Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Божества






Единое Высшее неделимо, не имеетни формы, ни звука, ни определения, но в то же самое время имеет форму, проявление в звуке и может иметь различные имена и определения. Высшая Реальность одновременно лишена всяких качеств (ниргуна) и обладает качествами (сагуна), лишена каких-либо форм (ниракара) и обладает формами (сакара). Высшее безгранично и аспекты Его безграничны. Оно разнообразно прославляется в Писаниях. В Мундака-Упанишаде говорится: " Ом не постигаем мыслью и не видим, вне рода и цвета. У Него нет ни рук, ни ног. Он - бессмертный, вездесущий, безграничный как в великом, так и в малом. Он - Тот Вечный, Которого прозревают мудрые как Источник всех существ".

(1, 1.6-7)

" Он - невидим, неохватен, вечен, бескачествен; Он - неиссякаемый источник всего".

(1, 1, 6-7)

Так и в Кена-Упанишаде утверждается:

" Туда не проникнуть глазом, словами или умом. Мы не знаем, мы не можем постичь, как Он может быть описан: Он - выше постижимого и непостижимого. Так мы слышали от древних мудрецов (риши), разъяснивших нам эту истину".

(1)

В различных Писаниях содержится много подобных слов, прославляющих Единого, Вечного, лишенного какой-либо двойственности (экамэвадвитиям) или ниргуна Брахмана (бескачественного Абсолюта), самосущего, не имеющего ни формы, ни качеств, Наивысшего. В Куларнава-Тантре содержатся следующие шлоки:

" Существует Высший Абсолют - неделимый, благой (Шива), всеведующий. Творец всей вселенной. Владыка всего мира, чистейший, лишенный двойственности (адвайта), сияющий Своим собственным светом (свапракашах), не имеющий ни конца, ни начала, неизменный, запредельный, свободный от качеств (ниргуна), полный вечности - знания - блаженства, частицами Которого являются все живые существа".

(1 Улласа. 7-9)

В Маханирвана-Тантре есть такие шлоки о Всевышнем:

" Неизменный, не имеющий основания, лишенный внутренних раз личий, необеспокоенный, пребывающий вне гун 96, Всевидящий, Душа всего. Наблюдатель всего. Господь.

Тайно сокрытый во всех существах, Всепроникающий, Вечный освещающий все гуны и объекты чувств, пребывающий за пределами всех органов чувств.

Тот, Который находится за пределами вселенной. Который является изначальной причиной вселенной. Который не постижим умом и не выразим словами. Он знает все, но Его не знает никто"

(II Улласа, 35 – 37)

Хотя Брахман и " не может быть видим глазами". Он абсолютно неограниченный – пребывает во всем и является всем. Сарвам кхалвидам брахма – все сущее в действительности есть Брахман.

В Чхандогья-Упанишаде говорится:

" В действительности, вся эта вселенная - Брахман. Он - начало конец и жизнь всего".'

(3, 14)

А также: Следует считать, что во внутреннем мире Брахман - сознание; и следует считать, что во внешнем мире Брахман - пространство. Эти два - объект созерцания ".

(3, 18, 1)

Также и в Шактисангама-Тантре утверждается:

" Все в этом мире - что движется и неподвижно - есть Брахман".

Абсолют может быть постигнут только в Единстве. Когда отрицается или Абсолют, проявляющий Себя в форме, или же, наоборот, когда отрицается Абсолют вне качеств и форм - постижение Высшего Единства невозможно. Когда мы говорим о каком-нибудь фрукте, например, об апельсине, мы имеем в виду весь этот плод, т.е. не просто кожуру, мякоть или зернышко в отдельности, но все вместе, как одно целое. Так же, когда мы говорим о Боге, мы имеем в виду не только ниргуну (т. е. бескачественный аспект), или не только сагуну (аспект обладающий качествами), не только муртам (аспект, обладающий формой) или амуртам (аспект вне формы)97, но Единое, вбирающее в себя все эти аспекты.

Такое постижение Единого в Его разнообразных аспектах было прекрасно разъяснено Шри Рамакришной в живых притчах и диалогах. Он говорил: " Как один и тот же материал, например воду, разные называют по-разному - один называет ее " water", другой " вари", третий " акуа", а иной - " пани", - так существует Одно саччитананда, вечное - бытие - блаженство, призываемое некоторыми как Бог,

некоторыми как Аллах, некоторыми как Хари, а другими как Брахман".

"...Сат-чит-ананда имеет различные формы. Преданный, который почитает Бога только в одном аспекте, знает Его только в этом аспекте. Но тот, кто почитает Его в Его различных аспектах, только он может сказать: " Все это формы одного Бога, ибо Бог так многообразен". Он имеет формы и не имеет форм, и существует много таких Его форм, которых не знает никто".

