Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропосоциогенеза






Эволюция древних человекообразных обезьян была целиком обусловлена естественным отбором и осуществлялась путем биологического изменения целого комплекса телесных особенностей и в первую очередь мозга. Этот путь привел, в кон­це концов, к появлению первобытных людей, морфофизиологическое строение которых обусловило их способность изго­тавливать орудия труда. Благодаря этому появилась возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды не путем из­менения строения тела, а посредством создания новых орудий труда и искусственной среды обитания, защищавшей людей от неблагоприятных условий естественной среды.

Вначале, когда орудия труда и средства выживания человека были еще очень примитивны, естественный отбор продолжал действовать и вызывал существенное изменение строения тела древних людей, порождая новые их виды. Ко времени появле­ния кроманьонцев — ископаемых людей современного вида — ре­шающую роль стали играть не факторы биологической эволю­ции (наследственность, изменчивость и естественный отбор), а факторы социального развития (труд, речь, организация совме­стной жизни людей в стаде, потом и в собственно человеческом обществе и т.п.). В результате биологическая эволюция человекапо существу прекратилась. Вот почему современные люди так мало отличаются от ископаемых кроманьонцев.

Генетическое наследование морфофизиологических осо­бенностей, врожденных инстинктов и рефлекторного меха­низма деятельности у человека было дополнено социальной пе­редачей опыта предшествующих поколений новым поколениям в процессе их обучения с помощью членораздельной речи. На пер­вых шагах исторического развития людей, когда их речь была несовершенной, трудовые и другие навыки передавались боль ще показом, но ко времени появления кроманьонцев словес­ная передача опыта превратилась уже в устойчивую и важную форму обучения и воспитания молодежи. Со времен кромань­онцев природные факторы жизни людей все больше дополня­лись культурой — созданным ими самими миром орудий тру­да, жилищ, одежды, форм поведения, обычаев и т.п.

Созданные кроманьонцами каменные, костяные и рого­вые орудия труда значительно превосходили приспособления неандертальцев. Кроманьонцы изготавливали составные ору­дия, не только обкалывали, но и обтачивали каменные ору­дия. У них появилось искусство. На стенах их пещер обнару­жены рисунки животных и охотничьих сцен, вместе с оруди­ями труда найдены вырезанные кроманьонцами из кости фигурки животных и людей.

Современные исследования, в том числе и культурологи­ческие, в полной мере подтвердили решающую роль надбиологических факторов в формировании современного человека — Homo sapiens.

В социальной, культурной эволюции предков человека и самого Homo sapiens обычно выделяют следующие периоды. Палеолит — древний каменный век продолжительностью от 2—3 млн лет назад до 10 тысячелетия до н.э. За это время человеческий род продвинулся от вида Homo habilis («человек умелый») до кроманьонцев, т.е. до Homo sapiens («человек разумный»). Становящийся, формирующийся человек пользо­вался постепенно совершенствовавшимися каменными, де­ревянными, костяными орудиями, занимался охотой и со­бирательством. Неолит — новый каменный век (VIII— III ты­сячелетия до н.э.). В эту эпоху осуществился переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты) к произво­дящему (скотоводству, земледелию). Люди научились шлифо­вать и сверлить орудия из камня, делать глиняную посуду, овладели навыками прядения и ткачества. Бронзовый век исторический период, сменивший неолит (IV—I тысячелетие До н.э.). Характеризуется производством и использованием бронзы (сплавов меди с оловом, алюминием, бериллием, свинцом и другими металлами), бронзовых предметов и ору­дия. Это время распространения кочевого скотоводства и Поливного земледелия, письменности, рабовладельческих ци­вилизаций и государств.

 

 

82. Как современная наука определяет природу и сущность человека?

В современной науке обосновано достаточно убедительно положение о том, что природа человека носит космобиопсихо-социокультурный характер, что сознание человека отнюдь не является tabula rasa («чистой доской»). На основе анализа многолетних исследований по клиническому применению ЛСД как эмпирического основания холистского подхода к психике человека установлена принципиальная недопустимость ее ре­дукции к «эго», разуму и чувствам. Психика человека подоб­на пирамиде, причем доступна исследованию только верши­на, а «основание» теряется в глубинах Космоса. Такого рода методологическая установка в социобиологии, исследуя социальное поведение человека как проявление его приро­ды, принимает во внимание биологическую, генетическую сторону индивида. Вместе с тем следует различать понятия «природа» и «сущность» человека, последнее понятие являет­ся частью первого и придает ему незавершенный характер. В идеале каждый человеческий индивид представляет собой кон­кретную самоценность, которая в своих творческих возможностях бесконечна, ибо его сущность заключается в потенци­альной способности стать собственно человеком. Каждый человек — это динамичная микровселенная, представляющая собой неисчерпаемый континуум чистых возможностей. Од­нако его сущность открыта, незавершенна, динамична, по­этому конкретно-исторические условия существования обще­ства, противоречивость социального, научно-технического прогресса ограничивают возможности самореализации инди­вида. Нравственное отношение к человеку предполагает ви­дение в каждом конкретном человеке «образа бога» (ведь бог, согласно Л. Фейербаху, есть проекция человека на бесконеч­ность), т.е. потенциально бесконечного совершенства, что служит основой гуманистической составляющей культуры как противовеса крайнему техницизму и сциентизму.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.