Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мира и человека. Философия и наука






Первоначально понятие «философия» употреблялось в самом широком значении и обозначало совокупность всех теоретических знаний, накопленных человечеством. Этим была подмечена главная особенность философии, отличающая её от дофилософских (дорациональных) форм мировоззрения. Философия – это рациональная деятельность, которая состоит в теоретическом освоении мира. И даже когда философ критикует разум, делает он это с помощью… разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики.

По мере эволюции философии как новой исторической формы мировоззрения все более отчетливо выявлялись другие ее характерные черты.

Рациональность и теоретичность освоения мира отличает философию от мифологии и религии, но в то же время роднит её с наукой. Наука также является теоретическим освоением мира, она имеет дело с понятиями, законами, принципами, теориями. Поэтому многие исследователи считают философию наукой. На самом деле, беспредельный объект человеческого знания, включая и философское, весь мир, реальность как таковая. Но в этом объекте предметом познания выступают реальности различной степени общности. Соответственно, в едином стволе знаний выделяются философия, фундаментальные науки, опытные, экспериментальные, специальные науки, имеющие свой собственный предмет и метод. По мере выделения конкретно-научного знания в отдельную форму познания мира встал вопрос об отличии философии от науки. «Отпадение» от философии ряда специальных наук давало основание для вывода о том, что «философия подобна королю Лиру, который раздал своим детям всё своё имущество и которого вслед за тем как нищего выбросили на улицу»1. Однако в процессе отделения от философии конкретных наук постепенно происходил процесс «очищения» её собственного предмета. Что же изучает философия, другими словами, каков ее предмет? Физика, биология, история и другие естественные и гуманитарные науки изучают мир в «малом радиусе», т.е. какую-то отдельную предметную область природы, общества, человека, конкретные явления. На их уровне нет ниши для философии. Эту нишу мы находим в сфере общего, точнее, всеобщего. Общим занимаются математика, кибернетика, теория систем. Всеобщее же – подлинное царство философии, поэтому Гегель и называл философию наукой о всеобщем. Предмет философии – начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; фундаментальные основы бытия и принципы его познания.

В этом смысле на протяжении всей истории предмет философии оставался стабилен. Как справедливо отмечает П.В. Алексеев в обосновании концепции «предметного самоопределения философии», «процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание»2. Другими словами, объект и предмет философии всегда различались, не совпадали. Но в прошлом, когда частные науки ещё не сформировались, и не произошло их отпочкование от единого древа человеческого знания, философия выполняла двойную задачу мировоззренческого характера. Она ставила своей целью постичь истину в собственной сфере – универсуме, а также в теоретическом, мировоззренческом виде сформулировать положения, вытекавшие из результатов исследований частных наук о природе, обществе и человеке. По мере развития опытных наук и превращения их в теоретические, особенно фундаментальные, философия отказалась от исторически преходящих и несвойственных её собственной природе функций в развитии теории частнонаучного знания. Эти функции постепенно, начиная с физики Ньютона, перешли к специальным наукам. Это отнюдь не привело к уменьшению роли философии в обществе и познании действительности. Напротив, она существенно возросла, ибо философия могла сосредоточиться на присущей ей имманентно проблематике широкого, универсального характера, на познании своего действительного предмета – всеобщих оснований бытия.

Но всеобщее в философии не мыслится в отрыве от конкретного, именно в сфере конкретно-всеобщего находятся корни философии. Всеобщее в философии существует в форме целостного синтеза всего конкретного. Поэтому часто говорят, что философия – это учение о мире в целом. Это верно, но не надо думать, что философия сродни космологии. То целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в элементарной частице. Поэтому предмет размышлений философа – богатство всех возможных связей внутри целого «Человек-Мир». В этом философия унаследовала мировоззренческий характер от мифологии и религии.

Философия, как знание о всеобщем в конкретном многообразии его проявлений, есть знание единого во всем, отличное от знания отдельных предметов и явлений. Это позволило определять философию как размышление, направленное на поиск субстанции, единого в многообразии всего существующего. Субстанционализм (от лат. слова «субстанция» – сущность, лежащая в основе) — важная и неотъемлемая особенность философии в целом. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически (через связь порождения одного другим), а через поиск единого во всём, устойчивого начала – субстанции. В зависимости от того, какое начало, субстанцию признает философ, в самой философии выделяют два направления, две школы: материализм и идеализм.

Представители материализма таким предельным основанием, позволяющим сводить чувственное многообразие вещей и их свойства к единому началу, считают материю, а сознание рассматривают в его производности от природной и социальной реальности. Материя как объективная реальность для материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, т. е. существует вечно.

Идеализм — есть такой тип и такой способ философствования, который активную, творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия — не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.