" Бог имеет форму и не имеет формы, и Он - То, что превосходит как форму, так и бесформенность. И лишь только Он один может сказать - каковым еще Он является".

В Писаниях есть молитва: " О Господь, Ты личен и имеешь форму. Ты также безличен и не имеешь формы. Ты проявлял Себя в человеческой форме и жил среди нас, но Веды говорят, что Ты выше слов и выше ума - невыразимый, неощутимый и немыслимый..." 98.

Знаменитый религиозный поэт Бенгалии Кабир (1488-1512) говорит в своих стихах: " Бог. имеющий форму, - моя Мать; Бог, не имеющий формы, - мой Отец. Кого я буду унижать, кого я буду возвышать? Между Ними - полное Равновесие. Бог личен, но в то же время не имеет формы. Кто может сказать, сколько Он имеет аспектов?! " 99

ШАКТИ

Из всех различных аспектов Абсолютного, особое место в Тантре занимает Шакти, или Божественная Энергия, Божественная Мать. В традиции Шакта Она постигается как Изначальная Богиня, Изначальная Сила (адья-шакти), из которой произошло все сущее. Она имеет множество имен, аспектов и форм. В религиях разных стран и в разные века Ей поклоняются, обращаясь к различным Ее аспектам и формам.Великолепное описание Шакти как Изначальной Сущности содержится в " Дэви-Махатмьям" (" Величие Богини")100.

В диалоге с царем, мудрец (риши) раскрывает знание о Великой Шакти. Он говорит: " Она сотворяет все в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она - высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она - Верховная над всеми богами".

И вновь, царь вопрошает мудреца: " Уважаемый господин, кто та Дэви (Богиня), которую ты называешь Махамайя? Как Она произошла, какова сфера Ее деятельности, о брахман? Что составляет Ее природу? Какова Ее форма? От куда Она произошла? Все это я хочу услышать от тебя, о высший из знающих Брахмана (Абсолют)".

Риши ответил: " Она вечна. Она воплощена как вселенная. Она наполняет Собой все это. Тем не менее. Она воплощается разнообразно, - услышь об этом от меня. Когда Она проявляет Себя, чтобы исполнить цели богов, то говорят, что Она родилась в этом мире, хотя, на самом деле. Она вечна..."

(Дэви-Махатмьям 1, 56-66).

" Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами: " Тобой рождена вся эта вселенная. Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир, во время творения - Ты проявляешься в виде творческой Силы, во время поддержания - Ты проявляешься в виде Силы. поддержания, и во время растворения - Ты проявляешься в виде разрушительной Силы. Ты - высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури).

Ты - Изначальная Причина всего, приводящая в движение три гуны 101. Ты - темная ночь происходящего время от времени растворения (вселенной) 102.

Ты - великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты - Богиня удачи. Управляющая, скромность, разум, полный знания, стыдливость, пища, удовлетворенность, спокойствие и терпеливость. Вооруженная мечом, копьем, палицей, диском, раковиной, луком, стрелами, петлями и железной булавой. Ты ужасна, но в то же время Ты - наивысшая Ишвари (Владычица), Ты превосходишь границы высокого и низкого.

И что бы и где бы ни существовало, сознательное (реальное) или бессознательное (нереальное), какой бы силой все это ни обладало -это Ты. О Ты, Душа всего, как я могу восславить Тебя (еще более)?

(Дэви-Махатмья 1, 75-82)

Шакти одновременно является как Той, Которая вводит в иллюзию умы даже мудрецов и богов, так и Той, Которая дарует вечное освобождение. Будучи удовлетворенной, Она Дарует и наслаждение (бхукти), и освобождение (мукти) 103.

Брахман (Абсолют) и Шакти (Высшая Энергия) неразделимы и представляют собой Единое Целое. Шри Рамакришна говорил: " Невозможно думать о феноменальном мире, или о мире явлений, как о независимом от Абсолюта, или об Абсолюте, как отдельном от мира явлений... Я называю Его Брахманом, когда Оно абсолютно бездеятельно, то есть, когда Оно не творит, не сохраняет и не разрушает явления. Но когда Оно совершает такие действия, я называю Его Кали, Вечная Энергия или Божественная Мать. Но Брахман и Кали - это одно и то же Существо... Однако, разным Его аспектам даются разные имена"...

Имена, аспекты и формы Шакти, которым поклоняются в тантрических традициях, многочисленны и разнообразны. Говоря об индуистской традиции в целом, необходимо назвать несколько широко известных Ее аспектов: как Сати, Парвати, Ума, Дурга, Кали - Она является Супругой Шивы; как Лакшми и Радхарани - Она является Супругой (соответственно) Вишну и Кришны; как Сарасвати - Она Супруга Господа Брахмы, и т.д. Каждый из богов, отвечающий за те или иные функции во вселенной, имеет свою женскую ипостась, или энергию. Все эти женские ипостаси или энергии являются воплощением Единой Матери - Энергии. Поэтому Ее нередко называют просто Амба, Амма или Ма, что на разных языках означает Мать.

