всего было принято 20 удмуртских мальчиков.

Преподавание в учебных заведениях велось на церковнославянском языке. Учебниками служили церковные книги (катехизис, псалтырь, часослов), дополняемые азбукой и словарем. Задача обучения сводилась к заучиванию текстов, что бы проговаривать их «речевито и твердо».

Удмурты, не знавшие русского языка, с огромным трудом осваивали малопонятные церковнославянские книги: процесс заучивания часослова мог затянуться на несколько лет.

Система светского образования стала формироваться в нашем крае, как и по всей России, в последней четверти XVIII века, когда правительство Екатерины II стало создавать народные училища двух типов: четырехклассные главные училища с пятилетним сроком обучения в губернских городах двухклассные малые народные училища – в уездных городах. Малые народные училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей. В первом классе учились чтению и письму, первой части арифметики, рисованию. Во втором классе учащиеся штудировали книгу «О должностях гражданина и человека», изучали грамматику, тренировались в чистописании и рисовании.

Одним из первых народных училищ, открытых в Вятской губернии, стало Сарапульское, начавшее действовать 22 сентября 1790 года. На территории Удмуртии оно было единственной к тому времени светской школой, обслуживавшей все сословные группы населения: и крестьян, и дворян, и чиновников, и городских жителей.

В училище ежегодно обучалось в среднем тридцать человек, примерно половину из них составляли крестьянские дети, в том числе и удмурты, обучавшиеся на общих основаниях. Так, в 1808 году их было четырнадцать. Лишь некоторые учащиеся проходили полный курс обучения. Например, в 1806 году из 46 учащихся с аттестатами окончили курс лишь четыре мальчика.

В целом результаты просветительской деятельности церкви и правительства в Удмуртии в XVIII веке оказались чрезвычайно незначительными.

Медленными темпами развивалось просвещение народа и в первой половине XIX века. Как полагали идеологи дворянства, «обучение всего народа принесло бы больше вреда, нежели пользы», что «не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул на ослабление их власти».

В 1804 году правительство Александра I осуществило реформу системы образования. При претворении в жизнь Устава об учебных заведениях 1804 года на территории Удмуртии, которая вошла в состав Казанского учебного округа, возглавленного Казанским университетом, предполагалось открыть четыре уездных четыре приходских училища. Программа их характеризовалось преемственностью, то есть после приходского училища можно было поступить в уездное училище, а после него в гимназию. В отличии от гимназий, предназначавшихся для детей дворянства и чиновничьей бюрократии, уездные приходские училища, были всесословными. При приеме не было формальных ограничений и для не русского населения, однако, программа требовала хорошего знания русского языка. Приходские училища в отличие от уездных не финансировались из бюджета, поэтому их открытие затягивалось на десятилетия в ожидании благотворительных пожертвований.

Первым уездным училищем в Удмуртии и Вятской губернии в целом стало Елабужское, открытое 25 июня 1809 года, благодаря елабужскому священнику Павлу Юрьеву, пожертвовавшему под него свой двухэтажный каменный дом и согласившемуся исполнять обязанности смотрителя.

Преобразование Сарапульского малого народного училища в уездное затянулось до 1817 года из – за материальных трудностей. Приобретение нового дома дало возможность сразу открыть в Сарапуле и приходское, и уездное училища и обеспечить таким образом преемственность двух первых ступеней школьного образования. В 1817 году было открыто приходское училище в Глазове. Бедность городского общества была настолько вопиющей, что деньги на приобретение необходимого школьного оборудования разыскивались целый год и в конце концов на эти цели было использовано жалование учителя

Открытие уездного училища в Малмыже, снова благодаря пожертвованиям мещанина Ивана Журавлева, отдавшего под него свой дом, состоялось 19 декабря 1827 года. Таким образом, к 1827 году в Удмуртии вместо восьми предполагаемых действовало шесть училищ. Численность учащихся в каждом из них не превышала 30 – 40 человек в год, удмурты и другие «инородцы» были представлены буквально единицами. Так, В Елабужском приходском училище дети инородцев составляли не более 1 –1, 5%. В течении десяти лет (1827 – 1837 года) в нем учились восемь удмуртов, три татарина, два марийца, один башкир, и все они оставили учебное заведение, не получив аттестата.

К середине XIX века тяга грамотности со стороны удмуртов и других народов усилилась. Удмурты Елабужского уезда в своих мирских приговорах писали: «По доброй нашей воле желаем все мы детей племени нашего обучать российской грамоте и всему тому, что могло бы обогатить их познанием». Смотритель Сарапульского училища П. Кошарев подчеркивал, что некоторые из удмуртов, «невзирая на отдаление детей своих от семейств и немалые издержки, сопряженные с содержанием детей в городе, отдавали и отдают детей своих в училища».