Материализм и идеализм, несмотря на противоположность, взаимодополняют друг друга, отражая разные стороны единого, но противоречивого мира. Когда спор мировоззрений материализма и идеализма удерживается в рамках теории, от него выигрывают всегда обе стороны, обогащается философия в целом. Однако часто это выходило за границы теоретического спора и выражалось в идеологическом и политическом противостоянии. Формы идеализма и материализма разнообразны. Различают объективный (первичен мировой дух, космический разум, абсолютная идея, бог и т.п.) и субъективный (первично сознание отдельного человека) идеализм; метафизический (отрицает развитие и взаимосвязь всего существующего) и диалектический (признает развитие, взаимосвязь и противоречивость мира ) материализм и т. д.

Материалистическая и идеалистическая философия относятся к философии монизма, так как признают только одну единственную (материальную или духовную) субстанцию. Наряду с монистическим взглядом на мир и человека существует и дуалистический взгляд, согласно которому идеальное и материальное начала признаются не первичными или вторичными по отношению друг к другу, а независимыми. При всей самостоятельности субстанций предпочтение рано или поздно отдается в одних случаях духовной субстанции, а в других – материальной. Дуализм (от греч. dualis — двойственный) — довольно распространённое в истории философии течение.

Как же возможно познание всеобщего, «единого во всем»? На основе возникновения в философии особого рода рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад). В научном познании мысль человека направлена только на объект познания. Научное знание – это всегда объектно-предметное знание. Философия в отличие от науки идет не от объекта (предмета), а от человека, его социального опыта, интересов, ценностей. Это роднит философию с искусством. Философии, как и философских споров, нет, и не может быть там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия, там, где люди не осознают ни свободы, ни ответственности. В философии мысль как бы оборачивается на саму себя и тем самым включает человеческое, субъективное в сам процесс познания. Особенность философии в том, что ей «до всего есть дело», т.е. в отличие от конкретных наук любая сторона бытия человека и мира может стать философской проблемой. Это происходит тогда, когда конкретные ситуации мы рассматриваем с точки зрения их конечного, предельного смысла. Только в процессе философской рефлексии становится возможным осознание и осмысление предельных оснований бытия под углом отношения мысли о мире и мира вне мысли, субъективного (человеческого) и объективного (природного, социального), временности (конечности своего Я) и вечности (Абсолюта, Бога, Бытия).

Философ, рефлектируя над человеком и реальным фактом, рассуждает уже не столько о нем, сколько об идее, идеальном: об идеальном поступке, человеке, обществе, государстве и т.д., то есть о том, чего нет и не может быть. Но это и есть разговор о реальности выбора. Философ говорит человеку, вот каков ты есть, вот каков мир, а вот каким ты можешь быть, можешь сделать мир, если определишь для себя цель, идеал как образ желаемого будущего. Философия – это рациональная деятельность, но направленная не на поиск соответствующих средств для достижения поставленных уже кем-то целей перед человеком, народом, человечеством. Философия - это целерациональность, т.е. рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей. Справедливо в свое время заметил французский мыслитель Декарт (XVII в.): «Философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов»1.

Философия формирует идеалы и нормы жизнедеятельности (образы должного и желаемого) и одновременно критикует их, т.е. предлагает эти цели как возможные варианты жизни и мысли. Философия имеет дело с особым миром, особой реальностью – реальностью возможного. В этом смысле философию часто определяют как учение о новых мирах. Философствование – это не выработка однозначных решений, это осознание исторической, культурной и индивидуальной ограниченности и поиск новых миров, определение веера возможностей и экзистенциальный (субъективный) выбор. Философия говорит о всеобщем, но отвечает на запросы отдельной личности. Еще древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) подчеркивал, что от философии не нужно ждать непосредственной практической пользы, т.е. решения частных, прикладных задач. Можно сказать так: философия – это не тактика, а стратегия человеческой жизни; она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность.

Адекватная форма философского мышления как мышления о возможном – это постоянное вопрошание, для философии значима сама постановка проблемы. Философ должен постоянно отдавать себе отчет в том, что всегда стоит лицом к лицу со знанием о незнании. Утверждение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю» — не просто философская бравада с целью эпатировать общественное мнение, а познавательная установка, отражающая сущность философского отношения к миру, силу и одновременно слабость философии, даже определенный трагизм ее положения. Философ стремится ответить на глобальные вопросы, осознавая, что для полного ответа знаний принципиально недостаточно. Философия – это знание о незнании, это способ помыслить всеобщее, вечность, которую называют Абсолютом, Богом, Бытием и т.п. Не овладение истиной, а поиск её – вот цель философии. Ибо мудрость не тождественна многознанию, которое, как говорили древние, «уму не научает». Кант писал: «Одно многознание есть циклопическая ученость, которой не достает глаза философии»2. Вот почему философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Цель должна заключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, философствовать, развивать определенную культуру мышления.