В традициях индуистской Тантры особенно важное место занимает поклонение таким аспектам Шакти как Дурга, Кали, Тара. Во всех этих аспектах Шакти является Супругой или Божественной Силой, неотделимой от Шивы (как наивысшего Абсолюта). Каждый из этих аспектов имеет множество форм и особых манифестаций, наделенных соответствующими именами. Тантрические Божества имеют как грозные и ужасные, так и милостивые и прекрасные аспекты и формы. Часто и те и другие, казалось бы противоречивые качества, сливаются в них воедино. Поклоняясь ужасающим формам Божества, которые в то же время являются и необычайно прекрасными, мы тем самым постигаем единство Божественной Игры, единство Реальности во всех Ее проявлениях.

Дурга

Имя Дурга обычно переводится как " Труднодостижимая". Поклонение Богине в образе Дурги особенно распространено на Востоке индии - в Бенгалии и других близлежащих областях. Ей посвящено множество гимнов, повествований, песнопений, обрядов, храмов и т д. С особой пышностью и радостью празднуется в Бенгалии Дурга-пуджа - осенний праздник Богини, который длится 10 или более дней.

Дурга является своим преданным в различных формах. Поэтому известны Ее различные изображения. Например, в Своей четырехрукой форме Она изображаетсякак Богиня, сидящая на льве (или тигре) и держащая в Своих руках раковину, диск, лук и стрелы (или меч); Она облачена в красные одежды и прекрасные украшения. Она наполняет сиянием все три мира и окружена богами. Она ужасна для демонов. выступающих против богов, но милостива к тем, кто поклоняется Ей.

В Дэви-Махатмьям " повествуется о том. как Дэви воплотилась для того, чтобы уничтожить необычайно сильных демонов (асуров) - Мадху и Кайтабху, намеревавшихся убить самого Господа Брахму, творца вселенной. Брахма склонился перед Великой Богиней, пребывавшей в глазах Вишну как Йоганидра. Царица вселенной, и произнес великое восхваление Богине, умоляя Ее разбудить Вишну, чтобы Тот, пробудив Свою Силу, убил этих двух великих асуров.

Далее повествуется о том, как боги потерпели поражение в битве с великим демоном Махишей (Махишасура). Последний стал повелителем Неба и поверг богов в океан смертного существования. Возглавляемые Брахмой боги отправились туда, где пребывали Шива и Вишну и просили Их о помощи. Тогда, услышав слова богов о злонравном асуре, Вишну и Шива разгневались. Из Их лиц, полных гнева, а также из тел всех богов изошел великий Свет. Он был подобен сверкающей пламенем горе и наполнял собой все вокруг. Из этого сияния, наполняющего все три мира. явилась женская фигура. Светом всех богов было сотворено Ее прекрасное тело. Так Дурга воплотилась во вселенной для того, чтобы победить в великой битве Махишасуру с его полчищем демонов. Во время битвы из Ее третьего глаза явилась Кали -черная Богиня, поражающая всю вселенную диким хохотом.

Появилась также и масса других женских божеств. И все они во главе с Дургой, разили полчища демонов, возглавляемых Махишасурой. В конце концов, Дурга и Ее божественное войско уничтожили ненавистных миру демонов и восстановили порядок во вселенной

Как уже говорилось, Дурга изображается по-разному. Так существуют изображения, на которых Она имеет различные количества рук: 2, 4, 8.10, 12.18.

Изображения используются для медитацииили созерцания, которое сопровождается повторением мантр, относящихся к этой Богине.

Нельзя не отметить, что с поклонением Дурге (а также Кали или Таре) достаточно часто бывает связано жертвоприношение животных, которое совершается некоторыми поклонниками во время больших пудж (богослужений) и праздников. Однако, далеко не все тантрические школы предписывают подобные жертвоприношения, а некоторые считают их низшими формами поклонения или полностью их запрещают. Так школа почитателей Шакти Парананда (или Парамананда) учит своих последователей избегать всякого насилия по отношению к живым существам и предписывает жертвовать во время пуджи только дары растительного происхождения.

Существует девять форм Дурги, именуемых Навадурга (9 Дург), которые носят следующие имена: Шайлапутри, Брахмачарини, Чан-дагханта, Кушманди, Скандамата, Катьяйяни, Каларатри, Махагаури, Дэвадути. Кроме этого, известны такие Ее формы как Джайадурга, Шулини, Ванадурга и др.