Однако, сеть сельских школ, более доступных для удмуртов и других коренных народов, стала складываться лишь после Указа об обучении детей государственных крестьян от 23 ноября 1842 года. По распоряжению министерства государственных имуществ все школы, имевшиеся в казенных селениях, следовало переоборудовать в приходские училища и разместить их таким образом, чтобы в каждой волости имелось учебное заведение. В результате к 1845 году на территории Удмуртии действовало сорок сельских приходских училищ с контингентом учащихся в 1 107 крестьянских детей, около 70% из них были удмуртами. С 1844 года вследствие настойчивых просьб крестьян в училища стали допускаться и девочки. К 1860 году училища для девочек открылись в селах Юкаменском, Упинском, Святицком, Еловском, Зюринском и Афанасьевском. Кроме сельских приходских школ, инородцы допускались в училища, открывавшиеся в удельных селениях, а также в школы для непременных работников, действовавшие в Гольянах, Завьялове и Юськах.

К пятидесятым годам XIX века в Удмуртии работало восемьдесят школ, открытых и контролируемых различными ведомствами. В них обучалось 4 100 детей. Один учащийся приходился на 4, 5 тысяч жителей. Для коренного населения это соотношение было намного ниже. Необходимо подчеркнуть, что в изучаемый период после неудачной попытки организации особых новокрещенских школ для инородцев ни церковь, ни правительственные органы не возвращались к проблемам национальной школы с преподаванием предметов на родном языке учащимся; учитывающей их социально – психические особенности. Дети коренных народов, за исключением татар, учились в русских школах, с неимоверными тяготами преодолевая незнание русского языка, пытаясь адаптироваться в иноязычной и нередко в враждебной среде. Не удивительно, что они чаще всего покидали школы, не завершив процесса обучения.

Тем не менее, в XVIII - первой половине XIX века был накоплен опыт, хотя в значительной степени негативный, учтенный и использованный во второй половине XIX столетия Н.И. Ильминским и его последователями.

Особую страницу в развитии народного образования в крае составили горные школы, являвшиеся в первой половине XIX века зародышем профессионального образования. Практические шаги по организации школ на Камских заводах связаны с именем А.Ф. Дерябина. В 1806 году были утверждены штаты главной и малой горнозаводских школ. В соответствии с ними в августе 1807 года при Воткинском заводе была открыта малая народная школа, в которую было отобрано 32 ученика. В учителя были определены церковнослужители. Программа обучения ограничивалась привитием навыков чтения и письма, черчения и рисования, внушением представлений о Законе Божьем. О должностях гражданина и человека.

Между малой и главной горными школами осуществлялась преемственность: в декабре 1808 года десять мальчиков из Воткинска прибыли для обучения в Ижевскую горную школу.

Однако главные горные школы с указанной программой были объявлены не состоятельными, очевидно, при отсутствии подготовленных кадров преподавателей обеспечить столь фундаментальную подготовку оказалось невозможным.

В 1827 году при Ижевском заводе была учреждена арсенальная школа для «оружейных детей», существовавшая до 1867 года. В нее принимали успешно окончивших начальные классы заводской школы детей мастеровых. За четыре года обучения учащиеся этой школы становились квалифицированными оружейниками и обслуживали не только Ижевский арсенал, но распределялись по другим арсеналам страны.

В существовании Воткинской малой горной школы существовали достаточно сложные перипетии. Весной 1808 года школа была закрыта из – за отсутствия помещения и необходимого оборудования. Временное помещение, выделенное в 1809 году, было настолько ветхим, что в 1816 году учащихся распустили по домам, школу посещали лишь ученики музыкального отделения, осваивавшее «партесное нотное пение».

В 1821 году на Воткинском заводе по инициативе вдовы коллежского регистратора Дарьи Степановой была открыта женская гимназия, впоследствии переведенная на бюджет завода. Число учащихся не превышало пятидесяти человек, с которыми занимались две учительницы. В программу четырехлетнего женского образования входили чистописание, чтение, знакомство с основами домоводства, рукоделия и садоводства.

К 1850 году численность учащихся воткинских школ превышало 400 человек. Преобладали среди них дети мастеровых, которые после завершения обучения направлялись на заводские работы.

В 1848 году на Воткинском заводе открылось окружное горное училище, комплектовавшееся за счет выпускников высшего отделения горной школы.. С 1853 года основное внимание в окружном училище стола уделяться преподаванию предметов, напрямую связанных с заводским производством, таких как столярное, слесарное, кузнечное «прочие» мастерства, а также практическим занятиям по распознаванию горных пород, заводских изделий. Таким образом в условиях технического переворота в окружном училище на фоне общеобразовательных предметов все большее место стали занимать элементы профессиональной подготовки. Коснулась училища и военизация горного ведомства: для учащихся была установлена форма единого военного образца и введено преподавание элементов военного строя.

