Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Лексические изобразительно-выразительные средства языка.






Практическая работа №3

Цель работы:

владеть нормами словоупотребления и умением пользоваться толковыми, фразеологическими словарями

Задание:

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Выберите и запишите правильный вариант ответа.

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова сноса – с носа в строках

Веснушкам нету сноса

Не исчезают с носа?

1) полные омонимы 2) омофоны 3) омоформы 4) омографы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в строках

Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав.

1) полные омонимы 2) омофоны 3) омоформы 4) омографы

3. Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в строках

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

1) полные омонимы 2) омофоны 3) омоформы 4) омографы

4. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкийгреческий?

1)омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

5. В каком предложении слово СТОЛ употреблено в значении «питание, пища»?

1) Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом.

6. В каком предложении слово ХЛЕБ употреблено в значении «пропитание»?

1) Хлеб убрали и завезли на элеватор.

2) Не хлебом единым жив человек.

3) Мой брат любит ржаной хлеб.

4) Эта работа — верный хлеб.

7. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

1) Мы знакомы домами. 3) Родина - наш общий дом.

2) В одном переулке стояли дома. 4) Летом мы были в доме отдыха.

8. В каком примере слово ГОЛОВА употреблено в прямом значении?

1) Он у нас всему делу голова. 3) Он человек с головой.

2) Голова пехотной колонны. 4) Надел шляпу на голову.

9. В каком предложении вместо слова экономичный нужно употребить слово экономный!

1) Была создана новая экономичная машина.

2) Несколькими экономичными штрихами автор рисует яркую кар­тину действительности.

3) Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве.

4) Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве.

10. В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить слово человечный?

1) Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.

2) Защита человеческого достоинства — одна из самых характерных черт этого публициста.

3) В своих произведениях он часто изображал человеческие страда­ния.

4) Экзаменатор нам попался очень человеческий.

Задание 2. Прочитайте стихотворение С. А. Есенина «С добрым утром!» Выпишите по 3-4 примера олицетворения и эпитета из стихотворения. Какое настроение они создают при чтении стихотворения.

Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Задание 3. В последние годы в русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются в публицистической и разговорной речи. В связи с непостоянством, изменчивостью признаков моделируются новые смысловые противоположности. Подберите антонимы, учитывая новые явления в общественной жизни, контрастирующие между собой.

Образец выполнения: благотворительная организация - коммерческая.

Богатые люди, государственная организация, законные диски, порядок (законность), легальное предприятие.

Задание 4. В 20-е годы XX века известный деятель отечественной культуры С. Волконский писал: «Влияние иностранного слова несомненно расслабляющее, когда говорящий не сознаёт под ним корней. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина есть уже заблуждение». Ниже дан небольшой список «дефективных» (заимствованных из других языков) выражений. Подберите к ним соответствующие «коррективы» (синонимы из русского языка).

Ориентироваться, фиктивный, инициатор, доминировать, превалировать, инспирировать, информировать.

Задание 5. Определите различия в значении слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям иноязычных слов.

Импресарио, меценат, продюсер.

Задание 6. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Звать – называть, надеть – одеть, покрыть – укрыть, снискать – сыскать, дипломатические – дипломатичный, безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки.

Задание 7. Подберите фразеологические синонимы к следующим устойчивым сочетаниям.

Петь дифирамбы, сойти с ума, хоть караул кричи, яблоку негде упасть,

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «лексикология».

2. В чём заключается различие понятий «лексическое значение» и «грамматическое значение»

3. Дайте определение понятию «фразеология».

4. Дайте определение понятию «омонимы».

5. Дайте определение понятию «синонимы».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.