Кали

Поклонение Кали имеет в Индии живую и мощную традицию.

Особенно сильно оно распространено в Бенгалии, где находятся священые места, связанные с этой Богиней и построено множество посвященных Ей храмов. Люди всех каст и родов деятельности возносят Ей молитвы как у домашних алтарей, так и в храмах или на базарных площадях. На протяжении веков поэты-мистики, такие как Рампрошад, посвящают Кали замечательные стихи и песни.

Жизнь и духовная практика многих великих тантриков неразрывно связана с именем Кали. В их числе такие известные авторы шакта-Тантр как Кришнананда, Пурнананда, Сарвавидья и другие. Шри Рамакришна, живший в 19-м веке, с юных лет был жрецом храма Кали, и посвятил Ей всю свою жизнь и деятельность. Он имел множество видений Абсолютного в форме Кали и находился в непосредственном кантакте с Ней.

Слово кали буквально означает " черная", " темная", " темно-синяя". Кроме того. Кали так названа потому, что Она - Владычица времени.

(Слово кали - это женский род от кала - одного из имей Шивы, означающего " черный", " время", " судьба", " смерть".)

Формы Кали многочисленны и охватывают все сферы деятельности и существования во вселенной. Как Мать всех явлений и существ - Она творит, сохраняет и разрушает вселенную. Она - Энергия Треокого Шивы, неотличная от Него самого, и только сам Маха Кала может знать Ее истинное величие. Как Шмашанакали - Она. будучи Владычицей смерти, обитает в местах сожжения трупов. Как Ракша-Кали -Она охраняет от всяких несчастий (таких как эпидемии, болезни стихийные бедствия); как Шьяма-Кали - Она предстает в темно-синем облике и особенно благосклонна к Своим преданным. Как паук, соткав паутину живет в ней, так и Божественная Мать, Кали, создав этот мир, пребывает в нем.

Она является как пауком, так и сотканной паутиной. Она опутывает существа своими нитями, и Она же дарует полное освобождение Своим поклонникам.

Вот несколько форм Кали, даваемых в шакта-Тантрах для медитации.

Дакшинакалика

Она именуется Дакшина, потому что щедро дает дары Своим преданным.Ее волосы растрепаны. Она украшена ожерельем из человеческих голов, у Нее длинные выступающие зубы, у Нее четыре руки: в нижней левой руке Она держит отрубленную человеческую голову, в верхней левой руке Она держит меч. Своей нижней правой рукой Она как бы дает дар (варадамудра), Своей верхней правой рукой Она гарантирует свободу от страха (абхайя-мудра). Она имеет темный цвет кожи, Она обнаженна. Она носит в Своих ушах как украшения два трупа, на Ней поясиз рук мертвых тел, три Ее глаза сияют как утреннее Солнце. Ее местопребывание - место сожжения трупов. Она стоит на груди Махадэвы (Шивы), лежащего как труп. Ее окружают шакалы. Ее лицо ужасающе, кровь стекает с уголков Ее губ. Согласно другому варианту, обнаженная (дигамбари), Она сидит на Махадэве, который лежит, как мертвый, у Нее большие и высокие груди, Она проявляет инициативу в сексуальной игре с Махакалой.

Другой образ Дакшинакалики выгладит следующим образом: у Нее темный цвет кожи, четыре руки: в Своих правых руках Она держит кинжал (картрика) и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди. На ней кусок черной ткани и тигровая шкура на пояснице. Своей левой ногой Она стоит на груди трупа, Своей правой ногой - на спине льва, облизывающего труп.

Сиддхакали

В этой Своей прекрасной форме Кали держит в правой руке меч, который касается Луны над Ее головой. Тело Богини переполнено нектаром, истекающим с Луны. Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке. Она обнаженная и Ее волосы распущены. Цвет Ее тела подобен голубому лотосу. Она украшена короной из драгоценных камней и разными украшениями. Солнце и Луна сияют как серьги в Ее ушах. Она стоит, поставив левую ногу вперед (в позиции Алидха).

Гухьякали

Она черна как грозовая туча. Она облачена в черную ткань, у Нее впалые глаза и свирепые зубы, высунутый свисающий язык, улыбающееся лицо. На Ней ожерелье и священный шнур из змей. Она сидит на ложе из змей.

Пучок ее спутанных волос касается неба. Она прихлебывает вино из черепа. На Ней гирлянда из 50-ти человеческих голов. У нее полный живот. Над Ее головой - 1000 капюшонов Ананты, царя змей. Ее со всех сторон окружают капюшоны змей. Великий змей Такшака обвивает Ее левую руку как браслет, Ананта - правую. На Ней пояс из змей, на Ее ноге - браслет из драгоценных камней. Мертвые тела служат украшением для Ее ушей. Слева от Нее - Шива в образе мальчика. У Нее две руки. Ее лицо выражает удовлетворение. Она украшена девятью драгоценностями; Ей служат такие великие мудрецы (муни) как Нарада. Когда Она смеется. Ее громкий хохот наводит ужас.