Для подготовки кадров заводское руководство не пренебрегало и использованием иностранных специалистов на самих заводах. Для овладения тем или иным мастерством к ним прикреплялись выпускники горных школ. Так, в 1810 году к скульптуру Карину Посту для приобретения навыков работы по камню и металлу были прикреплены дети мастеровых Василий Быков и Иван Степанов. В 1816 году для обучения резьбе по дереву к мастеру – резчику Алексею Канцерву, прибывшего из Москвы, прикрепили несколько воспитанников Воткинской горной школы. Ученика по распоряжению заводской конторы получил и выпускник Академии художеств П. Винокуров, исполнявший должность архитектора.

Таким образом, заводские школы необходимой базой для формирования и пополнения кадров заводской интеллигенции со средним техническим и высшим образованием. Основной контингент специалистов среднего звена, благодаря этим школам, пополнялся за счет детей мелких чиновников и мастеровых.

 

 

1. Состояние народного образования в дореволюционной России.

 

Подготовка к школьным реформам велась в течении восьми лет. Вырабатывались и перерабатывались несколько раз проекты реформ.

«Положение о начальных народных училищах». 19 июня 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этому «Положению» цель начальных народных училищ определяется так: «Утверждать в народе религиозные нравственные понятия и распространять первоначальные, полезные знания». К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, общества и частных лиц.

В начальных классах преподавалось закон Божий, чтение «по книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание велось на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших школах (земских, городских) три года, а во многих других (особенно церковно – приходских) даже два года. Не был указан и возраст учащихся.

Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.

Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если «получили на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по предоставлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных».

Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.

В «Положение о начальных народных училищах» видна двойственность школьной реформы, заключавшиеся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически – сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления, обществам и и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранились церковно – приходские школы. На первый план при определении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно – нравственных знаний.

Среднее женское образование. В начале шестидесятых годов XIX века был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и этот вопрос был решен половинчато.

10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон Божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география и история(всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в училища девочки всех сословий.

По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на один год меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Они, как это видно из формулировки «Положения о женских училищах», предназначалось для подготовки женщин как жены и матери, но ставили целью подготовить женщин к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико. В 1870 году во всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии.

Реформа высшей школы. В общественном движении шестидесятых годов большое участие приняли профессора и студенты. Уже в 1856 году начались студенческие волнения, на которые правительство отвечало репрессиями, вплоть до увольнения в 1861 году всех студентов Санкт – Петербургского университета. Но наряду с этим правительство было вынуждено пойти на некоторые поступки. Началась разработка нового университетского устава. Проект его перерабатывался пять раз, и наконец, 18 июня 1863 года устав был утвержден под давлением общественного движения.

По этому наиболее прогрессивному их всех университетских уставов дореволюционной России университетам предоставлялось некоторая автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора (на четырехлетний срок); избрание по конкурсу профессоров; советы факультетов выбирали деканов. Было увеличено число кафедр, предоставлена им возможность вести научную работу. Более чем в 1, 5 раза увеличился состав преподавателей.

Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения существующие раньше институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско – Разумовская сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехнический институт.

Реальные училища. В! 872 г. был издан устав реальных училищ, неполноправной средней школы с 6-7 летним курсом обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Этот тип школы предназначается для того, чтобы дать некоторую подготовку обслуживающему персоналу торговых и промышленных предприятий. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т.е. общеобразовательное) и коммерческое, а 7-ой (дополнительные) класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное.

В1888 г. в целях подготовки кадров для развивающейся промышленности были созданы хорошо поставленные и оборудованные средние технические училища. Тогда механико-технические и химико-технические отделения реальных училищ были ликвидированы, а реальные училища преобразованы в общеобразовательную среднюю школу.

В реальных училищах содержание образования было более жизненным, чем в гимназиях. Поэтому реальные училища пользовались сочувствием и поддержкой прогрессивных сил общества. В реальных училищах отсутствовали древние языки, значительно шире курсы математики и физики, преподавалось естествознание, 2 новых иностранных языка. Большое внимание удалялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавалось в таком же объеме, как и в гимназиях. Несмотря на то что курс математики и физики в реальных училищах были шире, чем в гимназиях, и имелся курс естествознания, все же окончивших реальное училище в университет не принимали. Они могла поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Женские гимназии. В 1870 г. было издано «Положение о женской гимназии». В зависимости от того, какое ведомство открыло и содержало женскую гимназию, они делились на женские гимназии министерства народного просвещения и женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии. Ученые планы и программы тех и других немного отличались друг от друга. Женские гимназии имели 7 классов и 8-ой, дополнительный (педагогический) класс. Окончившие женскую гимназию не пользовались правом поступления в университет.

