Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание.






Задание 1. Выберите и запишите правильный вариант ответа.

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова к рынку - крынку в строках

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку?

1) полные омонимы 2) омофоны 3) омоформы 4) омографы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова по калачу - поколочу в строках

Вы, щенки, за мной ступайте!

Будет вам по калачу.

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

1) полные омонимы 2) омофоны 3) омоформы 4) омографы

3. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) зал полон 3) зал аплодирует стоя

2) тонкие пальцы 4) крутой берег

4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) шёлковая рубашка 3) шёлковые волосы

2) горячий кофе 4) золотые часы

5. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

1) лодырь, лентяй, прогульщик 3) сгущёнка, малюсенький, очи

2) маленький, малец, шествовать 4) вредный, вредничать, глупец

6. В каком ряду все слова являются разговорными?

1) кассирша, раззява, картофель

2) дикторша, охламон, весельчак

3) жадина, картошка, притон

4) электричка, старьевщик, неразбериха

7. В каком предложении вместо слова костный нужно употребить слово костяной?

1) Костный панцирь черепахи очень прочен.

2) Живая костная ткань человеческого организма пропитана неживым веществом — минеральными солями.

3) Мы увидели красивый костный нож.

4) В ежедневный рацион животных должна входить костная мука.

8. В каком предложении вместо слова цветной нужно употребить слово цветовой?

1) У детей были в руках цветные флажки.

2) Эти цветные и световые особенности драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности.

3) Цветные лампочки тускло поблёскивали в полумраке.

4) В книге было множество фотографий и цветных рисунков.

9. В каком предложении вместо слова царственный нужно употребить слово царский?

1) Это был почти царственный подарок.

2) Царственное течение Волги в этих местах впечатляет.

3) Она прошла мимо своей царственной походкой.

4) На картине хорошо передана царственная стать сосен.

10. В каком предложении вместо слова голосистый нужно употребить слово голосовой?

1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

2) Певец обладал замечательными голосистыми данными.

3) Владимир Маяковский был одним из голосистых поэтов своего времени.

4) Голосистая буря пронеслась над ущельем.

Задание 2. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза» Выпишите по 3-4 примера метафоры и эпитета из стихотворения. Какое настроение они создают при чтении стихотворения.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Всё вторит весело громам.

Задание 3. В последние годы в русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются в публицистической и разговорной речи. В связи с непостоянством, изменчивостью признаков моделируются новые смысловые противоположности. Подберите антонимы, учитывая новые явления в общественной жизни, контрастирующие между собой.

Образец выполнения: благотворительная организация - коммерческая.

Конструктивный подход, силовые методы борьбы, стартовая цена, фирменная одежда, эксклюзивный товар.

Задание 4. В 20-е годы XX века известный деятель отечественной культуры С. Волконский писал: «Влияние иностранного слова несомненно расслабляющее, когда говорящий не сознаёт под ним корней. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина есть уже заблуждение». Ниже дан небольшой список «дефективных» (заимствованных из других языков) выражений. Подберите к ним соответствующие «коррективы» (синонимы из русского языка).

Электорат, эксклюзивный, спонтанный. детальный, индифферентный, аномалия, деградация.

Задание 5. Определите различия в значении слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям иноязычных слов.

Визажист, косметолог, гримёр.

Задание 6. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Доброта – добротность, жёсткость – жестокость, поза – позиция, тема – тематика, факт – фактор, отдельный – отдельский; диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый.

Задание 7. Подберите фразеологические синонимы к следующим устойчивым сочетаниям.

Стреляная птица, отдать богу душу, без царя в голове, жить душа в душу.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «лексикология».

2. В чём заключается различие понятий «лексическое значение» и «грамматическое значение»

3. Дайте определение понятию «фразеология».

4. Дайте определение понятию «омонимы».

5. Дайте определение понятию «синонимы».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.