Бхадракали

Она истощена голодом. У Нее впалые глаза. Ее лицо темно как чернила. Ее зубы подобны черным ягодам джамбу. Ее волосы распущены. Она плачет, говоря: " Я не удовлетворена. Я проглочу весь этот мир залпом, как маленький кусок еды! " В своих двух руках Она держит аркан (или два аркана, сияющие как языки пламени).

Шмашанакали

Она черна, как гора черной мази. Ее местопребывание - место сожжения трупов. У Нее растрепанные волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке – свежеотрубленную голову. С улыбающимся лицом. Она постоянно жует сырое мясо. Ее тело украшено разными украшениями. Она нагая и всегда опьяненная вином. Обычное место для поклонения Ей - это место кремации, где поклоняющийся должен совершать ритуалы, будучи обнаженным.

Ракшакали или Махакали

Она черного цвета. У Нее четыре руки, и. Она украшена гирляндами из голов - одна гирлянда на Ее голове, другая - на плечах. В Своих двух правых руках Она держит меч и два лотоса. В Своих левых руках Она держит кинжал и череп. Ее спутанные волосы касаются неба. На Ней ожерелье из змей. У Нее красные глаза. Она носит черную ткань и вокруг Ее талии тигровая шкура. Ее левая нога - на груди трупа, правая нога - на спине льва. Она прихлебывает вино, взрывается ужасным смехом и издает громкие утробные звуки. Она невероятно ужасна.

Существует также множество других форм и изображений Богини, которые в основном сочетают в себе те или иные из вышеописанных элементов Ее облика.

Изображения Кали, которые могут показаться непосвященному набором жестокости, неприличия, дикости и тд., содержат в себе глубокий символизм. Так местопребывание Кали - места сожжения трупов (шмашана) - естественно навевает мысли о неизбежности смерти, о недолговечности земного существования и всего материального. Орудия, которые она держит в Своих руках - символизируют силу разрушения. Только когда разрублены путы материального существования, можно постичь Высшую Истину. Кали - Исполнительница Закона, Она воздает существам по их деяниям, никто не может избежать своей участи. Она убивает всевозможных демонов и людей, запутавшихся в сетях Майи, осуществляя тем самым естественный процесс эволюции вселенной. В действительности Она вечна, и все индивидуальные души существ тоже вечны. Поэтому вся великая драма, развертывающаяся во вселенной, - это просто игра. Во время этой игры преступления и наказания, причины и следствия, рождения и смерти мелькают одно за другим. Трагедия индивидуальных душ в том, что они " заигрываются" и перестают осознавать свое истинное состояние - свободы, вечности, блаженства. Кали пребывает в вечном блаженстве, Она пьет вино неиссякаемой энергии. Для тех существ, которые хотят вернуться в свое изначальное, единственно реальное состояние блаженства, - Кали становится Великой Помощницей и Матерью, охраняющей от всех бед. Она изображается нагой (дигамбари) (Ее единственная одежда - пространство), так как Она абсолютно свободна ото всех иллюзорных покровов материального существования. Тех, кто поклоняется Ей как Абсолютуили Вечной Изначальной Энергии, Она делает такими же свободными и блаженными, как и Она Сама. Так в песне, которую любил петь Шри Рамакришна, есть слова: " Поклонник Божественной Матери свободен даже в этой жизни и наслаждается вечным блаженством".

Кали изображается черной, так как в черном цвете исчезают все различия. Она - вечная ночь, посреди которой Она стоит на " не-бытии", пребывая в статическом, но в то же время потенциально динамическом состоянии, которое предшествует проявлению. Непроявленное представлено в образе Шивы как трупа (шава), на котором Она сидит или стоит.

О черном цвете Богини Шри Рамакришна говорил: " Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно Ее почувствовать - Она совсем не черная. Акаша (небо, воздух) не имеет цвета, но если посмотреть на него из глубокого колодца, оно кажется черным. Вода океана кажется голубой, но зачерпнете немного воды рукой и вы увидите, что на самом деле она не имеет никакого цвета ".

" Разве моя Божественная Мать черна? О ум, что говоришь? Хотя и черная. Она, со Своими развивающимися волосами. Освещает лотос сердца ". (Песня).104

Интересные сведения о Богине можно найти в Каливиласа-Тантре. где утверждается, что Она была Гаури, то есть имела светлый цвет кожи, но почернела, охваченная страстью ко Своему Возлюбленному (Шиве). В результате Их божественного единения, родился Кришна. Далее Кали рассказывает Своему Сыну о том, как по окончании определенного мирового периода (дня Брахмы) Он станет возлюбленным Радхи, которая будет рожденаиз тела Кали.