Женские прогимназии имели 4 класса и соответствовали первым 4-ем классам женской гимназии.

Церковноприходские школы. Царское правительство и церковь с целью борьбы с земской школой и культивировался в начальные школы религиозности и «преданности престолу» усиленно насаждали церковные школы. К началу XX в. число этих школ в России сильно возросло и составило почти половину всех начальных школ страны.

Ассигнования на церковноприходские школы увеличивались из средней в казны. Так, в 1902 году было отпущено на эти школы 10, 5 миллионов рублей, а на все прочие начальные школы только 5 миллионов рублей. В тех селениях, где существовали церковноприходские школы, запрещалось открывать земские школы. В губерниях, где не было земства, церковноприходские школы в 1900 году составили около 80 % всех начальных школ.

Церковноприходские школы были самыми худшим типом начальной школы. Большая часть учебного времени в них уделялась закону Божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению. Сведения по природоведению и географии не сообщались учащимся вовсе, рассказы из русской истории преподносились сугубо в религиозном и монархическом духе. Учителями церковноприходских школ были священники, дьяконы, дьячки и учителя, получившие подготовку в церковно – учительских школах. После учреждения епархиальных училищ (женских средних учебных заведений церковного ведомства с семилетним курсом) ученицами многих церковноприходских школ стали окончившие эти училища.

Срок обучения в церковноприходских школах, по правилам о церковноприходских школах 1881 года, был двухлетним, тогда как в земских школах стал вводиться четырехлетний курс, продолжительность обучения в церковноприходских школах была повышена до трех лет.

Население понуждалось церковью к сборам на содержание церковноприходских школ под видом «доброхотных пожертвований благочестивых прихожан». Ученики старших классов церковноприходских школ нередко использовались церковниками как рабочая сила не только для нужд школы, но и в хозяйствах церковников. За учебники и письменные принадлежности взыскивались с родителей учащихся в этих школах стоимость их, тогда как в земских школах они предоставлялись учащимся бесплатно.

Все это заставляло сельские сходы нередко выносить «приговоры» о замене церковноприходских школ в данной местности школой земской, однако подобные «приговоры» отменялись царской администрацией, а принимавшие такие решения крестьяне подвергались репрессиям и преследованиям.

Церковники стремились сосредоточить в своих руках все начальные школы. В Государственный совет в 80 – 90х годах XIX века несколько раз вносились проекты передачи всех начальных школ в ведении синода, то есть превращения их в церковноприходские. Подъем общественного движения во второй половине 90 х годов не дал осуществить эти реакционные намерения.

Двухклассные народные училища. Городские училища по «Положению» 1872 года. Начальная школа с трехлетним курсом обучения не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства, перешедшие уже на капиталистические рельсы. Возникла потребность в повышенных школах. Были созданы двухклассные начальные училища с пятилетним сроком обучения: первые три года обучения считались 1 классом и соответствовали курсу одноклассного народного училища; четвертый и пятый годы были вторым классом, в нем преподавали русский язык, арифметику (дроби, прогрессии, тройное правило, проценты), наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русской истории.

Двухклассные начальные училища были школьным тупиком. Окончившие его не имели возможности продолжить общее образование в средних школах не имели преемственной связи. Число двухклассных училищ было невелико, примерно одно на волость. Окончившие эти училища поступали по экзамену в сельскохозяйственные школы, учительские семинарии и на различные курсы.

Более повышенными начальными школами были городские училища. Большая часть уездных училищ, существующих по уставу 1828 г., была преобразована в 70-х гг. в городские училища по «Положению» 1872 г. Эти училища имели 6 летний курс обучения, их целью было дать детям недворянского происхождения (сыновьям ремесленников, мелких служащих, мелких торговцев и пр.) повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания.

В городских училищах преподавался закон божий, русский язык и литература, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии, физиологии человека), рисование, черчение, пение.

Городские училища были, как и двухклассные училища, школьными тупиками, т. к. преемственной связи между ними и средними учебными заведениями не было. При многих городских училищах организовывались для окончивших одно-, 2-х годичные курсы6 счетоводные бухгалтерские, педагогические, чертежные и т. п.

Городские училища просуществовали до 1912 г. После этого они были преобразованы в высшие начальные училища с 4-х летним курсом обучения (после начальной школы).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.