Важной особенностью философского мировоззрения является также сомнение и критичность. Именно с сомнения, по сути, и началась философия как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм мифа. Философы ставят под сомнение все для того, чтобы проверить, насколько прочны существующие человеческие устои и, отбросив те из них, которые отжили свой век, поставить на более прочный фундамент знания те, которые выдержали проверку.

Философское знание всегда исторично и плюралистично. В соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры народов философия предложила человечеству множество вариантов решения смысло-жизненных вопросов. Вопросы – что такое «быть», что значит «быть»? – ставятся не отвлеченно, а всегда ориентируют читателя и слушателя на уяснение места человека в этом бытии. В силу многообразия опыта людей, их интересов и т.п. философия не дает окончательного ответа ни на один вопрос, так как она обсуждает «вечные» вопросы, предполагающие каждый раз новые решения в зависимости от социокультурных обстоятельств. Философия говорит языком современной ей культуры, но утверждает всегда абсолютную ценность человека и его многомерность, свободу и гуманизм. Поэтому философия как мировоззрение всегда имеет духовно-нравственную направленность.

Возникновение философии означало как освоение мира разумом, так и появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Специфика, уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнедеятельности — научно-теоретический и ценностный, духовно-практический — объединены. В то же время каждый из них хранит в этом единстве свою относительную самостоятельность: теоретический вектор философии устремлен ко все более полному и всестороннему знанию, вектор духовно-практический (эмоционально-ценностный) сосредоточивает в себе нравственный социальный опыт народа, нации, общества в целом. Его выводы в определенном смысле не зависят от времени, они вечны, как вечны великие творения искусства. В этом единстве теоретического и ценностного проявляется смысл философии как особого рода мудрости. По замечанию А.Н. Чанышева, «теряя связь с науками, философия вырождается в «служанку теологии», а через нее религии. Теряя связь с художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом, философия вырождается в «служанку науки»1. Из этого своеобразия философии вытекает также то, что в языковой системе философии наряду с абстрактными понятиями используются образы и символы, средства художественного осмысления мира. Философские истины мало понять умом, их нужно еще и выстрадать сердцем и принять душой. Тогда они становятся убеждением — такой ценностью, за которую люди готовы отдать жизнь. «Никто не умирал из-за онтологических (космогонических) проблем», — писал французский философ и романист А. Камю (XX в.). За философские же истины и убеждения — умирают. Если бы философские истины были обычными истинами отвлеченного знания, они бы распространялись в мире, как распространяется любая научная информация. Именно так и представляли себе дело просветители XVIII века, считавшие, что смысл жизни можно так же объяснить человеку, как и математическую теорему. Жизнь, однако, свидетельствует: философские идеи только тогда могут стать побудителем человеческих поступков, когда они соответствуют общественным интересам своего времени и ценностному миру личности. Своеобразие философии состоит, таким образом, не столько в объекте, сколько в способе осмысления мира и человека, их взаимоотношений, в особенностях поиска ответов на «вечные» мировоззренческие вопросы.

Еще одна из основных особенностей философии состоит в том, что философия предстает как практическое действие. Философия не является исключительно компонентом духовного мира человека, ибо человек, кроме всего прочего, еще и действует. Русский философ П.Л.Лавров подчеркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Маркс указывал, что философы лишь объясняли мир, а его надо изменять; идеи, которые овладевают массами, становятся материальной силой. Человек достигает стадии миропонимания, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Но как? Плохие философские ориентиры ведут к катастрофам, а философские идеи как выражение позитивных социально-значимых образов желаемого будущего (идеалов) обладают мощным интегральным эффектом в обществе.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей. Она ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции. Важнейшими из них являются:

1) мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить все знания о мире в целостную систему, рассматривая мир в единстве и многообразии;

2) методологическая, которая состоит в логико-теоретическом анализе научной и практической деятельности. Понятия и принципы философии выступают в качестве основных приемов и средств (методов) познания и преобразования мира, ориентации в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире;

3 ) гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире;

4) социально-коммуникативная, идеологическая функция философии проявляется в разработке и реализации в определенных исторических условиях идеологии как системы идей, взглядов и представлений о целях развития общества и человека, что позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень социализации человека, социальных групп, общества в целом.

Все функции философии взаимосвязаны и преимущественное проявление каких-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, с целевой установкой теоретической и практической деятельности. В то же время различные направления философии реализуют эти функции по-разному в зависимости от своего содержания, поэтому результат их реализации для общества может быть как позитивным, так и отрицательным. Современная философия получает новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального теоретического и практического содержания.

 

1.1.4. Структура философского знания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.