Одно из значений гирлянды голов, которую носит Кали, состоит в том, что каждая голова является символическим изображением одной из букв санскритского алфавита. Таким образом, вся гирлянда, состоящая из 50-ти голов, представляет собой нить алфавита " языка богов" 105, состоящего из такого же количества слогов. Такой символизм важен в связи с наукой мантра-йоги, тщательно разработанной в тан-трической традиции106. Гирлянда (мала) голов подобна четкам (джапа-мала).так как на каждой бусине четок определенного типа содержится своя биджа-мантра, образованная из того или иного слога алфавита. Гирлянда голов представляет собой весь санскритский алфавит, слоги которого, в свою очередь, содержат в себе силу всех богов и символизируют самих богов. (Так первый согласный слог алфавита " ка" -означает прежде всего Саму Кали, а слог " ха" - Хара или Шиву). 50 слогов алфавита и, соответственно, 50 голов представляют собой проявленное состояние изначального Звука (шабда), из которого происходит творение всей вселенной. Кали носит эту гирлянду на Своем теле и это показывает, что проявленное творение возвращено в свое изначальное состояние Единства.

Жесты (мудра), которые Кали делает Своими руками, известны как абхайя, или освобождающий от страха, и вара (варада) - дающий дары. Абхайя указывает на то, что тех, кто призывает Кали, Она освобождает от всех ужасов существования и страха смерти. Варада-мудра означает, что Богиня дает поклоняющимся Ей как дары наслаждения; так и абсолютное освобождение.

10 Махавидья

10 форм Шакти являются наиболее почитаемыми в тантрической традиции:

1) Кали

2) Тара - сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная.

3) Шодаши (именуемая также Лалита, или Трипурасундари) - персонификация полноты и совершенства.

4) Бхуванешвари - сила материального мира.

5) Бхайрави - сила разрушения и смерти.

6) Чхиннамаста - богиня.держащая в руке свою собственную отрубленную голову.Она выражает собой состояние самопродления сотворенного мира, в котором каждое саморазрушение влечет за собой самообновление.

7) Дхумавати - представляет собой силу сожжения всего, после чего остается лишь пепел и дым (дхума).

8) Багала - Богиня с головой вороны, представляет собой ужасные качества живых существ, такие как жестокость, гнев, ревность.

9) Матанги - воплощение силы доминирования.

10) Камала (именуемая также Лакшми) - это чисто духовное сознание, дающее разнообразные дары и освобождающее от страха.Это прекраный аспект шакти, воплощение или сила красоты и счастья.

ШИВА

Шива - наивысший объект почитания для шайвов. Последователями Шайва и Шакта-школ Он постигается как Наивысший Абсолют. Парашива - это Парабрахман или Парамэшвара107, Наивысший Вечный Абсолют, выше которого нет и не может быть ничего. Именно так Он прославляется в Писаниях. Шветашватара-Упанишад содержит в себе великолепные шлоки, посвященные Его величию:

" Недвойственный, Он, Владыка сети (майа), управляет с помощью Своих (божественных) сил всеми мирами; в действительности, Он всегда остается Единственным, поддерживая связь с божественными силами и проявляясь, - познавшие это становятся бессмертными.

Рудра 108, управляющий всеми мирами с помощью Своих божественных сил, пребывающий внутри каждого существа, создавший все миры и ставший их поддержателем, втягивает их обратно во внутрь во время растворения. Так как (лишь) Он один (реально существует), они (риши, знающие Брахмана, прозреватели Высшей Реальности) не ищут какого-либо другого (божества).

Он (Рудра) имеет Свои глаза повсюду. Свои лица повсюду. Свои руки повсюду, и также Свои ноги повсюду. Это одно Божество, создавая небо и землю, дает людям руки и птицам крылья".

(гл.3, 1-3).

" Я знаю этого великого Пурушу (Личность), сверкающего как Солнце и пребывающего вне тьмы. Познав (лишь) Его (одного), человек превосходит смерть; нет иного пути (для постижения Высшего Состояния).

Этот Пуруша наполняет Собой все, нет ничего высшего или низшего по отношению к Нему, нем ничего меньшего или большего, чем Он, (лишь) Он Один (дествительно) существует в Своем сверкающем великолепии, неподвижный как дерево.

То, что выше наивысшего (причины вселенной) не имеет формы и существует вне болезни. Те, кто знает это (эту Высшую Реальность) - становятся бессмертными, в то время как иные получают лишь страдания.

Он, имеющий всюду Свои лица, головы, шеи, пребывающий в разуме всех существ, всенаполняющий. Он есть Господь (Бхагаван), Он - всепроникающий Шива.

Он - воистину великий Господь, Он - побуждает внутреннюю светлую сущность к совершенному чистому постижению. Он - Управляющий, Свет и Неразрушимое".

(гл.3, 8-12).

" Этот Пуруша в действительности, все то, что взращиваемо пищей, и все то, что было и будет. Кроме того. Он - Господин бессмертия".

(Там же, 15).

" Я знаю Его, древнего, свободного от немощи. Он- Душа всего. Он - всепроникающ и наполняет Собой все. В связи с Ним брахмавадины (люди, размышляющие об Абсолюте) говорят о нерожденности, о Нем говорят как о Вечном".

(Там же, 21).

В Своем непроявленном аспекте Шива - лишенный всяких форм и качеств, бездеятельный и безграничный Абсолют. Шакти дремлет в Нем; Они - Единое. Это непроявленное Абсолютное состояние не постигнуть ни умом, ни чувствами. Оно именуется Шунья, потому что оно вне всяких пределов постижения.

Однако, когда происходит творение вселенной, из Непроявленного Парамашивы возникают Его манифестации, обладающие формой и качествами. Они проявляются во вселенной со Своими Шакти, так как без Шакти - боги не имеют своего могущества или способности делать что-либо. Как утверждают шакты (поклонники Шакти), Шива без Шакти (т.е. когда Шакти дремлет) абсолютно бездеятелен и подобен мертвому109. Согласно доктрине Шайва, все боги возникают во вселенной из Абсолютного, именуемого Парашива (единого с Парашакти), во время сотворения вселенной. Все сущее происходит из единения Шивы и Шакти.

Так во вселенной появляются Брахма (творец), Вишну (Хранитель), Шива (Разрушитель) со Своими Супругами, а также все остальные боги.

Шива как Господь, проявленный во вселенной, имеет множество форм, аспектови имен.

" Шива" значит " Благой". Его называют также Шамбху (Сущность которого благо), Садашива (Вечно благой), Шанкара (Умиротворяющий), Махэшвара (Великий Господь), Рудра (Ревущий), Ишана (Владыка), Бхайрава (Ужасный) и т.д.

Образ Шивы как Личного Бога, обладающего качествами (сагуна) - уникален и необычайно притягателен. Он обладает самыми разнообразными аспектами и чертами.

В одних Своих формах Ои являет Себя как полный нежности и очарования, как лепесток цветка на утренней заре. В других - Он беспощадный Владыка Смерти (Махабхайрава), карающий демонов и людей, творящий Высший Суд. Он - Непоколебимый Судья и Владыка всех живых и мертвых. Как Шанкара - Он предстает в образе великого йогина (Махайоги), погруженного в созерцание. В Его руке четки, на Его теле - набедренная повязка из тигровой шкуры. Он сидит, углубившись в блаженное состояние покоя, Его глаза прикрыты, на лице улыбка вечного удовлетворения. Он беспечален и свободен от страха. Дикие животные не страшатся Его, Он - их покровитель. Он дарует благо, покой, умиротворение всем тем, кто обращается к Нему с любовью, Он освобождает от страха.

Шива - наивысший из йогинов. Его обитель - в горах Хималайя110, на вершине горы Кайласа. Там, среди снежных вершин, недоступный живым существам, недостижимый, Он пребывает в медитации, всегда погруженный в Свою Безначальность. Над Его головой полумесяц, вплетенный в Его прекрасные волосы. По Его длинным локонам золотистого цвета ниспадают воды великой Ганги. У Него три глаза. Он украшен змеями; Носящий трезубец, Он - Владыка бессмертия, непогрешимый.

В Пуранах, Смрити, Тантрах и других Писаниях повествуется о разнообразных образах и деяниях Шивы.

Изначальное тело Шивы, или Его тонкая Сущность - это Лингам. Люди, духи и сами боги почитают Его в этой непроявленной, наивысшей форме. Когда Брахма и Вишну спорили о том, кто из них Наивысший Господь, перед ними явился огненный столб. " Он выглядел как огонь, пожирающий вселенную во время ее уничтожения. Он сверкал, окруженный языками пламени. Он не имел ни начала, ни середины, ни конца" 111. Брахма и Вишну хотели измерить этот столб. Брахма обернулся лебедем и полетел вверх, чтобы найти его вершину; Вишну, став подводной черепахой, отправился вниз, в глубины океана, чтобы найти его основание. Однако великие боги не смогли найти ни его начала, ни конца. Тогда, поняв, что он бесконечен, и значит - Изначальный, Наивысший, склонились перед ним в благоговении. Махэшвара явился тогда из Огненного Столба, именуемого Махалингам (Великий Лингам), и предстал перед ними в Своей обычной форме.

С этим явлением Шивы, как и с другими великими Его деяниями, связан праздник Шива-ратри (" Ночь Шивы"), который отмечается раз в году в январе или феврале112. В этот праздник предписывается пост и медитация, после чего следует пир и воспевание имен Великого Господа (Махэшвары).

Лингам - высший объект почитания; почитая Его - почитают непроявленного, непознаваемого умом и чувствами Шиву.

Будучи Йогином, предающимся созерцанию в обители снегов, Шива абсолютно свободен от каких-либо желаний.

Его Вечная Супруга, воплотившись в материальном мире как Пар-вати (Обитательница гор), еще в детстве решила, что выйдет замуж только за Шиву. Однако, как ни старалась она достичь своей цели, Шива не обращал на Нее ни малейшего внимания. Погруженный в себя. Он был бесчувственен ко внешнему миру. Ума (Парвати) пожертвовала всем, сбросила с себя все драгоценности и роскошные одеяния и стала горной отшельницей. Она купалась в ледяной воде, питалась листьями с деревьев и постилась, совершая все более суровые аскезы и поклоняясь Треокому. Так проходили столетье за столетьем. Не только сама Ума, но и все боги желали Ее союза с Шивой, так как только от Их брака мог родиться бог войны Сканда113, способный победить полчища демонов во главе с Таракой. Поэтому боги послали Камадэва (бога любви), чтобы тот пронзил Своими стрелами сердце Великого Йогина. После многих безуспешных попыток и ухищрений Кама, наконец, сумел пронзить сердце Шивы. Но в тот самый миг, когда он выпустил свою стрелу. Шива испепелил его Своим третьим глазом, превратив в горстку пепла.

Парвати уже давно прислуживала Шиве, принося Ему цветы и воду, однако абсолютно безразличный ко всему Он не обращал на Нее никакого внимания. Теперь все переменилось. Пронзенный стрелой бога любви, Махэшвара увидел перед собой прекрасную женщину, которая прислуживала Ему, и Его охватило необыкновенное чувство любви. Так осуществилась великая мечта Богини гор (Парвати), и Они вскоре отпраздновали свадьбу. Затем, верхом на священном быке Панде, Ума и Махэшвара отправились на снежную гору Мандара. где в тихих лесах и зарослях предались любви.

Ума родила двух сыновей: первый - слоноголовый бог Ганэша, бог мудрости, благоприятствующий, устранитель всех преград (Винайака), и второй - Сканда (также Картикейя или Субраманья), бог войны, могущественный полководец, побеждающий злых демонов.

Рати, жена бога любви Камы, явилась к Шиве с Умой со слезами на глазах, умаляя Его вернуть ей мужа, который лишь выполнил свое предназначение. Махадэва (Великий бог) объяснил ей, что Он сжег только материальную оболочку ее супруга, и пообещал что Кама будет впредь - до наступления определенного мирового периода - являться в своей видимой форме только ей, но оставаться невидимым для всех остальных существ. После этого, он вновь получит материальное тело и будет виден богам и небожителям.

Будучи вечным Властелином гор (Гиришанта, Гиритра), Шива переживает своих супруг, которые являются воплощениями его вечной Шакти, но они подвержены смерти, поскольку получают материальные тела. Так, когда первая супруга Махадэвы, Сати, покинула Свое тело, Он впал в отчаяние и как сумасшедший, обмазанный пеплом, со всклоченными волосами, почти голый скитался по всему свету, нося Ее труп…

Шива - экстатический Танцор (Натараджа). Своим танцем Он создает и разрушает этот мир. Все боги аккомпанируют Ему в этом Небесном Танце.

В Своей ужасающей форме Шива - обитатель мест сожжений (Шмашанаваси), сопровождаемый повсюду свитой духов и демонов, Супруг ужасной Кали.

Испив яд, чтобы избавить вселенную от гибели, Махэшвара стал Синешеим (Нилакантха). Его шею обвивает кобра, которая охлаждает своим телом жар от этого яда.

Как йогин-подвижник, Шива скитается по земле, почти голый, со спутанными длинными волосами, с черепом или чашей для подаяний. Он - покровитель отчаявшихся и угнетенных. Он - как ужасный, неумолимый Бхайрава и Рудра, так и самый благодетельный, милостивый, нежный и добрый Сундарэшвара (Господь Красоты и Привлекательности). Он - прекрасноликий юноша и седовласый старик, предающийся созерцанию. Он - всепожирающий Чанда, и Владыка, исцеляющий от всех болезней (вайдьяпатха). Поклоняясь Ему, Господину бессмертия (амарнатха), существа несомненно обретают бессмертие и вечное блаженство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.